План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть




Скачать 396.84 Kb.
НазваниеПлан. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть
страница1/4
Дата публикации03.12.2014
Размер396.84 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4

Довоенная Москва (1920 - 1941 гг.)


 

... что бы там ни происходило, что бы вы не говорили, Москва — мать, Москва — родной город.

(М. А. Булгаков, "Сорок сороков".)

 

План.

I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны.

II. Основная часть.

1. Промышленность.

а) восстановление пром-сти.

б) развитие пром-сти в связи с пятилетними планами. Достижения более высокого, нежели дореволюционный, уровня выпуска продукции. (Примеры) .

в) социалистическое соревнование.

2. Транспорт.

а) Москва — крупнейший транспортный узел страны: — железнодорожный транспорт; — речной транспорт; — авиатранспорт.

б) городской транспорт: — наземный (трамвай, троллейбус, автобус, такси) ; — подземный (метро) . Строительство московского метрополитена в довоенные годы.

3. Коммунальное хозяйство:

а) жилищный фонд и жилые застройки 20-30х годов;

б) внутригородская связь и передача информации;

в) теплофикация;

г) электрификация;

д) газификация;

е) система канализации и удаления отходов;

ж) система зеленых насаждений.

4. Отражение новой идеологии в облике Москвы. Советская архитектура 20-30-х годов.

а) до утверждения и проведения в жизнь Генерального плана реконструкции Москвы:

— топонимика;

— памятники;

— уничтожение храмов и монастырей, в т.ч. уничтожение Храма Христа Спасителя и проект Дворца Советов на месте Храма;

— Мавзолей В. И. Ленина.

— архитектурные течения 20-30-х годов.

б) после принятия Генерального плана реконструкции Москвы: — кремлевские звезды; — архитектура залов метрополитена; — реконструкция набережных и мостов; — сельскохозяйственные выставки (подробное рассмотрение только ВСХВ) .

в) московские высотные дома: идеологическая подоплека.

5. Просвещение и культура.

а) образование: — дошкольные учреждения; — среднее (школьное) образование; — высшее образование.

б) наука: — новые и старые НИИ; — Москва — научный центр Союза; — связанные с марксизмом институты, школы, музеи; идейное воспитание.

в) культурная революция.

— библиотеки; — музеи; — влияние соц. идеологии на различные виды искусства; — кино как "важнейшее из искусств".

III. Заключение.

— материал предлагается как проблемный.

 

14 декабря 1920 года последний раз была опубликована сводка полевого штаба Реввоенсовета: "На фронтах спокойно". Закончилась Гражданская война. Всего же на долю Москвы выпало почти семь военных лет, если считать и Первую мировую войну.

Последствия этих лет были крайне тяжелыми. Практически замерли все московские предприятия: произведенная ими в 1921 году продукция составляла всего 15% от уровня 1913 года. Простаивали текстильные фабрики, почти все предприятия пищевой промышленности, химические и металлообрабатывающие предприятия работали с недогрузкой. Например, на заводе Гужона (ныне "Серп и молот") выпуск изделий составил 2,1% от уровня 1913 г.

А если предприятия простаивали — значит, была безработица. К концу 1923 г. на учете московской Биржи труда было 112 тысяч безработных.

В чрезвычайно тяжелом состоянии находилось коммунальное хозяйство города. Почти прекратилась работа внутригородского транспорта, в расстройство пришла водопроводная система. Потребности города в воде удовлетворялись лишь на 60%, а в возвышенных частях Москвы (примерно четверть всей территории) без воды оставались целые районы. Из-за нехватки электроэнергии целые дома и район k не освещались. В 15 раз сократились выработка и подача газа.

Да плюс к тому еще рост инфляции. В октябре 1922 года покупательная способность билета в 100.000 тысяч рублей равнялась стоимости одной царской копейки.

Да неурожайные, голодные 1920-1922 года. Голод свирепствует в Поволжье, и на столице это не может не сказаться. "Бывали дни и недели, когда население Москвы обеспечивалось хлебом по минимальной норме (50-100 граммов в день на человека) . Бывали и такие дни, когда хлеба не выдавали вовсе. " В октябре 1920 г. Москва имела запас муки всего на одну неделю.

А еще были уничтожены все прежние идеалы и ценности, а новые ценности — революционные — еще не были поняты и осмыслены народом, москвичами в том числе. Да и до идеалов ли было в такое время?

И теперь москвичам предстояло возрождать промышленность, хозяйство и культуру, даже более того — создавать новую модель общества. Именно москвичам, ведь Москва всегда "подавала пример" всей России.

1. Промышленность.

Одной из первых задач, стоящих в то время не только перед Москвой, но и перед Россией в целом, было восстановление промышленности. В первую очередь была проведена реконструкция старых дореволюционных заводов, таких, как завод Гужона (с 1922г. — "Серп и молот") , "Богатырь" (с 1923 г. -"Красный богатырь") , завод братьев Бромлей (с 1922 г. — "Красный пролетарий") , "Динамо" (с 1935 г. -электромашиностроительный завод им. С. М. Кирова) и многие другие. Всего к концу 1921 г. в Москве насчитывалось 457 действующих предприятий.

Еще более успешным в плане восстановления московской промышленности оказался 1922 год. В августе была пущена Московская ситценабивная фабрика (бывшая Цинделя) . "Набирали темпы "Трехгорная мануфактура", Даниловская и Измайловская текстильные фабрики. Заметно увеличилось производство пищевой, химической, кожевенной, силикатной и других отраслей промышленности. (...) В 1922 году в Москве находилось уже 25,1% всех промышленных предприятий страны, которые выпускали 38% валовой продукции СССР".

В целом к 1925 году уровень московской промышленности достиг дореволюционного. Следующим шагом к развитию стало превышение этого уровня. В 1926/27 г. столичная промышленность дала продукции на 18,9% больше, чем в 1913 году.

В 1929 г. вступил в действие первый пятилетний план, разработанный на основе Директив 15-го съезда ВКП(б) в декабре 1927 г. Этот план предусматривал превращение Москвы в крупнейший индустриальный центр страны.

В то время был актуален лозунг: "Без тяжёлой промышленности мы не сможем построить никакой промышленности. " Именно высокие темпы развития машиностроения и металлургии отличали развитие московской промышленности в 20х-30х гг. "Если до революции удельный вес легкой промышленности составлял более 75%, а металлообрабатывающей — всего 10% от общего промышленного производства Москвы, то * концу 30-х годов положение существенно изменилось. Металлообрабатывающая промышленность прочно заняла первое место в общем промышленном балансе города, достигнув почти 45%. "Ситцевая" Москве отошла на второй план, уступив свое место Москве машиностроительной и электротехнической. " В этой работе нет необходимости подробно говорить о развитии каждого завода, поэтому я просто подтвержу свою мысль несколькими конкретными примерами.

Выше уже говорилось о восстановлении завода Гужона, получившего в честь 5-летия Октябрьской революции название "Серп и молот". С 1931 года это предприятие специализируется на продукции из качественной стали. В 1929-1935 гг. была проведена реконструкция: "возведены новые мартеновские мечи, модернизированы прокатные станки и нагревательные печи, построены новые пролеты для отделки проката, пущен первый в стране цех холодной прокатки из нержавеющей стали. " На этом заводе было освоено производство продукции, не выпускавшейся до этого в СССР, в частности производство стального листа для авиа- и авто промышленности и тонкой стальной нержавеющей ленты.

28 июня 1918 года был национализирован основанный в 1916 г. автомобильный московский завод АМО (Акционерное машиностроительное общество) . В 1924 г. здесь начался выпуск грузовых автомобилей АМО-Ф-15.

Во время первой пятилетки завод был реконструирован; было создано поточно-конвейерное производство грузовых автомобилей АМО-2, затем АМО-3. Вотричная реконструкция проводилась в 1933-1937 гг. коллективом архитекторов под руководством Е. М. Попова. Эта реконструкция позволила значительно увеличить выпуск машин. С 1934 г. начали выпускаться грузовые автомобили ЗИС-5 и ЗИС-6, автобусы ЗИС-8, с 1936г. — легковые автомобили ЗИС-101. К 1940 г. завод превратился в новое предприятие — одно из крупнейших этой отрасли в Европе.

Говоря о развитии промышленности, нельзя не сказать о массовом движении социалистического соревнования, которое сыграло в этом значительную роль. С 1919 г. в столице проводились субботники, с питающиеся "зачатками" соцсоревнования. В начале 1929 г. бригадир завода АМО Поваляев положил начало движению "работать по-ударному". Идея получила поддержку секретаря партячейки одного из цех. в того же завода. К весне движение стало массовым, общемосковским. Оно способствовало досрочному выполнению производственного плана 1929/30 г. "Выпуск промышленной продукции на одного рабочего. в металлопромышленности Москвы составил 180% от уровня 1913 г., а в целом объем промышленного производства столицы вырос в 2 раза по сравнению с тем же довоенным годом. " В 1935 г. зародилось стахановское движение. Его "основоположником" был донецкий шахтер А. Г Стаханов, в 14 раз перевыполнивший сменную норму. Стахановцы боролись за повышение производительности труда путем освоения новой техники. Это движение стало наиболее распространенным среди рабочих. B ноябре 1935 г. в столице состоялось первое Всесоюзное совещание стахановцев, и четверть всех присутствовавших на нем составили москвичи. Всего же участие в совещании приняло более 3000 человек.

Ну и конечно, нельзя не упомянуть о самом популярном лозунге того времени: "Пятилетку — в четыре года! ". Современному человеку все это кажется несерьёзным, даже наивным. Но такова была идеолог (я, таково было мировоззрение и миропонимание народа, таков был образ жизни. Личное тогда не имело общественного значения; каждый человек мыслил глобально, задумываясь в первую очередь об интересах других, а потом уже о себе. Идея соцсоревнования сплотила рабочих, помогла восстановлению и развитию промышленности. Разве это плохо?

2. Транспорт.

В этом вопросе необходимо осветить две стороны проблемы. Во-первых, в 20-х-30-х годах происходит становление Москвы как крупнейшего транспортного узла страны. Во-вторых, в это же время развивается городской транспорт.

Рассмотрим Москву как один из наиболее значимых транспортных узлов. Старейшим (и крупнейшим) в этом плане является Московский железнодорожный узел. Его грузооборот в 20-х-30-х годах значительно увеличился. Это связано, во-первых, с общим промышленным подъемом; во-вторых, с реконструкцией железнодорожных путей и станций; в-третьих, с тем, что Москва теперь являлась столицей, и выполняла главную роль в общей транспортной сети Союза.

О развитии Московского железнодорожного узла красноречиво говорят цифры, которые я привожу в следующей таблице.

Табл. 1

Год

Отправлено грузов

Прибыло грузов

Отправлено человек

1913

1,8 млн. тонн

7,3 млн. тонн

16 млн. чел.

1940

4,1 млн. тонн

22,9 млн. тонн

212 млн. чел.

Но нас в данном случае интересует не столько восстановление старого, сколько создание нового. Самым значительным событием, сыгравшем огромную роль как в улучшении транспортной системы, так и в развитии городского хозяйства Москвы было, безусловно, сооружение канала Москва — Волга (с 1947 г. — канал им. Москвы) .

"Бурный территориальный рост города, интенсивное развитие промышленности, увеличение численности населения резко повысили потребность столицы в воде. Суточная мощность московского водопровода в 1932 году составляла 455 000 кубометров. Этого количества было явно недостаточно. Состояние Москвы-реки, к тому времени сильно обмелевшей, создавало реальную угрозу водоснабжению Москвы и судоходству". Для решения этих проблем было решено перебросить часть стока Волги в Москву реку. Это решение было принято Пленумом ЦК ВКП(б) в июне 1931 года. Проект канала был утвержден через год, и тогда же началось его строительство.

Оно было закончено всего за 4 года и 8 месяцев. А объем работ — поистине огромный. Длина канала составляет 128 км, здесь же находятся 7 водохранилищ, 240 различных сооружений (шлюзов, плотин, гидростанций, пристаней, насосных станций, мостов, заградительных ворот и др.) ; было уложено около 3 млн. кубометров бетона, перемещено почти 200 млн. кубометров грунта. Значительную часть работавших на строительстве составили заключенные, и это понятно: они работали бесплатно, их можно было принудить к работе в самых тяжелых бытовых условиях (в каковых условиях они и работали) , и, наконец, заключенные — это невостребованные, но (особенно по тем временам) огромные трудовые ресурсы.

Канал был открыт в марте 1937 года, а 2 мая 1937 года к стенам Кремля подошла первая флотилия волжских судов.

Сооружение канала решило задачи водоснабжения, водного транспорта и обводнения окрестностей столицы. "Водоснабжение осуществляется из водохранилищ водораздельного бьефа канала. При этом обеспечивается более 60% бытового и промышленного потребления воды столицей и её пригородами. Водораздельный бьеф канала обеспечивает также санаторное обводнение рр. Москвы, Клязьмы, Учи, Яузы.

Протекая по городу, Москва и Яуза несут "своей" воды лишь 10-15%; остальная часть расхода принадлежит чистой волжской воде. (...) Транспортная роль канала заключается в том, что он соединил Москву сверхмагистральным водным путем с основной транспортной артерией Европейской части СССР — Волгой. " С открытием канала Москва стала столицей пяти морей — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Известно, что речной вид транспорта — наиболее дешевый и экологически чистый (хотя в угаре индустриализации мы не уделяли места экологии, этот фактор тоже необходимо иметь в виду) . "Большое значение приобрел канал и как место отдыха москвичей. По берегам водохранилищ расположены зоны и дома отдыха, пансионаты, спортивные базы".

Следует также отметить развитие авиационного транспорта. Крупнейшими аэропортами 20-х-30-х годов были Центральный аэродром им. М. В. Фрунзе и аэропорт "Быково". Центральный аэродром создан в самом начале XX в. при участии Н. Е. Жуковского на Ходынском поле. "С июля 1923 года отсюда начались первые регулярные пассажирские полеты по линии Москва — Нижний Новгород (Горький) . В ноябре 1931 г. на Центральном аэродроме был сдан в эксплуатацию первый в СССР аэровокзал (ныне не функционирует) — в то время один из самых больших в мире. " Аэропорт "Быково" расположен в 35 км от Москвы. Он начал эксплуатироваться в 1933 году (и действует по сей день) .

В Москве под руководством авиаконструктора А. Н. Туполева были созданы первые советские самолеты из кольчугалюминия, известные на весь мир своими летными качествами и давшие начало целому "семейству" туполевских самолетов, на которых совершались сверхдальние перелеты. Так, летчик Громов в 1926 году на самолете АНТ-3 совершил полет вокруг Европы, покрыв за 34 летных часа 7150 км. В 1929 г. экипаж летчиков под командованием Шестакова совершил перелет из Москвы в Нью-Йорк, преодолев за 137 летных часов расстояние в 21 000 км.

Не менее интенсивным было развитие внутригородского транспорта, что опять-таки связано с ростом площади и населения столицы.

До революции основным городским транспортом являлся транспорт извозчичий и трамвайный. Извозчики представляли собой весьма своеобразную группу населения. Городской думой были предусмотрены специальные места стоянок извозчиков и форма одежды (летом зипуны, зимой поддевки синего цвета и особой формы шляпы) . Каждому извозчику был присвоен номерной знак. Плата за проезд не была регламентирована. В народе извозчиков разделяли на "ванек", "резвых" и "лихачей". "Ваньки" — самые дешевые — крестьяне, приезжавшие в Москву на заработки, в основном зимой. "Резвые" — подороже и, как бы мы сейчас сказали, "покруче". Самые дорогие — "лихачи" — имели хороших лошадей и удобные экипажи на рессорах и с резиновыми шинами на колесах. Особую группу извозчиков составляли "ломовики", перевозившие тяжелые грузы. Извозчики действовали в столице и после революции, но их число непрерывно сокращалось, что неудивительно: слишком высока была конкуренция. Если в 1914 г. в Москве действовало 16 тыс. извозчиков, то в 1928 г. — 8 тыс., а в 1939 всего-навсего 57 человек.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть iconПлан Суть Гражданской войны. Ее виновники. Основные этапы Гражданской...
История России: Учебный минимум для абитуриентов: Учебное пособие / Под ред. В. В. Керова. М.: Высшая школа, 2001

План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть iconРепертуарно календарный план август 2012
Мусоргский М. – Вступление к опере «Хованщина»: «Рассвет на Москве-реке» (инстр. Д. Шостаковича)

План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть iconУчебный план начальной школы ано сош цо «Вступление» на 2012-2013...

План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть iconПоложение об отделе государственной инспекции по маломерным судам
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий...

План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть iconГражданской войны в советской литера Нравственные проблемы в романе «Разгром»
Преподавание литературы в ХI классе: Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях. / Под редакцией Г. А. Обернихиной....

План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть iconОбщее положение дел 4 Вводные соображения 4 Вопросы психиатрии 4
Написание этой книги, в отличие от всех предыдущих, вызвано не желанием проинформировать читателя о возможностях гомеопатической...

План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть iconПравила композиционного оформления сочинения и вступление, и основная...
Во вступлении и заключении не должно быть смысловых повторов. Выводы заключения не должны повторять выводов основной части

План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть iconСергей Николаевич Бурин На полях сражений гражданской войны в США
Сша — гражданской войне между буржуазным Севером и рабовладельческим Югом (1861 1865) Автор рассказывает об основных сражениях войны,...

План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть iconКлассный час (урок мужества ко Дню Победы)
Музыка и песни. Песня «Давным-давно», голос Левитана о начале войны, об окончании войны, песня «День Победы»

План. I. Вступление. Общее положение дел в Москве по окончании Гражданской войны. II. Основная часть icon-
Эстафету в провинции подхватила часть интеллигенции из распущенных гуак, обеспечив преемственность дореволюционных провинциальных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница