Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях»




Скачать 119.44 Kb.
НазваниеКонспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях»
Дата публикации07.05.2014
Размер119.44 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Туризм > Конспект
Конспект фронтального логопедического занятия

по теме

«Автоматизация звука Р в слогах и предложениях».

Учитель логопед

ГБОУ СОШ №283

Харченко И.П.

ТЕМА: “Автоматизация звука Р в слогах и предложениях”.

ЦЕЛЬ:

  1. Закрепление правильного произношения звука "Р" в словах и предложениях.

  2. Развитие фонематического восприятия на звук "Р".

  3. Развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза в словах и предложениях.

  4. Развитие зрительного внимания, памяти и логического мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Оргмомент.

2. Выделение звука "Р" и его характеристика.

Логопед. “Отгадайте загадку”: “Разноцветное коромысло на небе повисло”.

Дети: “Радуга”.

Логопед: Какой первый звук слышится в слове-отгадке?”

Дети: “Звук "Р".

Логопед: “Как произносится звук "Р" ?

Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, дрожит”.

Логопед: “Что напоминает звучание звука "Р" ?

Дети: “Мотор”.

Логопед: “В каком положении зубы, губы?”

Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.

Логопед: “Дайте характеристику звуку Р””.

Дети: “Звук "Р." - согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”.

^ 3. Выделение звука "Р" в словах и определение его места.

Логопед: “Сейчас я расскажу вам сказку. Жил-был на свете рак. Жил он в речном царстве, с

рыбами дружил, к карасю в гости ходил. Но однажды наскучило ему речное царство и

отправился рак в путешествие. Ползет он, ползет, вдруг видит что?”

картинки для автоматизации звука [р]. барабан.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Барабан.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дети: “Барабан”.

Логопед: “Барабан сам палочками барабанит. Одел он барабан на одну клешню. Отправился

дальше. Увидел что?”

картинки для автоматизации звука [р]. шары.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Шары.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Логопед: “Какие ?”

Дети: “Разноцветные”.

Логопед: ,“Глаза его загорелись от радости. Разноцветные шары он надел на вторую клешню. А

впереди стоит что?”

картинки для автоматизации звука [р]. грузовик.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Грузовик.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дети: “Грузовик”.

Логопед: “Погрузил рак барабан с палочками и разноцветные шары в грузовик и поехал дальше.

Еще ему по дороге попалось что?”

кукла.


«Кукла.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить




картинки для автоматизации звука [р]. пирамидка.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Пирамидка.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дети: “Кукла и пирамида”.

Логопед. “Дети, как можно назвать одним словом все предметы, которые встретились раку?”

Дети: Игрушки”.

Логопед: “Назовите их”.

Дети: “Это барабан, шары, грузовик, кукла, пирамида”.

Логопед: “Какой изучаемый нами звук слышится в названии игрушек?”

Дети: “Звук "Р"”.

Логопед: “А где слышится звук "Р" в каждом слове? Назовите его место. В каком слове его

нет?”

Дети: “В слове “кукла””.

Логопед: “Значит, какая игрушка лишняя?”

Дети: “Кукла”.

4. анализ и синтез слов со звуком и буквой "Р".

Задание № 1..

Детям предлагается табличка с набором букв разного цвета, из которых можно составить слова, содержащие звук Р”.

БМААРКАИН

Логопед: “Читайте только синие буквы”. Дети: “Баран”.

Логопед: “Теперь читайте зеленые буквы”.

Дети: “Маки”.

Логопед: “В каком из двух названных слов слышится звук "Р" ?”

Задание № 2.

Детям предлагается прочитать три слога: БА, НОК, БАК.

Логопед: “Какой слог со звуком “Р” надо добавить к каждому из трех слов, чтобы получилось три слова”.

Дети: “Ры”.

Логопед: “Прочитаем, какие новые слова у нас получились”. Дети: “Рыба, рынок, рыбак”.

Задание № 3.

Логопед: “Прочитайте слово от большей буквы к меньшей”. РШАУГ

Дети: “Груша”.

Логопед: “На каком месте слышится звук “ Р” ?”

Дети: “На втором”.

Логопед: “Сколько слогов в слове "груша" ?”

Дети: Два слога”

.

Задание № 4.

Прочитаете слово "Мара".

