Скачать 0.76 Mb.
|
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга Рекомендации для методистов, педагогов-краеведов, учителей истории и культуры Санкт-Петербурга, научных руководителей исследовательских работ учащихся Санкт-Петербург 2012 Региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга: рекомендации для методистов, педагогов-краеведов, учителей истории и культуры Санкт- Петербурга, научных руководителей исследовательских работ учащихся / Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных; авт.-сост.: И. Г. Васильева, Л. К. Ермолаева, С. Д. Мангутова, Т. Г. Смирнова, Н. Г. Шейко. – СПб. : Изд-во ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 2012. – 54 с. Подготовка к изданию, редактирование: зав. сектором краеведения ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ» Т. Г. Смирнова к.п.н., доцент кафедры культурологического образования СПб АППО Н. Г. Шейко к.п.н., зав. Библиотекой Русского географического общества С. Д. Мангутова Рецензент: председатель Совета общественного объединения «Институт Петербурга» И. М. Сергеева ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 2012 И. Г. Васильева, Л. К. Ермолаева С. Д. Мангутова, Т. Г. Смирнова, Н. Г. Шейко+ Тираж РИС ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ» Подписано в печать 12 июня 2012 года, тираж 300 экз. Заказ Т 476 Оглавление
Введение. От городских историко-краеведческих чтений и Олимпиадного марафона к региональной олимпиаде по краеведению Уважаемые коллеги! Перед вами первое пособие по подготовке школьников Санкт-Петербурга к региональной олимпиаде по краеведению. 2012 год – год 75-летия городского Дворца творчества юных, и в этом году впервые в истории Санкт-Петербурга в городском Дворце детского творчества на Невском проспекте была проведена региональная олимпиада школьников по краеведению. Двадцать лет назад в исторических залах и гостиных Аничкова дворца юные исследователи Санкт-Петербурга выступили с защитой своих творческих работ на городских историко-краеведческих чтениях. И все эти годы наследники великого города, любители и знатоки родного Петербурга выступают с интереснейшими докладами, историческими исследованиями, делают замечательные открытия в разных областях истории города и его окрестностей. Свыше двух тысяч докладов прозвучало на историко-краеведческих чтениях и около шестисот фрагментов лучших выступлений опубликовано на страницах девятнадцати сборников исследовательских работ учащихся «Наследники великого города» Городские историко-краеведческие чтения всегда отличались высоким уровнем подготовки участников, слаженной и профессиональной работой оргкомитета, жюри и рецензентов исследовательских работ учащихся, высокими достижениями победителей городских конференций на Всероссийских конкурсах и олимпиадах в Москве. Поэтому вполне логично, что в этом, юбилейном для Дворца году, чтения получили статус региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга. Первая олимпиада по краеведению стала плодом совместных усилий сектора исторического краеведения городского Дворца творчества юных и кафедры культурологического образования СПб АППО, которая с 2007 года успешно проводила Олимпиадный марафон для 8–9 классов. Совместная плодотворная работа помогла расширить возможности учащихся Санкт-Петербурга, в олимпиаде смогли принять участие школьники разных возрастных групп. Знатоки родного города – ребята 8–9 классов продемонстрировали на тестировании свою эрудицию по истории и культуре Санкт-Петербурга, навыки исследовательской деятельности при подготовке домашнего задания, проявили свои таланты, умение действовать в команде, аргументированно и грамотно защищать свою позицию на подведении итогов городского ориентирования, маршрутов путешествий по городу. Школьники 9–11 классов традиционно отвечали на вопросы тестовых заданий и защищали свои исследовательские работы перед ведущими историками, краеведами, журналистами, учёными, специалистами города. В первой региональной олимпиаде по краеведению приняли участие 178 учащихся почти всех районов города. Из них 8–9 классы представляли 100 юных знатоков Санкт-Петербурга, победителями и призёрами стали 33 участника. В оргкомитет региональной олимпиады для 9–11 классов поступило 78 работ, достойными обладателями дипломов первой, второй и третьей степени стали 35 юных исследователей Петербурга. Получилась внушительная цифра – 68 учащихся стали лучшими! Что дальше? А дальше публикации в сборниках и журналах, участие во Всероссийской олимпиаде и других всероссийских конкурсах, слётах и конференциях в новом учебном году. Для некоторых – поступление в вузы, для других – начало новых необычных открытий в истории удивительного города. В данном пособии вы найдёте положение о проведении региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга в 2012 – 2013 учебном году, методические рекомендации и примеры заданий, которые были разработаны участниками городского методического совета непосредственно для проведения первой региональной олимпиады по краеведению в городе Санкт-Петербурге. Надеемся, что наши рекомендации будут вам полезны в подготовке к олимпиаде в новом учебном году. Желаем успехов! Часть 1. Положение об олимпиаде по краеведению Положение о проведении региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о региональной олимпиаде школьников Санкт-Петербурга по краеведению определяет порядок организации и проведения региональной олимпиады школьников Санкт-Петербурга по краеведению, ее организационное и методическое обеспечение, правила участия в олимпиаде обучающихся и порядок определения победителей и призеров. 1.2 Организаторами олимпиады являются Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» и Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. 1.3 ^ — создание условий для формирования социально активной личности средствами краеведческого образования и выявление знаний и умений учащихся в области краеведения. Задачи олимпиады:
1.4. Для учащихся 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена. Для учащихся 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились Городским Дворцом творчества юных при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года. В 2012-2013 учебном году пройдёт вторая региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт – Петербурга. Региональная олимпиада проводится при поддержке Союза краеведов Санкт-Петербурга, Фонда имени Д. С. Лихачева, Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Русского генеалогического общества, региональной общественной организации «Институт Петербурга», Российской национальной библиотеки, Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград, Центра петербурговедения ЦГПБ им. В. В. Маяковского, РГПУ им. А. И. Герцена, Музея истории Санкт-Петербурга. 1.5. Олимпиада проводится в три этапа (школьный, районный, региональный). 1.6. Школьники принимают участие в олимпиаде добровольно. ^ 2.1 Олимпиада проводится параллельно для двух возрастов учащихся: 8–9 классов и 9–11 классов. Учащиеся 9 классов вправе участвовать только в одном из двух потоков олимпиады. Для участия во всех турах олимпиады необходимо наличие документа, удостоверяющего личность участника (паспорта или, при отсутствии паспорта, свидетельства о рождении). График проведения олимпиады ежегодно утверждается распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга; 2.2 Содержание олимпиады для учащихся 8–9 классов разрабатывается кафедрой культурологического образования СПб АППО. Содержание олимпиады для учащихся 9–11 классов разрабатывается сектором краеведения ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ». 2.3 Городской оргкомитет олимпиады школьников Санкт-Петербурга:
^ Школьный этап – декабрь–январь; Районный этап – февраль–март (на базе районных учреждений дополнительного образования детей и ИМЦ районов); Региональный этап – апрель. ^ 1 тур — тестирование по краеведению (тесты для 8-х классов охватывают историю нашего края с древнейших времен до конца XIX века, для 9-х классов — до конца XX века). Проводится 13 апреля 2013 г., на базе ГБОУ Гимназия № 107 Выборгского района с 13.00 до 18.30 (в несколько потоков). Продолжительность тестирования – 60 мин. Пользоваться какими-либо источниками информации (книги, Интернет) во время тестирования запрещается. 2 тур — мини-исследование, нацеленное на выявление уровня сформированности у школьников умения работать с различными краеведческими источниками. Тур проводится 13 апреля 2013 г. в ГБОУ Гимназия № 107 Выборгского района. Участники получают исследовательское задание, которое выполняется в течение 45 мин. Во время выполнения работы участники могут пользоваться историко-краеведческой литературой, предоставленной организаторами Олимпиады (справочники, энциклопедии, путеводители, карты Санкт-Петербурга, электронные издания). 3 тур — музейное и городское ориентирование. Проводится 20 апреля 2013 г. Старт конкурсного испытания – 10.00. Место встречи участников определяется в конце 2 тура олимпиады. Участники олимпиады передвигаются по городу группами (по районам) согласно выданным маршрутным листам. Во время путешествия разрешается пользоваться картой города, которая предоставляется участникам организаторами олимпиады. Конкурсное испытание предполагает исследование одного музейного объекта и нескольких городских объектов (здание, скульптура, локальное городское пространство). Задания носят индивидуальный характер. Кроме того, в рамках городского ориентирования проводится конкурс на выявление самой успешной и творческой команды. Пользоваться какими-либо письменными источниками информации (книги, Интернет) во время музейного и городского ориентирования запрещается: исследование может основываться лишь на самостоятельных наблюдениях участников и на результатах проведенных ими социологических опросов. ^
Региональный этап состоит из двух туров: 1 тур — заочный. Участники, победители районных туров, представляют в Оргкомитет исследовательские краеведческие работы для рецензирования до 16 марта 2013 г. 2 тур — очный. Проводится 14 апреля 2013 г. в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных, начало в 10.30. Состоит из решения тестовых заданий (тестовые задания охватывают историю нашего края с древнейших времен до конца XX века) и публичной защиты исследовательской работы. Подведение итогов для учащихся 8–9 классов проводится 15 мая 2013 г. в 14.00 в городском Дворце творчества юных, подведение итогов для учащихся 9–11 классов – 30 апреля 2013 г. в 14.00 в городском Дворце творчества юных. 2.4. Проведение и методическое оснащение первого и второго этапов обеспечивают методические службы районных учреждений дополнительного образования детей, Центр образования Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, СПб АППО. 2.5. Оргкомитет олимпиады:
2.6. Жюри олимпиады:
2.7. Списки победителей и призеров олимпиады ежегодно утверждаются распоряжением Комитета по образованию. ^ 3.1. Организационно-методическое обеспечение и оперативное руководство проведением олимпиады осуществляет постоянно действующий организационный комитет олимпиады, формируемый согласно п. 2.3 настоящего Положения. Координацию организационного, финансового и методического обеспечения проведения олимпиады осуществляет Центр городских предметных олимпиад государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». 3.3. Информация об олимпиаде и порядке участия в ней, о победителях и призерах является открытой, размещается в сети Интернет на сайте олимпиады, на странице отдела градоведения ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ» и на странице кафедры культурологического образования СПб АППО (http://www.anichkov.ru/olimpus/olimpus/), ^ 1 тур – тестирование – выявление уровня краеведческих знаний школьников. Оценивается правильный ответ:
2 тур – мини-исследование на заданную тему – определение уровня сформированности у участников умения работать с различными краеведческими источниками, умения грамотно и логично оформлять итоги проведенного исследования. Оценивается:
3 тур – ориентирование в музейном и городском пространстве – выявление уровня сформированности ориентировочных умений школьников, умения «считывать» информацию, заложенную в объектах культурного наследия. Оцениваются умения:
Максимальный балл зависит от количества исследованных объектов. ^ В процессе участия в олимпиаде участники должны продемонстрировать:
^ Права и обязанности участников Олимпиады 5.1.1 В олимпиаде на добровольной основе принимают участие учащиеся 8–9 и 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители районных туров. Учащиеся 9–11 классов: работы подаются не позднее, чем за месяц до проведения регионального этапа конкурса. Работы, поданные позднее назначенного Оргкомитетом срока, не принимаются и не рассматриваются. 5.1.2 Исследовательские краеведческие работы участников олимпиады оценивает жюри Олимпиады. 5.1.3 Результаты рецензирования в баллах заносятся в итоговый протокол олимпиады. По итогам рецензирования определяется список учащихся, допущенных ко второму туру регионального этапа олимпиады. 5.1.4 Защита самостоятельной работы (исследование, реферат с элементами исследования) оценивается по 8-ми балльной системе. Результаты защиты в баллах вносятся в итоговый протокол олимпиады. 5.1.5 Тестирование состоит из 15 вопросов. Максимальное количество баллов за тест — 12. Результаты тестирования в баллах вносятся в итоговый протокол олимпиады. 5.1.6 Победители и призеры олимпиады определяются по сумме набранных баллов. Требования к оформлению работы: 1. На титульном листе указать: название работы, фамилию и имя (полностью), учебное заведение, творческий коллектив, класс, район; фамилию, имя, отчество (полностью) руководителя работы, контактные телефоны, адрес электронной почты участника (см. Прил. 1). Название должно точно отражать содержание работы, возможен подзаголовок. 2. План или оглавление с указанием глав, разделов, страниц. 3. Введение. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность постановки проблемы, содержится обзор литературы и источников по данной теме, формулируются цель и задачи работы. 4. Основная часть состоит из нескольких глав, в которых раскрывается содержание работы. 5. В заключении излагаются выводы и суждения, к которым пришел автор в результате изучения проблемы. 6. Список использованной литературы. Любая работа заканчивается списком использованной литературы, который содержит перечисление всех упомянутых в тексте статей и книг. Сведения об использованных источниках следует приводить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Подробнее см. часть 3, раздел 3.2. Примеры оформления – в Приложении 2. 7. В приложении содержатся материалы, не вошедшие в основную часть работы (таблицы, схемы, графики, фотографии, рисунки, различные указатели и пр.). Страницы приложения продолжают сплошную нумерацию работы. Все приложения должны быть пронумерованы арабскими цифрами и атрибутированы. 8. Объем работы от 15 страниц печатного текста (шрифт не менее 12 кегля, полуторный интервал). 9. Работы предоставляются на конкурс в печатном и электронном виде (без диска не принимаются). 10. Работы компилятивного характера к участию в региональном конкурсе не допускаются. Критерии оценки исследовательской работы:
Максимальное количество баллов – 20. Критерии оценки защиты исследования:
Максимальное количество баллов — 8. Тестирование: тест состоит из 3 блоков вопросов и соответствует всем типам тестовых заданий ЕГЭ («А», «В», «С»). Всего 15 вопросов. Максимальное количество баллов – 12. 5.2. Участник олимпиады имеет право:
5.3. Участник олимпиады обязан выполнять требования настоящего Положения, соблюдать порядок проведения олимпиады, который доводится до участников до начала олимпиады. В случае нарушения порядка проведения олимпиады результат участника может быть аннулирован, а сам участник лишен права участия в олимпиаде. 5.4. Победителями и призерами олимпиады считаются участники регионального этапа, достигшие лучших результатов. Победители награждаются дипломами первой степени, призеры — дипломами второй и третьей степени. Победители, которым исполнилось 14 лет, могут быть выдвинуты на соискание премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Победители и призеры регионального этапа олимпиады награждаются дипломами I, II, III степени в количестве не более: ^ диплом I степени — 12 человек, II степени — 15 человек, III степени — 20 человек. Учащиеся 9–11 классов: диплом I степени — 12 человек, II степени — 15 человек, III степени — 20 человек. По решению жюри в исключительных случаях количество дипломов может изменяться. Участники могут также награждаться похвальными отзывами, специальными и другими поощрительными призами. ^ 6.1. Финансовое обеспечение этапов олимпиады осуществляется за счет средств, выделенных на городские мероприятия Комитетом по образованию. 6.2. Взимание оплаты за участие в олимпиаде не допускается. Руководители олимпиады: Смирнова Т. Г., заведующая сектором краеведения отдела градоведения ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ», контактный телефон: 310-01-08, e-mail: spb_kraeved@mail.ru, Шейко Н. Г., к.п.н., доцент кафедры культурологического образования СПб АППО, телефон 764-84-01, e-mail: culturology@mail.ru |
![]() | Районная олимпиада по научному краеведению «Мир через культуру» является ежегодной краеведческой олимпиадой школьников Вологодской... | ![]() | Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная |
![]() | Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | ![]() | Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош... |
![]() | Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа | ![]() | Ьности по литературному краеведению в начальной школе. Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что внеурочная... |
![]() | ![]() | Даны русские и соответствующие им сербскохорватские слова: голод – глад, борода – брада, голорукий – голоруки. Каковы сербскохорватские... | |
![]() | Левый приток Днепра предположительно получил название Десна в vi–vii вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север.... | ![]() | Основные цели Олимпиады: расширение кругозора учащихся; развитие интереса к различным наукам; выявление учащихся, проявляющих себя... |