ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:
Игрушки и игровое оборудование. Транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, «скорая помощь», милицейская машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр «Бибабо», звери. Перфокарты A3 с представленными разными ситуациями на дороге. Режиссерская игра «Путешествие по городу». Мини-макет микрорайона (города) на столе. Лабиринты: «Найди правильный путь», «Помоги добраться до бабушки». Алгоритмы: «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно: дорога», «Найдите пешеходный переход».
^ Картинки с изображением общественного транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, метро, маршрутное такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картинки с изображением специализированного транспорта: пожарная машина, «скорая помощь», милицейская машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка; картины: изображение улицы города (со знаками и светофором), перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10 х 15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге, переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки.
^ Фартуки или шапочки с изображением знаков (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с «зеброй» и «островком безопасности». Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; на картоне представлен общественный транспорт: автобус, поезд, машина, а также макеты домов, общественных зданий, дорожных знаков.
^
Содержание образовательного процесса представлено для всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ.
Дети. Ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперед, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, чем отличается грузовой и легковой транспорт, имеют представление о таком специализированном транспорте, как экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка, пожарная машина, милицейская машина, «скорая помощь». Умеют себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Ориентированы в том, что есть такой вид транспорта, как метрополитен, знают, как правильно себя вести в данном транспорте. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге; о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним, проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Имеют представление о том, люди каких профессий работают на машинах. Знают об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге; о том, что на дороге есть «островок безопасности», имеют представление о его назначении; об особенностях движения транспорта на перекрестке; о регулируемом перекрестке и работе регулировщика; знакомы со знаком «Регулируемый перекресток», с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехцветного светофора. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес; безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение информационно-указательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки»; запрещающих знаков: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено» имеют представление о знаках сервиса: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи» и др. Знают о дорожных знаках «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Имеют представление о назначении поста ГИБДД на дороге, об особенностях работ сотрудников ГИБДД.
Педагог. Создает условия в группе для изучения детьми правил дорожного движения через оформление предметно-развивающей среды, чтение художественной литературы, организации игровой деятельности. Закрепляет знания детей в дидактических, настольно-печатных, сюжетно ролевых, подвижных, режиссерских играх. Подбирает художественную литературу и диафильмы, которые способствуют обучению и закреплению правил дорожного движения. Организуй образовательный процесс по ознакомлению с правилами дорожного движения через проблемные ситуации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые прогулки и наблюдения. Учи» отличать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки. Знакомит с правилами перехода дороги при двустороннем движении и на перекрестке. Закрепляет знания! и умения детей по использованию правил дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке, применяя макеты. Совершенствует умения регулировать движение на перекрестке в роли милиционера-регулировщика на транспортной площадке.
Родители. Знают и соблюдают правила дорожного движения. Принимают активное участие в проектной деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, участвуют в праздниках и развлечениях. Знакомят с адресом проживания, учат, как безопасно добраться от дома до детского сада. Имеют представление о том, что должен знать ребенок соответственно возрасту о правилах дорожного движения, и знают, что ему рассказать. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации, экскурсии.
^
Низкий уровень. Знает, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару; какой транспорт передвигается на дороге; составные части транспорта; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом. Имеет представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, «скорой помощи». Знаком с особенностями работы шофера, машиниста.
^ Знает о правилах поведения на проезжей части, тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представление о различных видах транспорта, об особенностях его передвижения. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности», имеет представление о его назначении; о том, в каком городе живет, какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой.
^ Знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге; о том, что на дороге есть «островок безопасности», имеет представление о его назначении; об особенностях движения транспорта на перекрестке; имеет представление о регулируемом перекрестке и о работе регулировщика; знаком с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехцветного светофора. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает, называет и объясняет назначение информационно-указательных, запрещающих, предупреждающих, предписывающих знаков; имеет представление о знаках сервиса. Знает о назначении поста ГИБДД на дороге; об особенностях работы сотрудников ГИБДД. Умеет использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке, применяя макеты.
^
Месяц
| Неделя
| Задачи по ПДД
| Содержание занятия
| Совместная деятельность воспитателя и детей
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Сентябрь
| I
| Закреплять знания и умения по использованию правил дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке, применяя макеты
| «Знай и выполняй правила уличного движения».
Расширять представление об улицах города. Закреплять знания о правилах дорожного движения и о дорожных знаках
| ^ «В гостях у
автолюбителя».
Ситуация общения «Что я знаю об автомобилях»
| II
| Закреплять знания и умения по использованию правил дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке, применяя макеты
| ^ «Как правильно себя вести на дороге». Подвижная игра «Цветные автомобили».
Чтение стихотворения С. Михалкова «Скверная история»
| III
| Совершенствовать знания о правилах пешехода, которые должны соблюдать дети на тротуаре и проезжей части (мостовой)
| ^ «Мы в автобусе».
Конструирование на тему «Сарайчики и гаражи для своей машины»
|
| IV
| Закреплять знания о назначении предупреждающих, запрещающих, информационно-указательных дорожных знаков и знаков сервиса
| ^ «Водители».
Ситуация общения «Что я знаю о дорожных знаках». Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
| Октябрь
| I
| Развивать ориентировку в окружающем пространстве и умение наблюдать за движением машин и работой водителя
| «Безопасный перекресток».
Дополнять представление о движении машин на перекрестке. Закреплять знания об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке.
Знакомить со знаком «Регулируемый перекресток». Совершенствовать знания о значении сигналов регулировщика
| ^ «Расположи правильно дорожные знаки». Чтение стихотворения А. Дороховой «Зеленый, желтый, красный» (отрывок)
| II
| Расширять знания об особенностях движения транспорта и пешеходов на перекрестке. Закреплять знания об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке.
Знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»
| ^ стихотворения В. Кожевникова «Светофор». Театр игрушек: «Про машину». Дидактическая игра «Светофор»
|
| III
| Совершенствовать умение регулировать движение на перекрестке в роли милиционера-регулировщика на транспортной площадке
|
| ^ «Внимание: дорожный знак». Игровая ситуация «Помоги Незнайке перейти дорогу». Чтение стихотворения Я. Пишумова «Постовой»
|
| IV
| Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехцветного светофора
|
| Чтение стихотворения Я. Пишумова «Азбука города».
| Ноябрь
| I
| Уточнять представление о работе сотрудников ГИБДД, назначении поста ГИБДД на дороге
| «Транспорт нашего города».
Расширять знания о том, какой транспорт бывает.
Закреплять знания о видах общественного транспорта.
Продолжать знакомить c правилами поведения в нем пассажиров.
Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте. Закреплять представления о дорожных знаках «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»
с особенностями передвижения
на подземном транспорте метро
| Конструирование на тему «Светофорик».
Ситуация общения «Что означают цвета светофора». Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», «Светофор»
| II
| Закреплять представление об особенностях работы водителей различного транспорта
| ^ «Автошкола № 1».
|
| Расширять представление о правилах, которые должен соблюдать водитель на дороге
| ^ «Найди, где
спрятано». Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на улице»
|
| III
| Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека
| ^ «Как безопасно перейти дорогу». Дидактическая игра «Найди свой цвет»
|
| IV
| Продолжать знакомить с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем. Закреплять представления о дорожных знаках «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»
| ^ «Как правильно перейти проезжую часть».
Режиссерская игра «Сказочные герои на дороге». Чтение произведений В. И. Мирясова (стихи про транспорт)
| Декабрь
| I
| Формировать знания о переходе трамвайных линий железнодорожных путей
| «Моя дорожная грамота».
Расширять знания:- о правилах пешеходов на дороге и на тротуаре; о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей. Закреплять знания: об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках;
- о назначении знаков сервиса. Продолжать учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки
| ^ «Как переходить дорогу зимой». Чтение. И. М. Серяков. «Дорожная грамота» (игра)
| II
| Знакомить с видами перехода: надземный, подземный
| ^ стихотворения И. М. Серякова «Законы улиц и дорог». Конструирование на тему «Трамвай». Сюжетно-ролевая игра «Воробушки и автомобили»
| III
| Дать представление о правилах перехода на дороге мест, где есть тоннели и мосты. Закреплять знание о назначении дорожных знаков «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»
| ^ «Как себя надо вести в транспорте». Игровая ситуация «Я еду в автобусе»
| IV
| Знакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов. Продолжать развитие ориентировки в окружающем пространстве и умения наблюдать за движением машин по зимней дороге
|
| ^ «Водитель» (автобуса, троллейбуса, трамвая)
Сюжетно-ролевая игра «Я шофер»
| Январь
| I
| Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города
| «О чем говорят дорожные знаки».
Продолжать работу по ознакомлению с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге. Расширять представления о назначении дорожных знаков. Знакомить с дорожными знаками «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу»
| ^ изображающих дорожное движение в зимний период. Конструирование на тему «Отгадай, вырежи и наклей грузовик»
| II
| Совершенствовать знания о дорожной грамоте. Знакомить с дорожными знаками «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот»
| ^ «Мы переходим улицу». Чтение стихотворения Я. Пишумова «Это улица моя». Дидактическая игра «Дорожные знаки»
|
| III
| Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах города
| ^ «О чем говорит дорожный знак»
| IV
| Закреплять представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности»
| Чтение произведения Н. Носова «Как Незнайка катался на грузовом автомобиле»
| Февраль
| I
| Совершенствовать знания дорожной грамоты в практических и игровых ситуациях
| «Школа моего микрорайона».
Дать представление о безопасном пути от дома к школе. Учить использовать свои знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого.
Развивать ориентировку в окружающем пространстве и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе
| ^ «Как я с мамой перехожу дорогу зимой». Дидактическая игра «Дорога в школу»
| II
| Знакомить с предписывающими знаками «Движение только прямо» и «Обязательное движение транспорта только в определенном направлении»
| Чтение стихотворения
Т. Александровой «Светофорчик»
| III
| Дать представление об особенностях дорожного движения на загородной трассе
| Наблюдение за движением машин по зимней дороге. Конструирование на тему «Длинный трамвай»
| IV
| Знакомить со значением знака «Разрешено движение только велосипеду»
| ^ «Пешеходы и водители». Чтение произведения В. Клименко «Происшествие с игрушками»
| Март
| I
| Учить использовать знания правил дорожного движения (применяя макеты)
| «Опасный перекресток».
Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке. Дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей. Учить ориентироваться на макете микрорайона. Дать понятие о нерегулируемом перекрестке
| ^ «Я иду за хлебом».
Ситуация общения «Как машины людям помогают»
| II
| Формировать представление о безопасном пути от дома к детскому саду
| ^ «Приключение гномика в городе»
| III
| Закреплять знания о правилах передвижения на велосипеде по тротуару, по проезжей части и во дворе
| ^ «Что такое перекресток».
Дидактическая игра «Большая прогулка»
| IV
| Дать представление о безопасном пути от дома к школе
| ^ «Кто самый лучший пешеход». Сюжетно-ролевая игра на транспортной площадке «Пешеходы и водители»
| Апрель
| I
| Закреплять правила поведения на дороге, если дорогу пересекаешь самостоятельно
| «На транспортной площадке».
Игра-викторина «Знаки на дорогах». Определить, как усвоили правила безопасности движения.
Закреплять знания о сигналах светофора. Уточнить знания о работе инспекторов ГИБДД. Закреплять значение жестов сотрудников ГИБДД. Воспитывать внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения, быть взаимно вежливыми с окружающими
| ^ «Путешествие по городу»
| II
| Развивать ориентировку в окружающем пространстве и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города
| ^ произведений о дорожных знаках. Конструирование на тему «Моя родная улица города»
| III
| Знакомить с правилами поведения на улицах города, если потерялся или путешествуешь по городу самостоятельно
| ^ «Как я иду в детский сад»
| IV
| Дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей
| ^ «Как правильно кататься на велосипеде». Сочиняем старые сказки на новый лад
| Май
| I
| Совершенствовать умение по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуациях, применяя макеты
| «Ребенок на улицах города»
(на транспортной площадке).
Закреплять знания об ориентировке на дороге, применяя правила дорожного движения для пешеходов и водителей
в различных практических ситуациях, используя макеты дорожного движения и транспортную площадку. Повторять правила поведения, предписанные пассажирам различного вида транспорта, используя различные модели ситуаций.
Дать представление об автогородке.
Воспитывать культуру поведения на улице, взаимоуважение в игре.
Упражнять внимание и память
| ^ «Мы на улице».
Чтение. «Как Веселые человечки учили правила дорожного движения»
| II
| Закреплять знания о правилах дорожного движения, предписанных пешеходам и водителям транспорта, в игровых ситуациях на транспортной площадке
| Игры-лабиринты на ориентировку в окружающем пространстве
| III
| Совершенствовать знания о правилах поведения, предписанных пассажирам различного вида транспорта, используя различные модели ситуаций
| Игры-моделирования с макетом «Перекресток» и макетом «Микрорайон». Дидактическая игра «Кто отличник-пешеход»
| IV
| Повторять правила поведения водителей на дороге, проигрывая различные проблемные ситуации на транспортной площадке
| Литературная викторина «Дорожная безопасность в стихах»
| |