Логопед: “Назовите первый слог”.

Дети: “Ма”.

Логопед: “Назовите второй слог”.

Дети: “Ра”.

Логопед: “Поменяйте слоги местами, прочитайте получившееся слово”.

Дети: “Рама”.

Логопед: “На каком месте был звук “Р" в слове "Мара" ?”

Дети: “Звук "Р" - в середине слова”.

Логопед: “На каком месте стал звук “ Р" в слове "Рама"?”

Дети: “На первом месте”.

(Аналогичную работу можно провести со словом "Дыра".)

Задание № 5.

Учащимся предлагается таблица со словами:

КАРТОФЕЛЬ

МАНДАРИН

Логопед: “Прочитаете первое слово”.

Дети: “Картофель”.

Логопед: “Найдите первый слог”.

Дети: “Кар-”.

Логопед: “Прочитайте второе слово”. Дети: “Мандарин”.

Логопед: “Найдите первый слог в этом слове”. Дети: “-ман”.

Логопед: “Соединим два слога. Какое слово получилось?” Логопед: “Карман”.

Задание № 6.

а) Логопед: “Назовите картинки по порядку”.

картинки для автоматизации звука [р]. ружье.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Ружье.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить




апельсин.


«Апельсин.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить




коза.


«Коза.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить




иголка.


«Иголка.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дети: “Ружье, апельсин, коза, иголка”.
Логопед: “Назовите первые звуки в этих словах”.
Дети: называют первые звуки в предложенных словах.

Логопед: “Найдите соответствующие этим звукам буквы в кассе и прочитайте получившееся из

этих букв слово”.

Дети: ^ “Р, А, К, И - РАКИ”.

 

б) Учащимся предлагается назвать первые звуки слов - рубашка, окна, мак, аист. Найти
соответствующие буквы в кассе Р, О, М, А. Прочитать получившееся слово мальчика.

Дети: “Рома”.

Логопед: “Как напишем имя мальчика?”

в) Назвать картинки.

волк.


«Волк.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить




картинки для автоматизации звука [р]. самовар.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Самовар.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить




картинки для автоматизации звука [р]. шары.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Шары.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить




картинки для автоматизации звука [р]. карандаш.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Карандаш.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить




картинки для автоматизации звука [р]. рыба.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Рыба.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Назвать последние звуки слов ВОЛК, САМОВАР, ШАРЫ, КАРАНДАШ, РЫБА. Найти соответствующие буквы в кассе К, Р, Ы, Ш, А и прочитать получившееся слово.

Дети: “Крыша”.

Физкультминутка.

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем.

Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Задание № 7.

Ученикам предлагается отгадать ребус.

Г

картинки для автоматизации звука [р]. роза.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Роза.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Логопед: “Соедините букву "Г" и название картинки (роза). Назовите, какое новое слово получится?”

Дети: “Гроза”.

Объяснить значение слова "гроза".

Задание № 8.

Детям предлагается выложить слово из двух слогов, отложив в сторону третий лишний. Прочитать получившееся слово.

а) ка, ру, мо (рука)

б) за, бор, бан (забор)

в) му, та, пар (парта)

^ 5. Выделение звука "Р" в стихотворных текстах и загадке и распределение картинок со звуком "Р".

а) Логопед: “Я буду читать стихи, а вы найдите слово со звуком "Р".

“Дедушка и бабушка жили в хатке синенькой, А возле хатки синенькой бежал забор_ зелененький”.

Логопед: “Объясните слово “хатка”. В каком слове слышится звук "Р"? Определите место звука "Р".

картинки для автоматизации звука [р]. забор.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Забор.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дети: “Забор. Звук '"Р" слышится на последнем месте, в конце слова ”.

Логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

 

картинки для автоматизации звука [р]. сахар.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Сахар.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

б) Логопед: “Отгадайте загадку. "Белый, вкусный, очень сладкий". Что это?”
Дети: “Это сахар”

Логопед: “На каком месте слышится звук "Р" в отгадке (сахар)?”

Дети: “Звук "Р" на последнем месте”.

Логопед выставляет на доску соответствующую картинку (сахар).

в) Логопед: “Найдите в стихотворении слово со звуком "Р" , чтобы звук слышался в начале”

Повезло опять Егорке, пять карасиков в ведерке. Но смотрите - у ведерка появился хитрый кот Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет.

Дети: “В слове "рыб" есть звук Р" в начале слова”.

Логопед: “Сколько рыб принес Егорка домой?”

Логопед выставляет на полотно последнюю картинку (рыба) и предъявляет детям две схемы слов.

картинки для автоматизации звука [р]. рыба 2.


«Картинки для автоматизации звука [р]. Рыба 2.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Логопед: “Обратите внимание на схемы”

автоматизация звука [р]. схемы слов.


«Автоматизация звука [р]. Схемы слов.»
^ Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Длинная полоска - "слово",

короткие полоски -"слоги",

маленький кружочек -"согласный звук” ,

большой кружочек - гласный звук".

Логопед: “Сколько слогов в каждой из схем?”

^ Дети: “В первой и второй схемах по два слога”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге первой схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед: “Сколько звуков в первом слоге второй схемы?”

Дети: “Два звука”.

Логопед: “Какой первый звук в первом слоге каждой схемы?”

^ Дети: “Согласный”.

Логопед: “Какой второй звук в первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Гласный”.

Логопед: “Какой вывод можно сделать о первом слоге каждой схемы?”

Дети: “Первые слоги каждой схемы похожи друг на друга, потому что в каждой схеме в первом

слоге по два звука. Первый звук - согласный, а второй звук - гласный”.

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге первой схемы?”

^ Дети: “Два звука”.

Логопед “Назовите их”

Дети: “Согласный и гласный звук”

Логопед: “Сколько звуков во втором слоге второй схемы?”

^ Дети: “Три звука”

Логопед: “Назовите их”

Дети: “Согласный, гласный, согласный звуки”

Логопед: “Чем отличается первая схема от второй7

^ Дети: “В первой схеме во втором слоге - два звука, а во второй схеме во втором слоге - три звука”.

Логопед: “ Выберите из трех картинок (сахар, забор, рыба) те, которые подходят к первой схеме и какие - ко второй”.

Дети: “К первой схеме подходит картинка “рыба". Ко второй схеме подходят картинки “сахар”, “забор”.

6. Итог.

Логопед: “Над каким звуком мы работали?”

Дети: “Над звуком “Р””.

Логопед: “Дайте еще раз характеристику этому звуку”.

Дети: “Этот звук - согласный, звонкий, твердый”.

Желаю успеха!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях» iconКонспект логопедического фронтального занятия с детьми в мбдоу №43 «Алёнушка»
Развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза в словах и предложениях

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях» iconАвтоматизация звука «Щ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи
Ащ-ощ-ущ-ыщ, ящ-ющ-ищ-ещ, ащ-ящ-ащ, ощ-ёщ-ощ, ыщ-ущ-ощ-ащ, ещ-ищ-ющ-ящ, ущ-ющ-ущ, ыщ-ищ-ыщ

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях» iconАвтоматизация звука «Ц» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи
Ац-оц-уц-ыц, ыц-уц-оц-ац, яц-ёц-иц-ец, ец-иц-ёц-яц, ац-яц-оц-ёц, ыц-иц-уц-юц, ёц-оц-яц-ац, ец-уц-иц-ыц

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях» iconАвтоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях» iconАвтоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи
Ар-ор-ур-ыр, ер-ир-юр-яр, ыр-ир-яр-ар, ер-ор-ор-яр, ыр-ур-ор-ар, ар-яр-ор-ёр, ер-ор-юр-ур, ар-яр-ур-юр

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях» iconАвтоматизация звука «З» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях» iconЛогопедическая тема: «Автоматизация звука [с], буква С.»
Закреплять произношения звука с в слогах, словах, фразах= обогащась словарный запас по теме «Веасна»

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях» icon«Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах,...
Тема занятия «Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции...

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях» iconАвтоматизация звука «ЗЬ» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи
Зина, резина, низина, зимний, озимая, бензин, магазин, возить, грузить, зима, лазить, Тузик, дивизия, бузина, зимовать, морозить,...

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах и предложениях» icon«Автоматизация звука ш в слогах и словах»
Предметные картинки, массажный мяч, собачка- рукавичка, лоток с песком, карточки схемы для автоматизации звука, маленькие игрушки...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница