Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном




Скачать 79.26 Kb.
НазваниеТема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном
Дата публикации12.02.2014
Размер79.26 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Туризм > Документы
Русский язык.

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном и имени существительном как части речи

Задачи: учить правильному написанию имен прилагательных и имен существительных; развивать умения распознавать имена прилагательные и имена существительные в тексте, доказать взаимосвязь этих двух частей речи; развивать умение работать самостоятельно, воспитывать культуру труда, учить работать в группах, создавая условия для воспитания чувств взаимовыручки, дружбы.

Оборудование: презентация, индивидуальные рабочие листы , карточка для групповой работы, карточки с домашним заданием.
^ Ход урока:

1. Организационный момент.

Ребята, запиши число, классная работа.

Эпиграфом сегодняшнего урока предлагаю взять слова Оноре Бальзака

«Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти».

Как вы понимаете эти слова?

Тогда вперед, в путь, начинаем нашу работу!

^ 2. Минутка чистописания.

Выберите из слов эпиграфа следующие буквы для написания:

  • из 1слова возьмите букву, которая обозначает парный звонкий, твердый, согласный звук – Б

  • из 2 слова выберите букву, которая обозначает парный, звонкий, твердый согласный звук - Д

  • 3 буква находится в 6 слове, она обозначает непарный, звонкий, мягкий, сонорный, согласный звук и встречается в этой фразе один раз – Р

  • 4 буква обозначает парный , звонкий всегда твердый, согласный звук, встречающийся в этой фразе один раз – Ж

Что общего у данной группы букв?

Запишите данную цепочку, соблюдая закономерность: последняя буква становится первой.

БДРЖ ЖБДР РЖБД ДРЖБ

В какой набор согласных букв можно поставить гласные буквы? (Дружба)

Дайте характеристику этому слову: имя сущ, нариц, неодуш, ж.р, 1 скл., ед.ч.

Подберите группу однокоренных слов, состоящих из различных частей речи.

Дружба, друг, дружить, дружный.

Выделите корень.

Что наблюдаете? (чередующиеся согласные)

^ 3. Сообщение темы урока.

Ребята, сформулируйте тему урока.

4. Работа по теме урока.

Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы в интеллектуальном споре найти истину. Как в древности рыцари круглого стола пытались найти чашу Грааля, чтобы испить из неё великие знания.

^ Узнаем, кто сегодня из рыцарей поведет спор. Для этого вам необходимо распределить слова в два столбика.

«Кулачный бой»

Дру....ба, дружный, верный, верность, чес....ный, честь, лживый, ло...., смелый, см...льчак, правда, правдивый.

Итак, как зовут этих рыцарей? (имя существительное, имя прилагательное)

Рыцари провели первое состязание под названием «Кулачный бой».

Как вы думаете, кто победил? Почему?

Какие слова выпадают из этих групп? Почему?

А о чем, вообще, могут поспорить эти два рыцаря?
Да, действительно, только в споре рождается истина. И в древности каждый рыцарь должен был уметь не только вести кулачный бой, а в совершенстве владеть 7 искусствами: стрельба из лука, плавание, верховая езда, соколиная охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и гимны.
Давайте облачим рыцарей в доспехи и продолжим состязания, чтобы найти самого искусного рыцаря. Если мы успешно будем все выполнять, то нам откроется путь к чаше Грааля и можем узнать истину.

Работа в группе: Дать определение частям речи. У доски два человека чертят стрелки. Проверка.

Мы справились с первым задание, и вот уже приоткрывается путь.
^ Кроме доспехов, у каждого рыцаря был свой флаг и герб, где помещались рисунки и символы, связанные с личностью рыцаря. Что ваш рыцарь поместит на свой герб.

Работа в группах. Грамматические категории каждой части речи.



Представление групп.

Слайд – путь.

Но вот пришло время следующего состязания.

«Стрельба из лука»

Каждая команда вставляет пропущенные окончания и дает объяснения.(совместная работа в паре у доски, на месте по группам)

Однажды ночью разгулялась бешен____ пурга. Никита Семёнович, лёжа на тёпл____ печ___, долго слушал, как грозно гудит потревоженная тайга и воет в труб___ ледян____ ветер. Сухой колючий ветер с силой хлестал в стёкла. Потом окна завалило огромн____ сугроб____, и в маленьк____ избушк____ стало темно.

Утром пурга унялась. Искрился на солнце голубой лёд, в морозном воздухе клубился пар.

Только лебеди куда-то исчезли. Никита Семенович долго бродил вокруг полыньи. Он нашёл птиц под крут___ берег____ речки. Тесно прижавшись друг к другу, лебеди сидели неподвижно среди кустов, и их почти невозможно было отличить от снега.

- Горемыки.... – прошептал старик, - что же вас заставило остаться на гибель....?
Что же заставило лебедей остаться на гибель? (лебединая дружба)

Из какого рассказа этот отрывок? (Н. Устинович «Лебединая дружба»)

А что вам помогало точно попадать в цель?(помощь товарища)

Кто победил в этом искусстве? (? части речи тоже помогают друг другу)
Теперь вам необходимо своих соколов направить в свои замки.

«Соколиная охота»

Распределить своих «рыцарей» по падежам.

4
прекрасная

награду

дама

долгожданную

смелого

честным

рыцаря

поединком

победителю

в каменном

отважному

замке

. Распределить по падежам.


И.п. В.п.

Р.п. Т.п.
Д.п. П.п.


Что получается, разные соколы прекрасно могут уживаться в одном замке.

Составьте с данными словосочетаниями предложение.

Выполните синтаксический разбор.( 1- у доски)

Прекрасная дама ждет смелого рыцаря в каменном замке.

Попробуйте убрать из этого предложения все прилагательные.

Что получится?

Сделайте вывод (прилагательные украшают имена существительные, т.е нашу речь)

Каждый рыцарь должен умело плавать и чувствовать себя как рыба в воде.

Вот теперь в этом непонятном море слов найдите свою рыбу и подчеркните.

«Плавание» - 2- удоски

5. Найдите имена существительные (подчеркните их одной чертой), и имена прилагательные (подчеркните – волнистой линией)

Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата зюмо – зюмо некузявые!

Пуськи бятые!

Как вы рассуждали? ( что обозначает, вопрос, окончания)
Даже рыцари должны отдыхать, давайте и мы с вами сделаем паузу в нашем споре, небольшое перемирие.
ФИЗМИНУТКА

Я отдыхаю, настраиваю свои мысли. Я опускаю рыцарское забрало и погружаюсь в тишину. Представляю прекрасный замок в чудесном саду, где меня ждёт долгожданная награда. Я уверен в себе и готов продолжать путь.
«Игра в шахматы»

Рыцарь должен уметь вести сложные шахматные комбинации. Посмотрим, сможете ли вы разобраться в этой шахматной комбинации.

Разбор слов по составу. 2- у доски, разбор соперника, группа.
некузявые бутявки

дюбые калушата

Замечательно, и в этой сложной комбинации вы разобрались.

Итак, мы выходим на финишную прямую. Впереди нас ждет последний забег.
«Верховая езда»

Кто победит?

Ответить на вопросы теста. Получить ключевое слово.

^ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

1. Выберите верное утверждение:

д) имя существительное обозначает предмет

е) имя существительное обозначает признак предмета ж) имя существительное обозначает действие предмета

^ 2. В каком предложении есть собственное имя существительное:

л) Мишка косолапый по лесу идёт. н) Мне подарили плюшевого мишку. р) Конфеты «Мишка» очень вкусные.

^ 3. Выберите группу существительных мужского рода:

а) мышь, ночь у) кофе, тюль о) свет, тьма

4. Выберите группу одушевлённых существительных

ж) конь, всадник ш) оружие, копьё ч) рыцарь, бой

^ 5. Выберите сущ. 3 скл. в П.п.

в) в древнем замке г) о прекрасной даме б) на золотой медали

6. В предложении: Смелый рыцарь одержал победу. Слово рыцарь является:

а) подлежащим е) дополнением я) обстоятельством


1

2

3

4

5

6



















^ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Выберите верное утверждение:

о) имя прилагательное обозначает предмет п) имя прилагательное обозначает признак предмета р) имя прилагательное обозначает действие предмета

^ 2. Род имени прилагательного можно определить

а) по словарю е) по глаголу из данного предложения о) по существительному, с которым оно связано

3. В каком падеже у прилагательных м.р и ср.р окончание – ого, -его

м) Р.п. н) Д.п. р) П.п.

^ 4. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает

я) обстоятельством о) определением ю) дополнением

5. Укажите прилагательное ср.р

ч) чёрный кофе ш) красивый тюль щ) вкусное молоко

6. Какое окончание надо поставить имени прилагательному в предложении: Наступить на любим.... мозоль.

ы) –ый ь) – ую ъ) -юю


1

2

3

4

5

6




















5. Рефлексия

Какое слово получилось у каждой команды?

^ ДРУЖБА ПОМОЩЬ

Можно ли поставить между этими словами знак равно?

Почему? ( сущ, синонимы,)

Эти слова действительно сегодня нам помогали. Вот нам и открылась чаща Грааля.

Какую же истину мы сможем испить из этой чащи?

Какая истина нам открылась?

Что мы сегодня узнали?

Кто же стал победителем в интеллектуальном споре? Почему?

Какую награду можем мы получить за наш поединок?

Мы сегодня начали урок со слов Оноре Бальзака

«Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти».

Так вот седьмым искусством, которым должны обладать рыцари – это умение слагать стихи и гимны. Какой гимн вы сложите о сегодняшнем уроке?

Какими видами искусств вы овладели в совершенстве?

Какими ещё необходимо овладеть?

Какую награду каждый из вас получил в этом поединке?
^ 6.Домашнее задание.

Приготовить для товарища тест о своем рыцаре.
7. Итог урока.

И закончить урок мне хотелось бы небольшой притчей.

Притча.

Зимой Ричард каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка.

  • Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? – поинтересовался однажды Ричард.

- Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят!
Пусть только в дружеском споре рождается истина, а рыцарские качества помогут вам добывать главную награду: знания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном iconУрок русского языка Обобщение знаний об имени прилагательном Цели
Систематизировать знания об основных грамматических признаках имен прилагательных

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном iconУрок по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»
Пересечение образовательных областей: русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном iconТема: Обобщение по теме «Имя существительное» 6 класс
Выходят 3 ученика (мудреца) и рассказывают стихотворение о имени существительном

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном iconТема: «Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи»
Урок деловая игра Обобщение знаний о признаках имени сущ как части речи в 3 классе

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном iconОбобщение знаний о признаках имени существительного как части речи
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся у нас знания об имени существительном. А помогут нам в этом страницы произведений...

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном iconТема урока: Понятие об имени прилагательном
Цели урока: Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи; тренировать умения распознавать имена прилагательные...

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном iconТема: Повторение изученных орфограмм, закрепление знаний об имени...

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном iconОбобщение знаний об имени существительном
Й и умений в разнообразных ситуациях. Развитие индивидуальных свойств ученика – способностей, интересов, склонностей. Развитие личностно...

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном iconЗадачи: формировать умения определять имя существительное в речи;...
Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном как



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница