Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники»




Скачать 143.42 Kb.
НазваниеЕ. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники»
Дата публикации18.06.2013
Размер143.42 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Туризм > Документы
Опубликовано: Музей и туризм: подготовка кадров. Опыт и перспективы. Сб. материалов Всероссийской научно-практ. конф., 19-21 авпр.2004г., посвящ. 15-летию кафедры и 10-летию факультета музееведения и экскурсоведения СПБГУКИ / СПБГУКИ. – СПб: СПбГУКИ, 2005. – С. 28-38.
Е.Н. Мастеница
Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники».

В XX веке музеи под открытым небом получили широкое распространение во многих странах мира. Причины их популярности и неуклонного количественного роста во многом объясняются значительно большими возможностями сохранения и демонстрации объектов культурного наследия, позволяющими показывать их комплексно и всесторонне, размещая памятники архитектуры, предметы быта и орудия труда, произведения искусства в обстановке, близкой к естественной, в единcтве с историческим и природным окружением.

Идея создания музеев под открытым небом и ее воплощение в жизнь связывается с именем Артура Хазелиуса, по инициативе которого в 1891 году был открыт для всеобщего обозрения «Скансен», положивший начало возникновению в Европе нового типа музеев. Главными объектами показа в нем стали крестьянские жилые и хозяйственные постройки, мастерские ремесленников, культовые и общественные здания. Экспозицию памятников архитектуры дополнял зоопарк, в котором была богато представлена фауна Скандинавии.1

Благодаря новаторскому характеру демонстрации экспонатов и их разнообразию «Скансен» приобрел большую популярность и по праву стал считаться родоначальником музеев под открытым небом. Несколько лет спустя после его открытия в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании появился целый ряд музеев под открытым небом, воссоздававших традиционную народную культуру. Название Скансен стало нарицательным и использовалось для обозначения нового типа музеев. Основными факторами их генезиса считаются становление этнографии как самостоятельной науки и стремление видных ученых при поддержке общественности принять действенные меры по сохранению памятников традиционной народной культуры, подвергавшихся угрозе исчезновения в связи с процессами урбанизации, индустриализации, миграции сельского населения и др.

Идея Хазелиуса об охране памятников прошлого посредством их перенесения и сосредоточения в одном месте почти с момента ее реализации стимулировала возникновение новых концепций, и, в частности, охрану и музеефикацию памятников городской архитектуры и культуры городского сословия, памятников промышленности и техники, наконец, создание археологических музеев на месте раскопок, а также разнообразных специализированных музеев под открытым небом. Развитие этих идей и их реализация в музейной практике наглядно доказывает эволюцию музеев под открытым небом, как в плане расширения толкования и интерпретации самого понятия, так и в развитии широкого спектра деятельности данной группы музеев, в частности во взаимодействии с туризмом.

Вторая половина ХХ века, а именно 1960 - 1980-е годы стали временем количественного и качественного скачка в развитии музеев под открытым небом в самых различных странах мира. В этот период сложились основные теоретические принципы их формирования и структуры.2 Проблемы создания музеев под открытым небом получили достаточно полное отражение в литературе обозначенного периода.3 Имеется целый ряд монографических и обзорно-реферативных публикаций, исследований как общетеоретического, так и конкретно-практического характера, посвященных в основном зарубежным скансенам4, или отечественным музеям-заповедникам.5 Однако вопросы взаимосвязи интенсивного развития музеев под открытым небом и туризма как одного из «катализаторов» этого процесса во второй половине ХХ века пока не получили должного освещения в научной литературе, что подтверждает их актуальность и недостаточную изученность.6

В силу этого проблеме взаимодействия музеев под открытым небом и индустрии туризма уделяется значительное внимание в курсе «Музейные заповедники», читаемого автором в СПБГУКИ с 1996 года.7

Структура и содержание курса предусматривает изучение исторического, теоретического и практического блоков проблем развития и современного состояния музеев под открытым небом в различных регионах мира. Все три части курса позволяют отразить существующие аспекты взаимодействия рассматриваемой специфической группы музеев и туризма. При анализе этих аспектов мы исходим из того, что эволюция музеев под открытым небом глубоко исторична и обусловлена широким спектром факторов: политических, экономических, социально-культурных и собственно музееведческих.

Исторические и археологические памятники, достопримечательности и мемориальные объекты всегда привлекали внимание людей, стремившихся увидеть их собственными глазами и в силу этого становившимися туристами. Однако сегодня музеи составляют неотъемлемую часть туристической инфраструктуры и рассматриваются в качестве своеобразного культурно-исторического ресурса, с помощью которого можно разработать продукт, предлагаемый туристам наряду с другими материальными и нематериальными формами культуры. Всемирная туристическая организация (ВТО) и Всемирный совет путешествий и туризма (ВТТК) считают туризм крупнейшей в мире индустрией. По примерной оценке, в 1995 году было совершено 567млн. международных туристических поездок по сравнению с 25млн. в 1950г. Кроме того, подсчитано, что туристических поездок внутри страны совершается в 10 раз больше приведенных цифр. ВТТК, подчеркивая международное значение туризма, отметил, что туризм создает более 10 процентов экономической продукции в мире, обеспечивая одно из 9 рабочих мести 11 процентов налоговых поступлений. Реальные темпы туризма прогнозируются на уровне 5,5 процентов в год до 2005 г.8

Считается, что половину всех туристов при посещении ими иностранного государства, прежде всего, интересует местная культура. Музеи под открытым небом, главным образом, историко-архитектурные, историко-бытовые и историко-этнографические, а также экомузеи дают им возможность познакомиться с культурой принимающей их страны. Исследования, проведенные недавно в Великобритании, в Канаде, а также в нескольких странах Средиземноморья, показали преимущества развития культурного и этнографического туризма, основанного на добротном музейном продукте. Они продемонстрировали, что, спрос на другие виды привлечения посетителей (рекреационный, экотуризм, спортивный, экстремальный туризм и др.) подвержен регулярным колебаниям, в то время как спрос на культурный туризм остается стабильным и год от года непрерывно растет. Данная стабильность делает инвестирование в музеи под открытым небом обоснованным с точки зрения перспективы туризма.

Анализируя ситуацию в социокультурном контексте, мы обращаем внимание студентов на то, что музеи под открытым небом должны рассматриваться в качестве средоточия культуры и отправной точки для знакомства туриста со страной или регионом. Продвижение этих музеев как туристических объектов представляет собой важную стратегическую задачу взаимодействия музеев и туризма. Особое значение имеют уникальные возможности музеев-заповедников, экомузеев знакомить туристов с местной культурой и предоставлять им комфортные условия для отдыха. Посещение музеев под открытым небом, которые позволяет не только увидеть памятники в окружении живописного ландшафта, но и участвовать в культурных акциях, фольклорных праздниках или развлекательных мероприятиях – вот оптимальный путь знакомства с новыми местами и получения новых впечатлений для туриста. Подчеркивается, что такой подход должен базироваться на принципе планирования. А музеи могут и должны осуществлять проверку эффективности данной стратегии.

Наряду с многочисленными примерами деятельности музеев под открытым небом в Европе, Америке и Азии, в курсе «Музейные заповедники» уделяется значительное внимание рассмотрению новой разновидности туристических объектов, ставших своеобразным вызовом традиционным музеям в последнее десятилетие. Это так называемые центры наследия, возникшие вследствие интенсивного развития туризма. Они представляют собой что-то среднее между тематическими парками и музеями. Центр наследия отличается от музея тем, что строит свою деятельность на основе темы, а не коллекций, используя технологии тематических парков с увлекательными аттракционами. Располагаясь как в старых зданиях (бывших церквях, заброшенных промышленных или складских помещениях), так и в новых, они в доходчивой и нетрадиционной форме рассказывают о местной истории, культуре, традициях и людях. Примером такого центра наследия может служить «Джорвик вайкинг сентер» в Йорке (Великобритания). Туристам предлагается пройти по культурно-временному туннелю, после чего он попадает в деревню викингов. Деревня была воссоздана на основе точных научных данных, полученных во время раскопок, проводившихся неподалёку. Воображение посетителей поражают оригинальные экспозиции, сопровождающиеся особыми звуковыми эффектами и запахами.22 Часто в подобные центры наследия приглашают людей, которые играют роль местных жителей и в то же время осуществляют охрану. Центры наследия привлекают большое число туристов благодаря тому, что там можно провести целый день вместе с друзьями или семьей и наравне с приобретением знаний и опыта, можно хорошо отдохнуть и развлечься.

Мы пытаемся объяснить будущим специалистам в области музейного дела и туризма, что в некоторых случаях подобные центры используют лишь дорогостоящие технологии и редко опираются на реальные артефакты. Увлекаясь зрелищностью в ущерб подлинности, такие центры могут похвастаться лишь кратковременным успехом в привлечении большого числа посетителей, и уже появились первые признаки недовольства туристов содержанием показа форм культурного наследия в них.

Следует заметить, что именно туристы, чья информированность и образовательный уровень в последние десятилетия значительно возросли, чаще требуют и ожидают подлинного показа культуры на основе демонстрации существенно важных тем и реальных предметов.9 Таким образом, потребности туристов в некоторой степени инициировали пристальный интерес ученых и практиков к проблемам актуализации культурного наследия наряду с такими более глубинными причинам, как складывание системных представлений об обществе и окружающей среде, проникновение экологической концепции в широкие пласты культуры. Совокупность целого ряда факторов привела к изменению понимания культурного наследия и его роли в развитии общества, к смещению акцентов с проблем изучения культурного наследия в сторону разработки способов его «культурного оживления» («анимации»). В качестве иллюстрации этого процесса мы приводим примеры функционирования «живых исторических ферм» в Англии, урбоскансенов, промышленно-технических музеев под открытым небом. К числу последних относится Блистс Хилл (Blists Hill). Его экспонаты – подлинные и реконструированные здания рабочий посёлка конца прошлого столетия, рассказывающие о жизни простых людей в Англии на рубеже XIX и XX веков. Попадая в этот музей, туристы переносятся на сто лет назад, в типичный промышленный городок эпохи королевы Виктории. Они встречают людей, одетых по моде тех лет, которые занимаются своими повседневными делами, гуляют или отмечают праздники. Первое, что посетители видят на своём пути - банк, где их радушно встречает клерк и предлагает обменять современные деньги на старинные пени и шиллинги. Это позволяет глубже окунуться в эпоху, прикоснувшись к ней через эти старые монетки, которые можно здесь и потратить. История как будто оживает на глазах у посетителя, а он становиться её частью. Ему предоставляется удивительная возможность прожить один день в девятнадцатом столетии. На главной улице расположены продуктовая лавка, аптека, где можно купить такие же продукты, которые покупали жители, населяющие эту территорию. Для туристов всегда открыта дверь в местные закусочную и паб, где можно расслабиться, отдохнуть, отведать блюда, приготовленные по старинным рецептам, и насладиться прохладой настоящего английского пива. Невозможно пройти мимо пекарни, от которой исходит аромат свежевыпеченного хлеба, и дети ни за что на свете не пропустят магазин сладостей, не попробовав конфет, которыми лакомились их сверстники сто лет назад. Здесь действует небольшая типография, где каждый может напечатать газету на старинном станке, мастерская по производству свечей, лепных деталей из гипса, столь популярных украшений в домах, литейная мастерская, шахта по добыче угля, лавки плотника, портного, приемная врача и многое другое. Везде работают люди, показывая процесс производства той или иной вещи. С ними можно поговорить, узнать, чем они занимаются. Немного в стороне располагаются доменные печи, где выплавлялся первый чугун, обжигался кирпич. Стоя на специально оборудованной площадке, присутствовать и при изготовлении вещей с помощью ковки, видя разницу в технологии получения кованого и литого чугуна.10

Новаторское использование методов показа и интерпретации, призваны усилить привлекательность объектов, позволяющих туристам получить «впечатления и переживания, связанные с наследием», пленяя их воображение и одновременно предоставляя им максимум информации и комфорта.

В связи с этим все более широкое признание и распространение в мире и в России получают такие разновидности музеев под открытым небом, как экомузеи, музеи традиций, музеи фольклора (например, музей-заповедник крестьянской песни в с. Катарач Свердловской области). Исследователи отмечают, что актуализация изучения и сохранения нематериальных форм культуры привела к возникновению на рубеже веков «музеев действия», «средовых музеев», того, что сегодня обозначают, как «живые» музеи.11

В процессе изучения теоретического блока мы акцентируем внимание студентов на том, что возникновение музеев нового поколения в немалой степени является следствием распространения в последней четверти XX столетия «новой музеологии», предложившей концептуальные подходы, способствовавшие противодействию утрате собственной культурной идентичности. Иные смыслы стали обживать музейное пространство, решительно изменяя его образ. Новый имидж музея вобрал в себя три константы: Время, Пространство, Действие. Кроме собирания, хранения, исследования, экспонирования Пространства и Времени, музей стал энергично осваивать в качестве культурной практики, - Действие, преобразуя, таким образом, некогда статичное Пространство, в живое и динамичное. Такой модернизированный подход используют многие музеи мира. В отечественной практике наиболее отчетливо они проявляются в деятельности музеев-заповедников, музеев под открытым небом, а также литературно-мемориальных музеев-усадеб, деятельности которых в курсе уделяется значительное внимание. Процесс дальнейшего их развития, актуализированный временем, требует разработки культурологических концепций, в которых музеефицируемая личность является своеобразным микрокосмом культуры, «высвечивающим» различные пласты культурного наследия. Для комплексного сохранения культурного наследия и демонстрации его туристам более всего приемлем так называемый «подход Анже»12, позволяющий всесторонне высветить образ писателя, задействовав при этом потенциальный мемориально-территориальный ресурс. Такой подход способствует углублённому проникновению в жизнь и творчество писателя за счёт музеефикации ареала памятных мест.13

В основе современного понимания музея-заповедника лежит новое видение историко-культурного контекста, представленного целой системой функционирующих памятных локусов. Пространственно-мемориальный контекст может быть смоделирован в виде отдельной группы памятников, охранных зон, многообразных пейзажных композиций, комплексных действ, ориентированных на историческую достоверность и традиционные занятия населения. Осмысление усадьбы как феномена культуры в расширенном контексте составляет магистральное направление развития музеев данного типа, которое корреспондирует с одной из центральных идей Международного совета музеев (ICOM) – «Музеи: переосмысление границ».

Таким образом, расширяя границы своего смысла и предназначения, музеи, выступают не только в традиционной роли хранителей и трансляторов культурного наследия, но и становятся органической частью современных социальных и экономических процессов. Совершенствование механизмов, способных обеспечить жизнедеятельность музея-заповедника в новых условиях, должно учитывать наличие ценнейших музейных фондов, земли, недвижимости, предусматривать установление тесных контактов с местным населением, ведение разнообразной культурно-образовательной и творческой, хозяйственной и предпринимательской деятельности, используя для этого как значительный информационный потенциал, так и уникальные ресурсы, наличие недвижимости и т.д. Ведущая роль отводится въездному и выездному туризму, обеспечивающему спектр услуг, привлекающему внебюджетное финансирование. Показательным, в этом смысле является пример старейшего в России «классического» музея - Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». Инновационный характер деятельности этого музея проявляется не только в создании новых экспозиционных комплексов, реализации интересных и нестандартных культурно-образовательных проектов, но и в развитии ландшафтного, паломнического, усадебного, этнографического и других видов туризма, что было изначально заложено в его новой концепции.14

Изучение курса «Музейные заповедники» предполагает серьезное осмысление феномена музея под открытым небом как наиболее перспективной модели учреждений культуры, в том числе и с позиций развития туризма. Мы пытаемся показать социальную эффективность таких музеев, призванных не только сохранять и демонстрировать культурные ценности прошлого, но и возвращать их в современную жизнь. Ретроспективный анализ эволюции музеев под открытым небом позволяет показать будущими специалистами музейного дела, экскурсоводам, менеджерам экскурсионно-туристической деятельности итоги и достижения в данной сфере музейного дела, выявить наиболее острые проблемы или тупиковые ветви такого развития, а также выделить наиболее перспективные в футурологическом плане тенденции, касающиеся и взаимодействия данных музеев с туризмом.

 Музей Blists Hill является одним из семи объектов открытого в 1968 году музейного комплекса Траст Музей ущелья Айренбридж (The Ironbridge Geiorge Museum Trast) в Англии, в графстве Шропшир на берегу реки Северн. Это место получило мировую известность как колыбель английской промышленной революции, здесь впервые был выплавлен чугун и построен чугунный мост, а также находились заводы по производству фарфоровых изделий и керамической плитки.

1 Об истории создания Скансена см. подробно: Де Йонг Адриан, Сноугорд Митте. Первые музеи под открытым небом: о народных традициях - музейными средствами // Museum, № 1, 1993. – С. 27-33;

Норденсон Эва. Вначале был Скансен // Museum, № 1, 1993. – С. 25-26;

Шмелев В. Г. Музеи под открытым небом: очерки истории, возникновение и развитие. – Киев,1983. – С. 26-33;

Edward P:Alexander. Arthur Hazelius and Skansen: The Open Air Museum //Museum Masters, Their Museums and Their Influence. - Neshville, Tenn.: American Asosiation for State and Local History, 1983. – P. 239-276.

2 Гнедовский Б. В. Добровольская Э. М. Музеи под открытым небом в СССР: развитие принципов формирования структуры. – М.,1987. – 21с.(Сер.:Музейное дело и охрана памятников. Обзор. инфор. Вып.2.)

3 Галкина Е. Л. Музеи под открытым небом.// Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. – М.,1982. – С.45-57;

4 Chaykowski F. Muzea na wolnym powietkru w Europie. – Sanok, 1984;

Adelhart Zippelius. Handbuch der Europäiscyen Freilichtmuseen. – Köln, 1974; Проблемы развития экомузеев в некоторых зарубежных странах. Обзор. – М.,1987.( Культура и искусство за рубежом. Сер.:Музееведение и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып. 4.)

5 Подробный анализ литературы см.: Лисюк В. Е. Музеи под открытым небом (Реферативный обзор). – М.,1981. – . 4-11. (Культура и искусство за рубежом. Сер. Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып. 4.);

Музеи под открытым небом. (Реферативный обзор)./ Давыдов А. Н., Лисюк В. Е. – М.,1986. – 9с. (Культура и искусство за рубежом. Сер. Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып. 6.)

6В какой-то мере это можно объяснить тем, что данная проблема стала особенно волновать музееведов сравнительно недавно. В отечественной литературе можно отметить реферативный обзор А.В. Крикловенской - Работа музейных объединений с туристами //Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып. 1. – М., 1987, а также статью П.М. Шульгина, раскрывающую экономические и организационный аспекты деятельности музея как «туристско-экскурсионной системы»// Региональные проблемы развития музейного дела. – М.,1990. – С.141 – 149.

Отдельные работы можно найти преимущественно в специализированных периодических изданиях, таких как «Museum Journal», «Мир музея», «Parks & recreation». Большое внимание было уделено рассматриваемой теме в двух номерах (№ 199-200) журнала «Museum» за 1999 год.

7 См.: Музейные заповедники. Программа курса и методические материалы для студентов специальности «Музееведение и охрана памятников истории и культуры». СПб., 1997. – 32с.

8 Шустрова И.Ю История музеев мира. Ярославль, 2001. – С. 139

2


9Так, исследователи указывают на интенсивное развитие туризма в США, фиксируя рост интереса к природным и культурным ландшафтам, памятникам и музеям с 1991 по 1995 год на 16. По данным Ассоциации индустрии путешествий США в этот период около 54 млн. человек посетили музеи и другие исторические места. По мнению американских социологов, происходит смена мотивации от чисто развлекательных мероприятий к более глубокому знакомству с культурно-историческими ценностями. Отмечается также, что личность туриста – любителя исторического и культурного наследия отличается более высоким уровнем образования, интеллекта и материального обеспечения. Цель его путешествий – пополнение знаний, участие в познавательных и просветительных программах, а досуг и развлечения стоят на втором месте. См.: 5 Confer J.C., Kerstler D.L. Past perfect: Exploration of heritage tourism. //Park and recreations. 2000 № 2. – P. 28-38.

10 О музейном комплексе подробнее см.: Hitchcock M. Tourist Trap. //Museum Journal. 1998. №6. – P. 37-39; Hobbey S. Friendly faces. //Museum Journal. 1986. №6. – P. 32-33.

11 Каулен. М.Е. Музей на рубеже веков: пространство взаимодействия культур // Культурные миры: Материалы науч. конф. «Типология и типы культур: разнообразие подходов». – М., 2001. – С.216-221.Каулен М.Е. Роль музея в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия //Культура памяти. Сб. науч. статей. М., 2003. – С. 123-140.

12 Хадсон Кеннет. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. – С.157.

13 Никитина Н. Козлова Засека – живой вокзал-музей // Мир музея, 2002, №3. – С. 36-38

14 Василевич Г.Н. О сохранении и развитии Пушкинского заповедника (концепция и традиция) // Михайловская пушкиниана. Вып. 4. – М.,1999. – С.5-44.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» iconПрограмма и методические материалы для студентов специальности 070503...
I. Возникновение и развитие музеев под открытым небом за рубежом и отечественных музеев-заповедников

Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» icon«маёвка» 18-19 мая Акция Европейская ночь музеев
Присоединяйтесь к акции "европейская ночь музеев 2013" в Симбирском Квартале. В ночь с 18 на 19 мая Музей-заповедник "Родина В. И....

Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» iconПикника «игра»
Музейный пикник – ежегодная региональная культурная акция, проходящая в Тольятти под открытым небом, имеющая статус городского праздника...

Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» iconКорабля, являющегося музеем под открытым небом в Петербурге. ( Аврора)
Ведущая: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Вы находитесь на контрольно-пропускном пункте празднично-воинской части. Для...

Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» iconПрограмма летнего лагеря с дневным пребыванием детей: «Город музей под открытым небом»
Детство это каждодневное открытие мира, и поэтому нужно сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,...

Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» iconФ естиваль живой литературы
«Музеон» состоится 3-й книжный мультимедийный фестиваль под открытым небом bookmarket. Два дня на то, чтобы всесторонне исследовать...

Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» iconЭдгар Алан По. Овальный портрет
Замок, в который мой камердинер осмелился вломиться, чтобы мне, пораженному тяжким недугом, не ночевать под открытым небом, являл...

Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» iconФестиваль живой литературы
«Музеон» состоится 3-й книжный мультимедийный фестиваль под открытым небом bookmarket. Два дня на то, чтобы всесторонне исследовать...

Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» iconЦеновой каталог, гарантированные номера, новости E
Помимо традиционного места проведения Фестиваля на Вилле Руффоло, в нынешнем сезоне добавятся сцены под открытым небом, среди которых...

Е. Н. Мастеница Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» iconМузыкально-театрализованное шоу «Рождественский вальс»
Васильевском спуске состоится “Рождественский вальс” главная городская елка Москвы. Горожане станут зрителями удивительного музыкального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница