Законодательная база по охране жизни и здоровья детей




Скачать 151.39 Kb.
НазваниеЗаконодательная база по охране жизни и здоровья детей
Дата публикации21.05.2014
Размер151.39 Kb.
ТипЗакон
lit-yaz.ru > Спорт > Закон
БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОУ ( ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА)

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников МБДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Руководитель ДОУ должен обеспечить безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководителю и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

- охрана жизни и здоровья детей;

- противопожарная и техногенная безопасность;

- предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций. Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.

^ Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:

- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;

- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
-Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;

- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;

- «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;

- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;

- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;

- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;

- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Устав МБДОУ и родительский договор.
Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:

- Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;
- Приказ «О дежурных администраторах»;
- Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды


^ Законодательная база по пожарной и безопасности при чрезвычайных ситуациях:
- Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных учреждений и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР от 03.01.1969;
- Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.09.75 № 270 «Об усилении ответственности руководителей учреждений и органов народного образования за выполнение противопожарных мероприятий»;
- Инструкция № 33 «По организации мероприятий гражданской обороны и предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций детского сада», разработанная штабом ГО по чрезвычайным ситуациям ЮВАО г. Москвы, 1997 г.

^ Локальные акты по пожарной безопасности:

- Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;

- План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;

- Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;

- Обязанности административного дежурного и сторожей в случае возникновения пожара;

- Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
^ Законодательная база по предупреждению дорожно-транспортного травматизма:

- Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;

- Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;

- Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986.


Материал для работы с детьми:
Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:

- Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);

- Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);
- Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;

- Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.
Локальные акты учреждения:
- Инструкция по ГО;

- Положение о комиссии по ЧС;

- Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации;

- План действия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации;

- Приказ «О назначении дежурных администраторов и графике дежурства административных лиц»;
^ ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Безопасность в ДОУ.
Приложение 1. Инструкция по охране жизни и здоровья детей в группах кратковременного пребывания.
Приложение 2. Приказ « Об обеспечении пожарной безопасности».
Приложение 3. Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
Приложение 4. Приказ « Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».
Приложение 5. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках.
Приложение 6. Инструкция работникам ДОУ при возникновении /угрозе/ чрезвычайных ситуаций.

^ ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА.
1. Систематически (особенно в начале учебного года – осенью и весной) проводить специальные занятия по закреплению у детей правил поведения на улицах и дорогах.

2. Регулярно проводить с детьми беседы о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Иллюстрировать свои беседы примерами, иллюстрациями.

3. В игровой форме рассматривать ситуации правильного и неправильного поведения на улице, рассматривать ситуации-загадки.

4. Знакомить детей с правилами перехода улицы. Знакомить с понятиями: пешеходный переход, подземный переход, светофор, перекресток. Использовать игровые приемы, действия детей с макетами улицы.

5. Детей старшего дошкольного возраста знакомить с дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов. На занятиях и в игре знакомить детей с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход», запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена», предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо», информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Закреплять знания детей в сюжетно-ролевых играх в группе, а в летнее время – на специально оборудованной площадке на участке детского сада с использованием колесного детского транспорта.

6. Познакомить детей с правилами езды на велосипеде. Рассмотреть различные ситуации на примерах, используя серию картинок.

7. Знакомить детей с работой ГИБДД. Показывать картинки с изображением патрульной машины, вертолета, постов ДПС, огрганизовывать сюжетно-ролевые игры, отражающие их работу.

8. Знакомить детей с правилами поведения в транспорте (наземные и подземные виды транспорта, личные автомобили, воздушный, железнодорожный и водный транспорт – в зависимости от возраста детей).

9. Организовать в группе зону или уголок по обучению правилам дорожного движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточки-задания и т. п.).

10. В летний период организовывать на участке игры по обучению правилам дорожного движения.

11. Организовать экскурсии по ознакомлению с дорожным движением.

12. Привлекать родителей и работников ГИБДД к работе по предупреждению нарушений правил дорожного движения.
^ ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?
Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
1. У детей появится стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.

2. Появится потребность утвердиться в свеем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

^ ФРАГМЕНТ ПЛАНА – КОНСПЕКТА ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ В ВЫПУСКНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ПОЖАР».
ЦЕЛЬ: выявление уровня знаний детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный вариант выхода из создавшейся ситуации.
ОБОРУДОВАНИЕ: вода, песок, телефон, бинт, иллюстрации, сковорода, телевизор.
1. Мотивация деятельности детей.
2. Обыгрывание ситуаций:
- Ты один дома. Загорелся телевизор. Что делать?
- На сковороде загорелось масло. Твои действия?
- На тебе загорелась одежда, как поступить?
- Твоя сестра обожгла руку, как оказать ей первую помощь?
- В детском саду возник пожар, твои действия?
3. Беседа с детьми по результатам их деятельности.
4. Домашнее задание детям (с родителями):
- зарисовать зоны особой опасности в вашей квартире;
-придумать модели ситуаций, которые могут вызвать пожар в доме


^ СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ВОСПИТАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ.

ТЕМА: «ОГОНЬ» (май – июнь).

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Организованная деятельность

Работа с родителями

Чтение художественной литературы и беседа по прочитанному тексту:
1.В.Гальченко. Первая тревога;

2.Ю.Л.Смирнов. Огонь. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей.

3. С.Я.Маршак. Рассказ о неизвестном герое.

4.Л.П.Анастасова. Жизнь без опасностей, ч. 1, 2;

5.А.Гостюшин. Шаг за шагом. Безопасное поведение, ч. 1, 2.

6.С.Е.Гаврина. Безопасность вашего малыша.

7.С.Я.Маршак. Кошкин дом.
Заучивание стихотворений из сборника «Спички не игрушки, огонь не забава», С.Я.Маршак «На площади базарной, на каланче пожарной».
Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Пожар».
Совместный просмотр диафильмов, слайдов.
Создание игровых, обучающих ситуаций «Бабушка забыла выключить утюг», «Маша обожглась».
Опытно-экспериментальная деятельность: «Опыт со свечой, огнем».
Театрализованная деятельность: постановка спектакля «Кошкин дом».
Игровая деятельность: дидактические и сюжетные игры «Мы пожарные», «Служба спасения» и т. д.

Художественно-продуктивная деятельность детей: свободное рисование; создание книжек, брошюр, игр, коллажа.

Предварительная работа: познакомить детей с понятием «безопасность»; с условиями безопасного поведения.
1.Тема: «Огонь – друг и враг человека».
Цель: дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, в транспорте, на природе. Чем он опасен?
2. Тема: «Пожар».
Цель: дать детям представление о том, как правильно пользоваться электроприборами (теоретически и практически), газом. Научить детей рисовать план своей квартиры.
3. Тема: «Пожар».
Цель: научать детей ориентироваться в пространстве, используя план-схему.
4. Тема: «Пожар».
Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Подвести детей к пониманию вероятных последствий детских шалостей.
5. Тема: «Пожар» (игра).
Цель: закрепить знание у детей домашнего адреса, умение набирать «01» на телефонном аппарате, умение разговаривать с дежурным в пожарной части. Вызвать желание оказывать помощь. Развивать быстроту движений.
6. Тема: «Пожар». Встреча с пожарными.
Цель: вызвать интерес к профессии пожарного; умение встречать гостей; закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Познакомить детей с противогазом.
7. Экскурсия на территорию пожарной части.
Цель: расширить запас знаний детей о средствах пожаротушения. Заинтересовать профессией пожарного .

^ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.
Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Главная задача взрослых - помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести.
Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры – ведущего вида деятельности дошкольников.
В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия своих товарищей, рассуждать по поводу этих действий.
Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие формы работы по данной проблеме:

-ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения художественных произведений;
- использование публикаций в периодической печати;
- проведение творческой игры «Мы пожарные»;
-организация тематических конкурсов детских рисунков «Огонь – друг, огонь - враг», и др.;
- использование тематических альбомов и плакатов «Малышам о пожарной безопасности»;
- встречи с интересными людьми профессии «пожарный»;
- экскурсии в музей и пожарную часть;
- просмотр диафильмов и видеофильмов по данной тематике;
- игры-драматизации, развлечения.
Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет воспитателю формировать навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами. Больше внимания следует уделять организации различных видов деятельности с целью приобретения детьми опыта безопасного поведения. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Главная цель работы детских садов по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.

^ ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь – октябрь.
Задачи: рассказать о профессии пожарного, раскрыть значимость его труда; воспитывать интерес к профессии пожарного.
Виды деятельности:
1.Игровая.
Подвижная игра «Кто быстрее».
Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?».
Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные».
2. Познавательная.
Беседа «Пожарный – профессия героическая».
Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с пожарной машиной.
3. Художественная.
Чтение стихотворения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
Рисование по впечатлениям о прочитанного произведения и от экскурсии.

Ноябрь – декабрь.
Задачи: объяснить детям предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность при попадании в неумелые руки; подвести детей к формулированию правил 1,2 и 3 пожарной безопасности.
Виды деятельности:
1.Игровая.
Дидактическая игра «Горит – не горит».
Подвижная игра «Быстрые и ловкие».
2. Познавательная.
Игра-занятие «Спички не для игры» на правило 1 пожарной безопасности (см. Приложение 1).
Экскурсия в прачечную. Знакомство с работой утюга.
Игра-занятие «Не суши над газом штаны после стирки, а то от штанов останутся дырки!» на правила 2 и 3 пожарной безопасности.
3. Художественная.
Чтение стихотворений Е.Хоринского «Спички-невелички», беседа о прочитанном.
Конкурс детских рисунков «Огонь- друг, огонь - враг».

Январь – февраль.
Задачи: углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров; подвести детей к формулированию правил 4 и 5 пожарной безопасности.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Драматизация «Кошкин дом».
Дидактическая игра «Предметы-источники пожара».
2. Познавательная.
Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем.
Игра-занятие на тему «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?» на правила 4 и 5 пожарной безопасности.
3. Художественная.
Чтение произведения С.Маршака «Кошкин дом».
Изготовление масок к игре-драматизации «Кошкин дом».

Март – апрель.

Задачи: учить детей правильно вести себя во время пожара, вовремя распознавать опасность, принимать меры предосторожности, защищать себя.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные».
2. Познавательная.
Занятие на тему «Если в доме случился пожар. Телефон 01».
Занятия по правилам поведения во время пожара (см. Приложение 2).
3. Художественная.
Чтение и обсуждение стихотворения И.Тверабукина «Андрейкино дежурство».
Рисование по памяти «Что интересного мы увидели в музее пожарной безопасности».

Май
Задачи: закреплять знания правил пожарной безопасности и умение вести себя при пожаре.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Игра-соревнование «Мы помощники пожарных».
2. Познавательная.
Викторина «Береги свой дом от пожара!».
3. Художественная.
Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?».

^ ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
1. Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
2.Уходя из дома или из комнаты, не забывай выключить электроприборы.
3. Не суши белье над плитой.
4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (это лучше делать на улице и только со взрослыми).

5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего уголька может загореться
^ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА.
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, набросив плотную ткань или одеяло или залив водой.

2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

3. Если не можешь убежать из горящей квартиры (дома), сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес своей квартиры (дома). После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком - внизу дыма меньше.

5. При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт. Он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.

6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
Материалы разработаны воспитателем ДОУ Антоновой Марина Юрьевной. Антонова М.Ю.углубленно занимается проблемой воспитания безопасного поведения воспитанников в ДОУ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей icon2. Законодательная база по охране окружающей среды
Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей iconЗаконодательная база по охране окружающей среды стр
Вариант №8 Законодательное и нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей iconОб охране здоровья граждан
О, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и...

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей iconТекущие инструктажи по от, тб и охране жизни и здоровья детей
Производственное собрание «Организация работы гоу в новом учебном году. Правила внутреннего трудового распорядка»

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей iconКонспект занятия
Расширять знания детей о гигиенических мероприятиях, которые проводят взрослые по охране и укреплению здоровья детей

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей icon«Организация работы по охране жизни и здоровья воспитанников»
Коллективом доу разработана система педагогических социально – гигиенических и медицинских профилактических мероприятий. Она предусматривает...

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей iconПубличный отчет моу «сош им. П. П. Грицая ст. Солдатской»
Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья. Противопожарная и антитеррористическая безопасность

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей iconПаспорт программы Настоящая программа определяет стратегию развития...
Концепция долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей iconМетодическое обеспечение программ доу направления развития и цели Программы
Содействовать охране и укреплению здоровья детей, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей iconСохранение и укрепление физического и психического здоровья детей...
Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница