Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета»




Скачать 117.87 Kb.
НазваниеКлассный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета»
Дата публикации31.12.2013
Размер117.87 Kb.
ТипКлассный час
lit-yaz.ru > Спорт > Классный час


Правила этикета с Совушкой-умной головушкой

Классный час. 1–4 классы

Тема. «Правила этикета».

Цели. Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета

Учебные материалы. Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья

ХОД ЗАНЯТИя

Учитель. Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами. Беседа наша будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?». Нашей помощницей будет Совушка – умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг нее вы видите цветные конверты с вопросами и ответами.

^ Учитель крутит волчок.

– Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос.

Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки? Давайте посмотрим, правильно ли себя ведут Алена и Сережа в рассказе «Горький апельсин».

^ Горький апельсин

Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.

– Разве не видишь? – буркнула Аленка.

– Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!

У. Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом, который предлагает нам Сова.

^ Чтение правил Совы о дружбе и товариществе

С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.

Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.

Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком

Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.

Останови товарища, если он поступает плох

Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом

За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого.

– Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.

^ Учитель крутит волчок.

– В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.

^ Ребята показывают сценку «День рождения».

День рождения

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

У. Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Нины.

Дети отвечают.

– Я думаю, что никто и никогда так не поступит.

^ Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова:

Надо уметь вежливо принимать гостей.

За поздравления и подарки благодарят

Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.

Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь

Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание

Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение к себе.

Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить своих гостей, но и чем занять их.

Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы они остались довольны

Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали.

^ Учитель крутит волчок.

– В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» – Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.

^ Дети инсценируют отрывок из сказки.

За столом

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.

В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.

Девочка поморщилась и сказала строго:

– Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?

– Когда папа Карло, а когда никто.

– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

– Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?

Дети отвечают.

^ Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова:

Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой

Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.

Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.

Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.

Из блюда бери ближний к себе кусок, не выбирай.

Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.

Не сиди боком к столу – это некрасиво.

Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

^ Учитель крутит волчок.

– Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, вы сейчас увидите.

^ Разыгрывается сценка. Дети анализируют ее и предлагают свои правила общения по телефону. Сова предлагает точные правила

Важно правильно набрать номер.

Следует поздороваться и сразу представиться.

По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом.

Важно уметь употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, извините, до свидания

Если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.

Нельзя занимать надолго телефонную линию.

Не следует беспокоить людей по пустякам, без всякого дела, звонить рано утром или поздно вечером.

^ Учитель крутит волчок.

– Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в общественном транспорте?

В автобусе

Федя и Нюша – брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.

– Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.

Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде.

– Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.

– Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.

– Спасибо.

– Пожалуйста, не стоит благодарности.

– Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует нам Сова?

^ Чтение правил Совы.

При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым

Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке

Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.

В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.

Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.

Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят

Если нужно взять билет или прокомпостировать его, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.

Ответом на услугу всегда должны служить слова благодарности.

^ Учитель крутит волчок.

– У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там. О! Спокойствие, только спокойствие! Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на которые надо дать три ответа:

1. Что значит – «вежливый человек», каким он должен быть?

2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как вы будете приветствовать учителя?

3. Откуда пришло слово этикет? Что оно означает?

Дети отвечают.

– А теперь внимание! Правильные ответы!

1. Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.

Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.

С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».

3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.

В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:

– Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.

– Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже.

Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.

Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.

Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал на все воКлассный час "Правила этикета в общественных местах"

Классный час «Правила этикета»

Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

Эпиграф классного часа:

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. (Дж. Свифт)

Форма проведения: Брейн-ринг.

Для организации и проведения классного часа необходимо:

Разделить класс на 4 команды (по 4-5 человек в каждой). Каждая команда выбирает капитана.

Оформить лист-памятка «Вежливый ли ты человек?!» (после праздника она остается в классном уголке).

Подготовить класс к мероприятию (составить столы для участников команд), секундомер, таблички с названиями команд, звездочки-баллы.

Подготовить листы бумаги и ручки (для каждого ученика) для проведения теста.

Пригласить гостей в виде жюри.

В се вопросы к командам записываются на карточки с четкими формулировками правильных ответов.

Ход классного часа

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящен правилам этикета. Но поскольку на календаре апрель, а весь апрель никому не верь, то и классный час мы начнем с необычного стихотворения Григория Остера из книги «Вредные советы». В этом нам помогут наши одноклассники.

Ученики по очереди читают стихи.

1.

Потерявшийся ребенок

Должен помнить, что его

Отведут домой, как только

Назовет он адрес свой.

Надо действовать умнее,

Говорите: «Я живу

Возле пальмы с обезьяной

На Гавайских островах».

Потерявшийся ребенок,

Если он не дурачок,

Не упустит верный случай

В дальних странах побывать.

2.

Когда состаришься, ходи

По улицам пешком.

Не лезь в автобус - все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать,

А к тем далеким временам

Не станет их совсем.

3.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен,

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Учитель. Какие вредные советы дает вам Григорий Остер? Следует ли так поступать? (рассуждения детей)

^ Вступительное слово учителя:

Человек живет среди людей. Отношение к вам других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы вас узнать.

Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет. Знаете ли вы что такое именно этикет? И в чем он заключается?

^ Этикет — установлений порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Существуют различные виды этикета:

служебный (деловой);

дипломатический;

военный;

педагогический;

врачебный;

этикет в общественных местах.

Что вы под этим понимаете? А школа является общественным местом?

С этикетом тесно связаны правила вежливости.

Кто знает откуда к нам пришло слово ВЕЖЛИВОСТЬ?

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.

(На доске – Лист-памятка «Вежливый ли ты человек?!», учитель зачитывает из нее правила поведения.)

Тебя будут считать человеком вежливым, если ты:

Научишься сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других.

Научишься

не перебивать;

не шуметь;

не шмыгать носом;

не зевать вслух;

не вытирать ботинки о штанину брюк;

признавать все то, что отличает цивилизованного человека от дикаря

Ребята я предлагаю вам в игровой форме проверить свои знания Правил этикета применяемых в общественных местах и объявляю правила игры:

Игра идет на количество баллов.

На обсуждение дается 30 секунд.

Право ответа предоставляется команде первой поднявшей свою табличку.

Вопросы:

Кто первым здоровается при входе в помещение?

Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.

Кого кому представляют?

Младшего — старшему, мужчину — женщине, менее известного — более известному.

Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

Проходящий.

Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?

Очень приятно! Очень рад! Мне приятно» что мы с Вами познакомились! и т.д.

Спасибо ребята за ответы!

Я знаю, что каждая из команд подготовила короткие выступления по поводу как нужно себя вести в общественных местах, то есть когда мы находимся среди людей.

Но очередность выступления команд определится жеребьевкой. Право быть первыми получит та группа, которая первая отгадает пословицу, кто отгадает вторую тот будет выступать вторым и т.д.

Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую?! (В гостях хорошо, а дома лучше)

Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счёт?(По секрету всему свету.)

Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Гришка вдруг схватил Колю за руку: «Смотри вон там кто-то стоит!» оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу напомнил другу Грише товарищ? (У страха глаза велики)

^ Правила поведения в магазине:

Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин» или тот, кто выходит?

Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»

Говорят: «Кто последний?»

Можно ли входить в магазин с собакой?

Нет, даже если собака небольшая.

Как обратиться к продавцу?

По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».

^ Правила поведения на улице, в транспорте:

С какой стороны обходят прохожих?

Идущих впереди обходят слева», а идущих на встречу — справа.

При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?

Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.

Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?

Надо встать и уступить место.

^ Правила поведения втеатре или кинотеатре

Если вы решили пойти в театр или кинотеатр, но не один, то как лучше пригласить друга (подругу)?

Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у наших друзей могут быть другие планы.

Паре нужно в театре или кинотеатре пройти к месту. Кто идет первым?

Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.

Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино?

Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.

^ Правила поведения поведение за столом:

Как надо есть хлеб, бутерброды?

Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывай маленькими кусочками.

Если в гостях нам предложили блюдо, которое мы не очень любим, то действовать надо следующим образом.

Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.

Как едят пирожные, торты, пироги?

Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.

Как выйти из-за стола?

Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.

Спасибо ребята за выступления.

Скажите, пожалуйста, звучали ли сегодня для вас совершенно новые правила этикета? Какие?

Как вы считаете, важны ли правила этикета в нашей жизни? Зачем они нужны?

А нужно ли пополнять и закреплять знания в этом теме (запишите в дневниках): Бушелева Б.В. «Поговорим о воспитанности».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета» iconКлассный час на тему: «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»
Цели: повторить вежливые слова, правила этикета; развивать монологическую и диалогическую речь, внимание, память; воспитывать культуру...

Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета» iconКлассный час Правила этикета в общественных местах
Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения

Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета» iconРолевая игра «правила знакомства» автор: отдельнова любовь владимировна,...
Ребята! Сегодня мы проводим классный час по программе «Культура поведения»: «Правила знакомства»

Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета» iconКлассный час «Правила безопасности на улицах и дорогах» тема: Правила...
Задачи: Повторить правила дорожного движения, правила безопасности на улицах и дорогах

Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета» iconКлассный час Тема: «Правила поведения на уроке и перемене»
Цель: учить детей правильно вести себя в школе и на улице

Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета» iconКлассный час. Учитель: Аюева Валентина Павловна Класс: 4б тема: «Здоровый сон»
«Классный час как средство развития индивидуальности ребёнка». Классный час. Учитель: Аюева Валентина Павловна Класс: 4б тема

Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета» iconКлассный час «Давайте познакомимся!»
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»

Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета» iconВамолина Ольга Геннадьевна Классный час «Правила поведения на перемене»
Не всегда у учителя есть время обсудить на уроках то, что ему и детям представляется актуальным, интересным, наболевшим. Не обязательно...

Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета» iconТема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы)
Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

Классный час. 1-4 классы Тема. «Правила этикета» iconКлассный час на тему: Правила поведения в школе
Цель урока: : объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница