Время поиска себя в мире и мира в себе




Скачать 74.17 Kb.
НазваниеВремя поиска себя в мире и мира в себе
Дата публикации31.07.2013
Размер74.17 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Туризм > Документы
Время поиска себя в мире и мира в себе.
Подростковый возраст — вечная проблема и для педа­гогов, и для родителей. Автор оспаривает распростра­ненное мнение о том, что лишь интенсивная учеба и активный отдых способствуют социализации подростка. По ее убеждению, для нормального развития личности требуется не социализация, а обособление и самоуглуб­ление, умение вырабатывать способность к собствен­ному мнению.


П
роблемы воспитания подрастаю­щего поколения всегда привлека­ли внимание школьных педагогов, психологов и родителей. При всем мно­гообразии подходов и методов воспитания большинство современных ученых и практиков придерживаются единого мнения по вопросу социальной адапта­ции подростков: необходимо как мож­но раньше социализировать ребенка, включить его в «нормальный» мир взрос­лых, сделать подростка исправно функцио­нирующим членом общества. В данной ста­тье мы предлагаем взглянуть на эту про­блему под другим углом. Наши собствен­ные жизненные наблюдения, опыт работы в школе и особенно знакомство с работами известного российского ученого-филосо­фа А.С. Арсеньева являются базой для из­ложенной ниже позиции.
Дайте ему возможность подумать, поразмышлять

О психических особенностях подростко­вого возраста написано очень много, боль­шинством ученых этот возраст определяется как кризисный, так как данный период в жизни человека характеризуется резки­ми качественными изменениями. В пер­вую очередь — неравномерным развити­ем организма, связанным с половым созре­ванием. Конфликт между духовным миром и телесно-чувственными ощущениями и желаниями, как правило, протекает для подростка очень болезненно и не только у мальчиков, как это принято считать, но и у девочек, только в более скрытой форме.

В художественной литературе прекрас­но описаны ситуации, когда в юной душе вступают в конфликт идеальные любов­ные переживания и чисто физиологичес­кие половые импульсы. Подростка в пря­мом смысле «раздирают» противополож­ные чувства и желания: «поклоняться» идеалу и «обладать» этим идеалом, от­сюда настоящие, взрослые страдания, за­частую проявляющиеся в различных по­пытках уйти от этих страданий или в мир алкогольных или наркотических грез, или вообще «уйти», покончить с собой.

Существует распространенное мнение, что помочь подростку пережить это тягост­ное для него время нужно, максимально рано социализируя его, включая в общую жизнь со взрослыми. Чуть ли не с детского сада ребенок должен быть постоянно занят, «захвачен», «задействован», «вовлечен». Распространенная точка зрения:
«Чем больше устает, тем меньше времени у него на пустяки останется». О каких же пустяках говорят взрослые, что подразумевают они под пустяками? «Валяется без дела, сидит, рисует дурацкие картиночки, все что-то пишет, по телефону часа­ми болтает...» — вот типичные высказы­вания родителей, считающих, что их чадо должно, если сидеть, то только за урока­ми или, в крайнем случае, за чтением художественной литературы, если лежать, то непременно спать. «Ни в коем случае не предоставлять ре­бенка самому себе: интенсивная учеба, активный отдых на глазах у взрослых» — вот лозунг таких педагогов и родителей.

И их можно понять: «большие детки», целы­ми днями пялящиеся в телевизор или ком­пьютер, болтающиеся с себе подобными по улицам и подъездам, тянущие пивко, мате­рящиеся и слушающие непонятную музыку, вызывают, конечно, у нас, взрослых, тягост­ные чувства. Но зачастую, пытаясь огра­дить ребенка от «дурного влияния ули­цы», мы перегибаем палку. Не давая под­ростку возможности побыть одному, поду­мать, поразмышлять, мы делаем огромную ошибку. Уметь отличать хорошее от плохо­го и преодолевать это так называемое дур­ное влияние человек должен непременно сам. Взрослый, желая подопечному доб­ра, поможет ему в трудной ситуации раз, другой, решив все сложные моменты, но в третий раз, когда подросток один на один встретится с подобной проблемой, он мо­жет снова оказаться беззащитным, так как у него не выработались своя позиция, свои навыки решения конфликтов.

Для выработки таких навыков, «иммуните­та к плохому» необходимо довольно длительное время. Весь подростковый пери­од и есть такое время: время поисков себя в мире и мира в себе. Вот что по этому поводу пишет А.С. Арсеньев: «...подрос­тковая фаза отличается особенно острой необходимостью во внутренней работе самоформирования, в обособлении от со­циальной среды и любой формы коллек­тивности как таковой. И поэтому не следует мешать подростку в «отрыве от коллектива», не пытаться его «социализи­ровать», классифицируя этот отрыв как ин­дивидуалистическую направленность лич­ности, требующую справления...».
Движение к обособлению и самоуглублению

Этот важнейший период в жизни челове­ка можно сравнить с фазой окукливания у бабочек. Прежде чем бабочка распустит крылья, в куколке происходят важнейшие преобразующие процессы. А для успеш­ности протекания этих процессов необ­ходимы, помимо природной заданности, и время и место, необходимы благоприят­ные условия, при которых из кокона выле­тит прекрасная бабочка. По сути, вся ра­бота с подростками и должна строиться на создании этих условий. А развивать се­бя, «самоформироваться», взрослеющий человек должен научиться сам. А.С. Ар­сеньев акцентирует внимание воспита­теля на том, что «нормальное развитие личности подростка требует не социали­зации, а противоположно направленно­го движения обособления и самоуглуб­ления».

Важная особенность этого возраста со­стоит еще в том, что подросток не спосо­бен на компромисс, он максималист по натуре, «если нет правды, добра, любви, справедливости в отдельно взятом слу­чае, то ее может и не быть вообще!». Можно представить, как тягостно оста­ваться наедине с такими мыслями, от­сюда и подростковые депрессии, и пло­хое поведение.

А.С. Арсеньев справедливо замечает, что «...подросток, чувствуя себя по строю мышления равным взрослому, хочет вой­ти в мир взрослых, «социализироваться» и в то же время не может принять этот мир с его «лживостью» и «лицемерием»». Но для воспитателя важно не просто от­влечь подростка от таких размышлений, заполнив его досуг интересной и полез­ной деятельностью. Этого мало, для наше­го воспитанника важно донести, что такие мысли приходят в голову всем, что с таки­ми проблемами сталкивается каждый чело­век, и каждый учится находить свой собст­венный выход из экзистенциальных про­блем бытия: вечных проблем смысла жиз­ни и смерти, любви и предательства, вины и ответственности.

Самое печальное, когда эти пугающие под­ростка мысли отрицаются его сознанием, «вытесняются» и «заталкиваются» в под­сознание. Этому активно способствует массовая культура, которая вообще отри­цает само наличие этих проблем. Судите по содержанию рекламных роликов, на­пример: «помыл голову и счастлив», «съел и порядок», «надежно защищен и можешь спать спокойно». Проблемы морали, со­вести, ответственности — все это как буд­то из другого века. А современный человек нацелен на личный успех, на достижение максимальных материальных благ. И тогда человек, казалось бы, может сам устанав­ливать для себя моральные нормы соглас­но собственным представлениям и дейст­вовать. Не отсюда ли страшные преступ­ления, совершаемые подростками, так и не разрешившими для себя, «что такое хоро­шо и что такое плохо»?

А эти «вечные вопросы» должны и могут разрешаться только в общении со сверст­никами и взрослыми, в чтении художест­венной литературы, в наблюдениях и раз­мышлениях. И со временем взрослеющий человек обязательно находит для себя приемлемый выход из казавшихся ранее неразрешимыми проблем. Возможно, ва­ляясь на диване, подросток и проделыва­ет такую работу: мысленно прокручивает свой день, оценивает свои и чужие слова и поступки, ругает или хвалит себя. «Бол­таясь» в компаниях, он учится общаться по-настоящему, учится решать конфлик­ты сам, без помощи взрослых. Если же у него не будет возможности это делать, он очень быстро станет зависимым от чужо­го мнения, не будет способен сопротив­ляться чудовищному давлению общества, в нашем варианте, как это ни грустно, общества с размытыми моральными ценнос­тями, с культом силы и денег, общества, пропагандирующего потребление матери­альных ценностей как цель жизни.

Опять процитирую Арсеньева: «Многие индивиды (и число таких катастрофичес­ки увеличивается) в наше время не прохо­дят подфазу юности и оказываются духов­ными эмбрионами и духовными калеками в течение всей своей жизни». Учиться вы­рабатывать в себе собственное мнение — одна из важнейших целей подросткового возраста. Только имея собственный взгляд на мир, можно сопротивляться злу во всех его видах, за самыми сладкими, но лжи­выми речами распознать их убийствен­ную сущность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Время поиска себя в мире и мира в себе iconПредисловие к новому изданию
Но что мы при этом выигрываем? Мы можем чувствовать себя благодаря этому в праве выводить суждения, высказывающие что-то о действительном...

Время поиска себя в мире и мира в себе iconРудольф Штайнер Очерк теории познания Гетевского мировоззрения, составленный...
Но что мы при этом выигрываем? Мы можем чувствовать себя благодаря этому в праве выводить суждения, высказывающие что-то о действительном...

Время поиска себя в мире и мира в себе iconУрок №5 «Ходить во свете – не любить мира»
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2: 15)

Время поиска себя в мире и мира в себе iconКлассный час на тему: «Калейдоскоп Мира»
Задачи: воспитывать у детей чувство любви к Родине, ценность добра, общения; формировать понятие о мире; показать значимость дня...

Время поиска себя в мире и мира в себе iconОмское региональное отделение Российского комитета защиты мира объявило...
Привлечение внимания общественности к современной поэзии о мире, популяризация стихов о мире и добрососедстве. Поиск современных...

Время поиска себя в мире и мира в себе iconПрограмма экзамена «Основы искусственного интеллекта»
Поиск в пространстве состояний. Виды поиска. Формулировка задачи в терминах поиска

Время поиска себя в мире и мира в себе icon«Изменения в природе происходят год от года»
Автор. Летит время. Не успеем оглянуться – окончим школу и начнём свою самостоятельную жизнь. А задавали ли вы себе вопрос: «В каком...

Время поиска себя в мире и мира в себе iconI. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Не составляет исключение и нынешнее время, время поиска новой парадигмы развития человечества в ХХI веке. Образование новых независимых...

Время поиска себя в мире и мира в себе iconДепартамент по образованию администрации Волгограда
Лицеисты выступили с инициативой зарождения новой традиции. 21 сентября – в Международный день мира, объявленный ООН в 1982 году,...

Время поиска себя в мире и мира в себе iconЧему необходимо научить ребенка?
Любить себя. Любовь к себе наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница