Скачать 145.63 Kb.
|
Амбарцумян В.В. БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Том 3 Международный опыт обеспечения безопасности дорожного движения Рекомендовано УМО вузов РФ по автотранспортному и дорожному образованию в качестве учебного пособия для подготовки кадров и повышения квалификации работ-ников автотранспортных предпри-ятий, дорожно-эксплуатационных организаций и учреждений ГИБДД Под общей редакцией д.т.н. профессора В.В. Сильянова Москва Издательство…. 2008 От автора Хочу выразить огромную признательность ученым, специалистам и моим коллегам, за всесторонную поддержку моих начинаний, стремлений и работ, в благородном деле повышения безопасности человека на производстве, на транспорте и в быту, чему посвящен мой более чем сороколетный скромный труд. В частности, выражаю особую благодарность ректорам университетов и институтов: Станиславу Бородину (Академия МВД СССР), Валентину Луканину (МАДИ), Владимиру Филиппову (РУДН), Владимиру Шкрабаку (СПбГАУ), Анатолию Карунину (МАМИ), Аршалуйсу Тарвердяну (АрмГАУ), Рубену Авакяну (ЕрАРИП), Вадиму Донченко (НИИАТ) и Виктору Кондратьеву (НИЦБДД); Докторам наук, профессорам: Валерию Носову, Виталию Еременко, Валентину Сильянову, Владимиру Носову, Валерию Лукьянову, Александру Петровскому, Виктору Столяренко, Виктору Иванову, Анатолию Рябчинскому, Георгию Клинковштену, Генриху Саркисяну, Норику Базикяну, Александру Арутюняну, Ара Мхитаряну; Кандидатам наук, доцентам: Виктору Тагасову, Виктору Давыдову, Михаилу Дубинину, Юрию Сытникову, Борису Анохину, Владимиру Чванову, Юрию Кременцу, Евгению Осепчугову, Александру Плужникову, Александру Романову, Славе Бурнусузяну, Роберту Межлумяну, Александру Юрову. В заключение хочу подчеркнуть весьма ценную работу моих сыновей Карена и Виктора по сбору и идентификации материалов данной книги. Они в равной мере являются соавторами данной книги. В.В. Амбарцумян Введение Анализ материалов Генеральной Ассамблеи ООН, Всемирной организации здравоохранения, Международного банка и др. свидетель-ствует о возрастающем глобальном кризисе в области безопасности дорожного движения. Из-за масштабов наносимого вреда аварийность на дорогах отнесена к основным угрозам современности. Поэтому проблема повышения БДД выходит за пределы узкогосударственной задачи и приобретает общечеловеческий характер. Обеспечение безопасности доожного движения (ОБДД) является одной из форм реализации единой государственной политики России в области охраны жизни, здоровья и имущества граждан, путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Данное направление деятельности сегодня имеет огромное социальное, политическое и экономическое значение. ^ книги посвящена общей тенденции в обеспечениеи безопасности доожного движения в XXI веке. Подробно анализируются 13 основных тенденций в ОБДД в XXI веке, Комитета безопасности дорожного движения Международной ассоциации руководителей полиций. Анализ опыт развитых стран (США, Англия, Канада, Франция, Финляндия и др.), доказывает, что снизить уровень аварийности и избежать колоссальных социальных и экономических потерь можно, последовательно и постоянно предприняв комплексных мероприятий. На основе анализа установлено, что дорожное движение на трассах Евросоюза однозначно стало более безопасным. В странах ЕС общее число аварий со смертельным исходом сократилось c 2001 г. на 13%. Наиболее радикальное сокращение ДТП достигнуто во Франции. Основной акцент в зарубежном законодательстве делается на повышение материальной ответственности нарушителей ПДД.Это не только большие штрафы, но и конфискация автотранспортных средств. В настоящее время уже созданы технологии ХХ1 века. Созданы специальные радары радиопредупреждения. Тут изложены также новые тенденции о подготовке водителей, о дорожно-патрульной службе, о технической организации дорожного движения и т.д. ^ «Обсуждение проблемы безопасности дорожного движения на международном уровне» приведены доклады материалы ООН, ВОЗ и Международного Банка и др. по проблеме ОБДД. Приведённые данные подтверждают, что глобальный кризис в сфере БДД затрагивает все государства, что дорожный травматизм является одной из самых неотложных социально-экономи-ческих проблем, стоящих перед международным сообществом. Наибольший пакет европейских правовых актов был принят на ЕКМТ 5 июня 2002 г. Это - ключевые рекомендации по безопасности дорожного движения. Эти рекомендации обязательны для стран ЕС. Если же государства, входящие в ЕС, их не исполняют, на них налага-ются достаточно большие штрафы.В Австралии, Белоруссии, Бразилии, Германии, Кипре, США обсуждается принятия законов, запрещающих курение за рулем. В третой «Обсуждение проблемы БДД в РФ» проведен анализ состояния БДД в РФ, основанный на опубликованных в прессе материалов, а также Рекомендаций Комитета ГосДумы и Семинара Комитета ГосДумы. Обстановка на дорогах России представляет реальную опасность демографии и национальной безопасности страны. За последние 10 лет в РФ в ДТП погибли 315 тысяч человек, более 2 млн получили увечья, нанесен значительный ущерб экономике страны. По сути на дорогах России ежегодно гибнет и получает увечья количество граждан, соизмеримое с населением крупного областного центра. В частности подчеркивается, что темпы развития имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры, при существенном возростании интенсивности движения, не соответствуют возрастающим потребностям государства и общества. За последнее десятилетие автопарк увеличился более чем в два раза, а протяженность городских улиц и дорог - всего на 4,5 %. Планка требований к профессиональной готовности водителей значительно поднялась, но квалификация водителей не отвечает реалиям сегодняшнего дня, и непрофессионализм водительского состава придает основную негативную тенденцию показателям ДТП. В результате проведённого в этой главе анализа, разработаны неотложные мероприятия по ОБДД изложенных в главе10. ^ посвящена обсуждению американского опыта в деле повышения БДД. Заслуживают вниманию следующие сведения. Для американца в возрасте от 3 до 33 лет риск смерти на автодороге является самым большим, по сравнению с другими причинами смерти. Однако, в целом за последние полстолетия (с 1950 по 2000 г.г.) риск погибнуть на американской дороге снизился в четыре раза. Ситуация на американских дорогах в исторической перспективе заметным образом улучшается. В абсолютном измерении за последние 30 лет сумели в Америке снизить за последние 30 лет число погибших на 10 тысяч человек в год. Если говорить о причинах достигаемого в США, в условиях постоянного роста плотности движения, то следует отметить, что имело место постоянное улучшение качества дорог. Параллельно шел процесс совершенствования качества ходовой части автомобилей, усиление противоударной конструкции салонов и кузовов автомашин. Убедительно заметный вклад в общее улучшение БДД вносит постоянная работа с водителями. Измененение стиля вождения води-телей, это не только постоянное ужесточение наказаний за езду в нетрезвом состоянии, но много более эффективная работа, которую вели страховые компании и пр. организации. Профилактика ДТП в сильной степени сводится к тому, что постоянно усложняется (в том числе и напрямую удорожается) выезд на дорогу водителей, имеющих историю нарушений ПДД. Постоянная "выбраковка" - удаление с дороги - потенциально опасных участников движения все еще остается видимо эффективным путем профилактики опасных ДТП. Никаких иных сколько то реалистичных способов сохранения жизней на дороге не существует. В результате проведённого обсуждения, разработаны рекомен-дации из опыта профилактики ДТП в США, изложенные в гл.10. ^ посвящена Закону РФ "О безопасности дорожного движения". Федеральный закон определяет правовые основы обеспе-чения БДД на территории РФ. Анализ нормативно- правовых актов РФ показывает, что их названия не всегда соответствуют содержанию. Документы между собой слабо согласованы, а предусмотренная в них ответственность для нарушителей ПДД неадекватна опасности последствий для жизни и здоровья людей. Мировая практика показывает, что действия, направленные на обеспечение БДД, должны быть жесткими, бескомпромиссными. Нельзя рассчитывать на изменение обстановки к лучшему без решительного укрепления правопорядка на дорогах России, как это осушествлено в США, в Англии, в Канаде, в Франции и в др. странах. ^ приведена «Федеральная целевая программа повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". В целях кардинального изменения ситуации правительством России реализуются неотложные меры экономического, организаци-онного и правового воздействия на ситуацию на автодорогах.Принята Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Кромие изложенных в Федеральной целевой программе безусловно необходлимых комплексных мероприятий, по нашему мнению необходимо разработать и внедрить принципиально новые, соответствующие реальным условиям действительности России законодательные нормы, критерии, практические методы, средства и способы повышения безопасности дорожного движения. Приведено обоснование необходимости разработки и реализации целевые программы для отдельных возрастных категорий водителей, отдельных групп участников дорожного движения и специальные программы для отдельных регионов страны, с учетом их особененостей. ^ приведена Концепция федеральной целевой программы повышение безопасности дорожного движения . Установлено, что в развитых странах важное значние придается государственной политике, стратегии и тактики, в деле организации и управления систем ОБДД. Исходя из этого, для реализации государственной политики и стратегии, в Концепции должен быть разработан механизм создания работаспособной структуры для планирования, финанси-рования, организации, управления и контролья, в области БДД. ^ приведена Концепция обеспечения качества в дорожном хозяйств. Проблема плохих дорог в России по-прежнему остается нерешенной. Особенно это относится к дотационным субъек- там Российской Федерации. Так как к 2020-2025 гг. в российских городах ожидается уровень автомобилизации порядка 550 автомобилей на 1000 жителей. С учетом этого уже сегодня требуется пересмотреть всю стратегию развития городов с точки зрения организации движения транспорта и пешеходов. На основе анализа приводится конкретные рекомендации. В первую очередь необходимо строительство сети внеуличных скоростных магистралей, выполняющих основную транспортную работу по связи города с пригородной сетью дорог, обеспечение необходимым количеством парковочных мест, создание перехватыва-ющих парковок, создание безопасных условий для пешеходов и т.д. ^ приведены специальные отборные программы БДД США, среди них важное место занимает профилактика агрес-сивного вождения, как проблема номер один в США, Франции, Испании, Италии и др стран. По всему тексту красной нитью подчеркивается, что перспективы БДД заключены внутри человеческого бытия, а не в машинах или инфроструктуре дорог. Поэтому в тактике повышения БДД, основное внимание должно быть напрвлено на мотивации поведения для уменьшения риска, на методы поошрения и мотивации индивидуальной заинтересованности водителей. Обсуждается система мотивации и поощрения водителей и другие национальные программы. ^ приведены весьма ценные, практические рекомендации, о неотложных мероприятиях по повышению БДД в РФ, основанные на анализа состояния БДД в России, более чем в 20 странах мира, а также на мировой и американский опыт профилактики ДТП. Основной упор для ОБДД должен быть сделане на повышение знаний, опыта, мастерства водителей и на воспитания дициплины, а не их запугнивание огромными штрафами или арестом. ^ привены: Положние о Правительственной комиссии по ОБДД Состав Правительственной комиссии по ОБДД Материалы Призидиума Общественного проекта «ОБДД» Сценари делового цикла решения прроблемыв ОБДД. Оглавление От автора 4 Введение 5 Глава 1. Общие тенденции в обеспечении безопасности дорожного движения в XXI веке 1.1.Введение 9 1.2. Международные правовые акты о дорожном движении 12 1.3. Правовые акты в рамках Совета Европы 14 1.4. Правовое регулирование БДД в зарубежных странах 16 1.5. Организация дорожного движения 22 1.6.Технические средства организации движения 26 1.7.Подготовка водителей 28 1.8. Дорожно-патрульная полиция 30 ^ движения на международном уровне 2.1. Международная статистика дорожного травматизма 34 2.2. Глобальные данные и прогнозы по БДД 36 2.3. Новый доклад ООН о безопасности дорожного движения 38 2.4. Всемирная ассамблея молодежи за БДД 42 2.5. Генеральный Ассамблей ООН о “Глобальном кризисе в БДД 46 2.6. Основная резолюция Генеральной Ассамблей ООН по БДД 48 2.7. Пресс-релиз Пятьдесят восьмой Пленарной сессии ГА ООН 52 2.8. Историческое Решение ООН по БДД 58 2.9. Хартия МСАТ по превышению БДД 60 2.10. Декларация Международного транспортного форума 65 2.11.Автомобильный Диалог - “Безопасность дорожного движения” 68 2.12. Новая программа по обеспечению безопасности движения 71 2.13. Материал из свободной энциклопедии о БДД 72 2.14. Мероприятия в рамках недели БДД 75 ^ движения в Российской Федерации 3.1.Введение 83 .2. А.И.Витковский. Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения 83 3.3. О совершенствовании нормативно-правового регулирования дорожного движения (Рекомендации Комитета Госдумы) 98 3.4.О нормативно-правовом обеспечении регионального и местного транспортного сообщения в субъектах России 104 (Рекомендации семинара совещания Комитета Госдумы) 3.5. Р.Г.Нургалиев. Аварийность на дорогах новая угроза современности 113 3.6. В.Н. Кирьянов. О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения 118 3.7. О.В. Белозеров. Задача первостепенного значения 122 3.8. О.А.Малахов Проблема дорожно-транспортного травматизма 130 3.9. А.И.Якимов. Сертификация персонала в сфере пассажирских перевозок 134 3.10. А.М.Новожилов. Станции технического обслуживания автомобилей и их сертификация 141 3.11. С. Казанцев. За безопасность дорожного движения Москвы 143 3.12. А. Левадний. Целевая программа обеспечения БДД на территории Московской области в 2007-2010 г.г. 146 3.13. Генеральная прокуратура закончила масштабную проверку ГИБДД (Российская газета 4 апреля 2007) 149 3.14. Отчёт о дорожной безопасности в Российской Федерации 152 ^ обеспечения безопасности дорожного движения 4.1.Учет и регистрация автомобильных аварий 154 4.2.Пять главных причин смерти населения США 156 4.3. Основные причины фатальных авто происшествий 159 4.4. Основные причины гибели водителей 161 4.5. Структура пострадавших авто аварии 163 4.6. Медицинская статистика фатальных авто происшествий 166 4.7. Экономический ущерб от авто происшествий 167 4.8. Скорость, безопасность, экономика 168 4.9. Как готовят водителей 175 4.10.Взаимоотношений водителя и представителя власти 178 4.11. Агрессивное движение 180 4.12.Заключение 183 ^ 5.1. Общие положения 186 5.2. Государственная политика в области обеспечения БДД 188 5.3. Программы обеспечения БДД 191 5.4. Основные требования по обеспечению БДД 195 5.5. Государственный надзор и контроль в области БДД 202 5.6. Ответственность за нарушение законодательства РФ о БДД 203 5.7. Международные договоры Российской Федерации 203 5.8. Заключительные положения 203 ^ безопасности дорожного движения 6.1. Введение 204 6.2.Основные цели и задачи Программы 209 6.3.Перечень мероприятий Программы 213 6.4.Ресурсное обеспечение Программы 215 6.5.Механизм реализации Программы 216 6.6.Социально-экономическая оценка 219 ^ 7.1. Обоснование соответствия 221 7.2. Обоснование целесообразности 223 7.3. Характеристика и прогноз развития 226 7.4. Возможные варианты решения проблемы 228 7.5. Ориентировочные сроки и этапы решения 230 7.6 Предложения по целям и задачам 233 7.7. Предложения по объемам и источникам финансирования 236 7.8.Предварительная оценка экономической эффективности 236 7.9. Предложения по участию федеральных органов 237 7.10 Предложения по основным направлениям финансирования 237 7.11.Предложения по механизму формирования мероприятий 241 7.12 Предложения по возможным вариантам управления 241 ^ 8.1. Введение 245 8.2.Цель концепции обеспечения качества в дорожном хозяйстве 248 8.3.Задачи по основным видам деятельности е 248 8.4.Результаты реализации концепции 248 8.5.Заключительные положения 249 ^ 9.1. Агрессивное движение 250 9.2. Оценка программы подавления агрессии 254 9.3. Всесторонняя отборная программа БДД: Принуждение 264 9.4. Отборная программа "Трезвость и безопасность" 266 9.5. Системы мотивации водителей на предприятиях 268 ^ безопасности дорожного движения 10.1. О неотложных мерах по повышению безопасности дорожного движения в Российской Федерации 271 10.2. Опыт профилактики авто происшествий в Америке 290 10.3. Мировой опыт профилактики авто происшествий 298 Общее заключение трёхтомника “Безопасность дорожного движения 312 ПРИЛОЖЕНИЯ П1. Положение о Правительственной комиссии по ОБДД 318 П2. Состав Правительственной комиссии по ОБДД 321 П3. Организации вхлдящие в ПРЕЗИДИУМ Общественного проекта «ОБДД» 323 П4. Список опубликованных книг по БДД в последные годы 324 ^ 329 Об авторе 337 Об авторе Автор данной книги Вемир Ванушович Амбарцумян.- заслуженный деятель наук Российской Федерации, академик, доктор технических наук, действительныий член Американского Общества Передовой Науки, профессор. Он работал механиком, главным инженером и директором крупных пассажирских и грузовых автотранспортных предприятий Казахстана, Армении и России. Он имеет огромный опыт научной и педагогической деятельности - был ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрами: автомобилей, безопасности дорожного движения, безопасности жизнедеятельности и безопасности труда в университетах и институтах Армении, Алжира и России. Под его руководством в России, Армении и Алжире разрабатывались и внедрялись государственные заказы, законы и проекты по повышению безопасности дорожного движения, безопасности труда и экологической безопасности. В.В. Амбарцумян является автором 14 учебников, учебных пособий и монографий, а также более 220 научных трудов, опубликованных на русском, армянском, английском и французском языках. Дорогие читатели! Ваши заказы на приобретение книг серии “Безопасность дорожного движения” вы можете отправить по электронному адресу: vemir@yahoo.com В серию «Безопасность дорожного движения» входят следующие книги: Том 1. Основы безопасности для водителей и участников дорожного движения Том 2. Научно-практические методы повышения безопасности дорожного движения Том 3. Международный опыт повышения безопасности дорожного движения |
![]() | А м б а р ц у м я н В. В безопасность дорожного движения. Том Научно-практические методы повышения безопасности дорожного движения.... | ![]() | Цель: Закрепить знания правил дорожного движения; приучать соблюдать их; воспитывать дисциплинированность и ответственность за свою... |
![]() | Закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах и в транспорте; формирование умения предвидеть последствия... | ![]() | Тематическое развлечение по правилам дорожного движения для дошкольников "Приключение на празднике дорожных знаков" |
![]() | Капитаны получают плакатик: помоги ребятам проехать к домику, не нарушая правил дорожного движения | ![]() | Сценарий акции «Москвичи с рождения – за безопасность дорожного движения» с детьми дошкольного возраста гбоу №1892 |
![]() | Цель: Содействовать в формировании осознанного использования правил дорожного движения, в повседневной жизни | ![]() | Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать... |
![]() | С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, с возрастанием интенсивности движения на дорогах повышается ответственность всех... | ![]() | Капитаны получают плакатик: помоги ребятам проехать к домику, не нарушая правил дорожного движения |