Скачать 127.22 Kb.
|
Содержание 1. Комплексный анализ прозаического текста; интерпретация поэтического произведения; сопоставительный анализ стихотворных тексто |
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 № 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497 «Об утверждении Положения об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области). Форма проведения школьного этапа Олимпиады – письменная творческая работа. Школьный этап Олимпиады по литературе состоит из одного тура и проходит в один день. Оргкомитет соответствующего этапа принимает решение, какой из трех вариантов (или их комбинация)1 будет использован при проведении олимпиады: 1) комплексный анализ прозаического текста; 2) интерпретация поэтического произведения (или сопоставительный анализ стихотворных текстов); 3) вопросы по истории, теории литературы и культуре, а также творческое задание. Возможно, также предоставление участникам Олимпиады права выбора одного из данных трех вариантов. Организационное обеспечение процедуры проведения школьного этапа Олимпиады по литературе осуществляет Оргкомитет. Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован Протоколом в присутствии представителей оргкомитета школьного этапа Олимпиады по литературе и членов жюри. При проведении школьного этапа олимпиады рекомендуется выделить несколько аудиторий для участников олимпиады для каждой параллели для создания свободных условий работы участников – один человек за партой; обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся со временем выполнения заданий. Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся удаляется с олимпиады. Для осуществления контроля над проведением школьного этапа олимпиады по литературе рекомендуется пригласить учителей – не специалистов в области литературного образования. Участники пишут творческую работу в течение 4 астрономических часов (240 минут), в младших классах количество часов будет уменьшено. Жюри школьного этапа, согласно Положению об Олимпиаде, оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; организует просмотр работ и совместно с Оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады рассматривает апелляции. На школьном этапе Олимпиады по литературе целесообразно применять систему оценивания, используемую на заключительном этапе Олимпиады по литературе (см. ниже). Материально-техническое обеспечение проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе включает в себя следующие требования. 1. Для подготовки соответствующего этапа Олимпиады (распечатки заданий) необходима множительная техника – принтеры и копировальные аппараты - в достаточном количестве. 2. Участники Олимпиады должны быть обеспечены отдельными помещениями для работы по классам. 3. Каждый участник должен сидеть за отдельной партой. 4. Необходимы проштампованные тетради (12 или 18 листов) в клетку в достаточном количестве (необходимо предусмотреть резерв); ручки с синими чернилами. 5. Жюри должно быть обеспечено отдельным помещением для работы, компьютером с подключением к Интернету, принтером, карандашами, ручками красного и синего цвета. 6. Необходим сейф для хранения работ участников. Проведение школьного этапа Олимпиады нацелено на выявление одаренных учащихся, их отбор для участия в муниципальном, региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по литературе. Разработчики заданий для школьного этапа Олимпиады по литературе могут выбрать любой из трех туров (вариантов), предложив участникам Олимпиады выбор (1 тур, 2 тур или 3 тур), или составить комплексный вариант (см. Приложение), включающий типы заданий первого, второго и третьего туров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе. Задания должны составляться с учетом инвариантного звена всех программ, то есть соответствовать базовому образовательному стандарту общего образования по литературе. При подготовке школьного этапа Олимпиады необходимо разработать 7 пакетов заданий (5-11 кл.). Содержание заданий первого варианта (комплексный анализ прозаического текста) в основном должно быть ориентировано на материал русской классической литературы. Выбор художественных произведений должен быть нацелен на выявление творческих способностей школьников, их самостоятельности в интерпретации и оценке литературных произведений, умения аргументированно строить рассуждение, составлять отзыв или рецензию на неизвестное им произведение. При отборе художественных произведений необходимо, прежде всего, ориентироваться на имена русских классиков, то есть иметь в виду ту часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой» фонд литературы. Конечно, жизнь величайших творений художественной словесности исполнена исторической динамики, и содержание их в каждую эпоху может звучать по-новому, открывая бесконечные глубины смыслов и простор для читательской интерпретации. Но для решения основных задач данного тура Олимпиады при выборе художественных текстов необходимо обратиться не к произведениям, входящим в школьные программы и текстуально изучаемым на уроках, а к малознакомым произведениям известных авторов или к произведениям незаслуженно забытых потомками писателей XVIII-XX вв., чтобы впечатление от чтения и самостоятельные интерпретации были свободны от каких-либо стереотипов. Кроме того, эпические тексты для анализа должны быть произведениями мастеров художественного слова, доступными школьникам по возрасту и вызывающими у них интерес к поставленным авторами проблемам. Второй вариант заданий (интерпретация поэтического текста) также имеет целью выявление творческих способностей учащихся, их восприятия и оценки поэтического текста, определение их знаний по теории и истории литературы, общего культурного уровня и развития речи. В этом туре участникам Олимпиады предлагается для анализа или сопоставительного анализа стихотворный текст. Обычно это одно или два стихотворения русских поэтов XVIII-XX вв. Безусловно, и здесь особое внимание следует обращать не на «программные» произведения, названные в Государственном образовательном стандарте и предназначенные для текстуального изучения на уроках литературы, а менее известные стихотворные тексты, принадлежащие русским классикам. При выборе вариантов для сопоставления нужно четко определить, на каких основаниях предполагается данное сопоставление: принадлежность к одному литературному направлению, обращение к одной исторической эпохе, тематическая близость, сходство лирических героев, общность жанра и т.п. Возможно также сопоставление двух произведений одного автора. При подборе заданий второго тура необходимо учитывать, что лингвостилистический анализ не должен стать самоцелью: он должен включать в себя рассмотрение литературоведческих проблем. Следует избегать формализма при подходе к произведению: окончательной целью должно стать толкование художественных функций того или иного лингвостилистического явления, возникновение ассоциаций, порождение интерпретаций, выход на определенные содержательные обобщения. В третьем варианте школьникам предлагаются задания, направленные на выявление их теоретико-литературных и историко-культурных знаний, а также определяющие общий культурный уровень, начитанность, знание фактов историко-литературного процесса, ориентацию в других видах искусства и некоторых социально-исторических явлениях. Важно также увидеть, как школьник владеет современной терминологией литературоведения, как сформировались в его сознании теоретико-литературные понятия. Задания третьего варианта, как правило, должны состоять из двух блоков, имеющих вполне самостоятельное значение: историко-литературного и теоретико-литературного. По содержанию задания многообразны: - определения авторства текстов (например: «Назовите автора слов: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!»); - оценка и осмысление тропов, жанров, словесных образов (например: «Какой композиционный прием, характерный для фольклорных произведений, использовал в своем стихотворении «Пела, пела пташечка…» А.А. Дельвиг?»); - составление историко-культурного или биографического комментария, объяснение библейских и мифологических имен и названий, скрытых цитат. При этом комментарии можно составлять не только к художественным текстам, но и к цитатам из литературной критики, изучаемой в школьном курсе; - составление статьи для литературоведческого словаря; - определение системы стихосложения и особенностей рифмы и размера, установление принадлежности текста к литературному направлению и т.д. Литература тесно взаимосвязана с другими видами искусства, поэтому участникам олимпиады предлагаются задания, содержание которых показывает взаимодействие литературы с театром, музыкой, живописью, балетом, кино. Разнообразны задания данного тура и по форме: - открытые (без вариантов) вопросы по теории, истории литературы («Как называлась пища олимпийский богов?», «О каком писателе идет речь: «Все его знают как писателя, но он окончил медицинский факультет Московского университета и всегда считал себя врачом. Он гордился, что принадлежит к особому в России сословию – «сословию врачей». Став известным писателем, он продолжал быть доктором, помогал каждому, кто нуждался в медицинской помощи, зачастую бесплатно»?»); - задания, предполагающие развернутый ответ и примеры; эти задания выявляют начитанность и культурный кругозор школьников (например: «В чем сходство сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна» и А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?). Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания этапа Олимпиады. Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника. Объем работы не влияет на оценку выполнения задания. При оценивании олимпиадных работ школьного этапа Олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, выбирая критерии, соответствующие варианту задания. При оценке комплексного анализа художественного текста учитываются: - глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов; - знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов; - умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов; - композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов. Общая сумма баллов – 50. При оценке интерпретации поэтического текста учитываются: - глубина и самостоятельность понимания произведения (или проблемы, предложенной в сопоставительном задании) – до 20 баллов; - владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов; - восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов; - композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов. Общая сумма баллов – 50. При оценке заданий по теории, истории литературы и культуре; литературно-творческой работы учитываются: - знание текстов художественных произведений – до 10 баллов; - владение теоретико-литературными понятиями – до 5 баллов; - историко-культурная эрудиция – до 5 баллов; - правильность, точность и полнота ответа – до 5 баллов; - композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 5 баллов; - глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка (для литературно-творческой работы) – до 20 баллов. Задания третьего тура могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер. Оценка ставится за каждое задание. Общая сумма баллов – 50. Подведение итогов школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится в соответствии с Положением об Олимпиаде (п.п. 23-28, 33-38). Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае несогласия с выставленными баллами участник имеет право подать апелляцию в течение двух рабочих дней после оглашения итогов Олимпиады. Апелляция проводится оргкомитетом совместно с жюри на основании письменного заявления участника. При рассмотрении апелляции оценка по обжалуемому вопросу может быть повышена, оставлена прежней и понижена в случае обнаружения ошибок, не замеченных при первоначальной проверке. Результаты апелляции фиксируются в протоколе. Окончательные итоги Олимпиады подводятся на заключительном заседании Жюри после завершения процесса рассмотрения всех поданных участниками апелляций. Документом, фиксирующим итоговые результаты школьного этапа Олимпиады, является протокол Жюри школьного этапа, подписанный его председателем, а также всеми членами Жюри. В приказе по школе отмечаются учителя, классы и отдельные ученики, добившиеся лучших результатов. Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами. Кроме анализа результатов Олимпиады по классам, используются и другие формы распространения информации об Олимпиаде: школьная радиопередача, специальный выпуск школьной газеты и т.д. Методическая комиссия обобщает опыт проведения данного этапа Олимпиады, представляет отчет об итогах, составляет рейтинг работ. При подготовке ко всем этапам всероссийской олимпиады школьников по литературе необходимо пользоваться следующими источниками:
Ярина Елена Сергеевна, (351) 264-0129 Разослать: в дело, ЧИППКРО, отдел ОКО (Айткуловой Л.В.) Приложение Примерная модель комплексного варианта олимпиадных заданий
1 Примерную модель комплексного варианта олимпиадных заданий см. в Приложении. |
![]() | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии... | ![]() | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству... |
![]() | Ческие рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по литературе и призваны помочь соответствующим предметно-методическим... | ![]() | В соответствии с п. 16 Положения о всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации... |
![]() | ... | ![]() | Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий практического тура |
![]() | Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по искусству (мхк) в соответствии с... | ![]() | Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по искусству (мхк) в соответствии с... |
![]() | Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных... | ![]() | Подготовка методической базы школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по обж |