Скачать 119.44 Kb.
|
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Р в слогах и предложениях». Учитель логопед ГБОУ СОШ №283 Харченко И.П. ТЕМА: “Автоматизация звука Р в слогах и предложениях”. ЦЕЛЬ:
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры. ^ 1. Оргмомент. 2. Выделение звука "Р" и его характеристика. Логопед. “Отгадайте загадку”: “Разноцветное коромысло на небе повисло”. Дети: “Радуга”. Логопед: “ Какой первый звук слышится в слове-отгадке?” Дети: “Звук "Р". Логопед: “Как произносится звук "Р" ? Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, дрожит”. Логопед: “Что напоминает звучание звука "Р" ? Дети: “Мотор”. Логопед: “В каком положении зубы, губы?” Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”. Логопед: “Дайте характеристику звуку “Р””. Дети: “Звук "Р." - согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”. ^ Логопед: “Сейчас я расскажу вам сказку. Жил-был на свете рак. Жил он в речном царстве, с рыбами дружил, к карасю в гости ходил. Но однажды наскучило ему речное царство и отправился рак в путешествие. Ползет он, ползет, вдруг видит что?”
Дети: “Барабан”. Логопед: “Барабан сам палочками барабанит. Одел он барабан на одну клешню. Отправился дальше. Увидел что?”
Логопед: “Какие ?” Дети: “Разноцветные”. Логопед: ,“Глаза его загорелись от радости. Разноцветные шары он надел на вторую клешню. А впереди стоит что?”
Дети: “Грузовик”. Логопед: “Погрузил рак барабан с палочками и разноцветные шары в грузовик и поехал дальше. Еще ему по дороге попалось что?”
Дети: “Кукла и пирамида”. Логопед. “Дети, как можно назвать одним словом все предметы, которые встретились раку?” Дети: “Игрушки”. Логопед: “Назовите их”. Дети: “Это барабан, шары, грузовик, кукла, пирамида”. Логопед: “Какой изучаемый нами звук слышится в названии игрушек?” Дети: “Звук "Р"”. Логопед: “А где слышится звук "Р" в каждом слове? Назовите его место. В каком слове его нет?” Дети: “В слове “кукла””. Логопед: “Значит, какая игрушка лишняя?” Дети: “Кукла”. 4. анализ и синтез слов со звуком и буквой "Р". Задание № 1.. Детям предлагается табличка с набором букв разного цвета, из которых можно составить слова, содержащие звук “Р”. БМААРКАИН Логопед: “Читайте только синие буквы”. Дети: “Баран”. Логопед: “Теперь читайте зеленые буквы”. Дети: “Маки”. Логопед: “В каком из двух названных слов слышится звук "Р" ?” Задание № 2. Детям предлагается прочитать три слога: БА, НОК, БАК. Логопед: “Какой слог со звуком “Р” надо добавить к каждому из трех слов, чтобы получилось три слова”. Дети: “Ры”. Логопед: “Прочитаем, какие новые слова у нас получились”. Дети: “Рыба, рынок, рыбак”. Задание № 3. Логопед: “Прочитайте слово от большей буквы к меньшей”. РШАУГ Дети: “Груша”. Логопед: “На каком месте слышится звук “ Р” ?” Дети: “На втором”. Логопед: “Сколько слогов в слове "груша" ?” Дети: “Два слога” . Задание № 4. Прочитаете слово "Мара". Логопед: “Назовите первый слог”. Дети: “Ма”. Логопед: “Назовите второй слог”. Дети: “Ра”. Логопед: “Поменяйте слоги местами, прочитайте получившееся слово”. Дети: “Рама”. Логопед: “На каком месте был звук “Р" в слове "Мара" ?” Дети: “Звук "Р" - в середине слова”. Логопед: “На каком месте стал звук “ Р" в слове "Рама"?” Дети: “На первом месте”. (Аналогичную работу можно провести со словом "Дыра".) Задание № 5. Учащимся предлагается таблица со словами: КАРТОФЕЛЬ МАНДАРИН Логопед: “Прочитаете первое слово”. Дети: “Картофель”. Логопед: “Найдите первый слог”. Дети: “Кар-”. Логопед: “Прочитайте второе слово”. Дети: “Мандарин”. Логопед: “Найдите первый слог в этом слове”. Дети: “-ман”. Логопед: “Соединим два слога. Какое слово получилось?” Логопед: “Карман”. Задание № 6. а) Логопед: “Назовите картинки по порядку”.
Дети: “Ружье, апельсин, коза, иголка”. Логопед: “Назовите первые звуки в этих словах”. Дети: называют первые звуки в предложенных словах. Логопед: “Найдите соответствующие этим звукам буквы в кассе и прочитайте получившееся из этих букв слово”. Дети: ^ б) Учащимся предлагается назвать первые звуки слов - рубашка, окна, мак, аист. Найти соответствующие буквы в кассе Р, О, М, А. Прочитать получившееся слово мальчика. Дети: “Рома”. Логопед: “Как напишем имя мальчика?” в) Назвать картинки.
Назвать последние звуки слов ВОЛК, САМОВАР, ШАРЫ, КАРАНДАШ, РЫБА. Найти соответствующие буквы в кассе К, Р, Ы, Ш, А и прочитать получившееся слово. Дети: “Крыша”. Физкультминутка. Мы играем на гармошке Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качаем. Руки кверху поднимаем. Наши ножки: топ, топ. Наши ручки: хлоп, хлоп! Вниз ладошки опускаем, Отдыхаем, отдыхаем. Задание № 7. Ученикам предлагается отгадать ребус. Г
Логопед: “Соедините букву "Г" и название картинки (роза). Назовите, какое новое слово получится?” Дети: “Гроза”. Объяснить значение слова "гроза". Задание № 8. Детям предлагается выложить слово из двух слогов, отложив в сторону третий лишний. Прочитать получившееся слово. а) ка, ру, мо (рука) б) за, бор, бан (забор) в) му, та, пар (парта) ^ а) Логопед: “Я буду читать стихи, а вы найдите слово со звуком "Р". “Дедушка и бабушка жили в хатке синенькой, А возле хатки синенькой бежал забор_ зелененький”. Логопед: “Объясните слово “хатка”. В каком слове слышится звук "Р"? Определите место звука "Р".
Дети: “Забор. Звук '"Р" слышится на последнем месте, в конце слова ”. Логопед выставляет на доску соответствующую картинку.
б) Логопед: “Отгадайте загадку. "Белый, вкусный, очень сладкий". Что это?” Дети: “Это сахар” Логопед: “На каком месте слышится звук "Р" в отгадке (сахар)?” Дети: “Звук "Р" на последнем месте”. Логопед выставляет на доску соответствующую картинку (сахар). в) Логопед: “Найдите в стихотворении слово со звуком "Р" , чтобы звук слышался в начале” Повезло опять Егорке, пять карасиков в ведерке. Но смотрите - у ведерка появился хитрый кот Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет. Дети: “В слове "рыб" есть звук Р" в начале слова”. Логопед: “Сколько рыб принес Егорка домой?” Логопед выставляет на полотно последнюю картинку (рыба) и предъявляет детям две схемы слов.
Логопед: “Обратите внимание на схемы”
Длинная полоска - "слово", короткие полоски -"слоги", маленький кружочек -"согласный звук” , большой кружочек - гласный звук". Логопед: “Сколько слогов в каждой из схем?” ^ “В первой и второй схемах по два слога”. Логопед: “Сколько звуков в первом слоге первой схемы?” Дети: “Два звука”. Логопед: “Сколько звуков в первом слоге второй схемы?” Дети: “Два звука”. Логопед: “Какой первый звук в первом слоге каждой схемы?” ^ “Согласный”. Логопед: “Какой второй звук в первом слоге каждой схемы?” Дети: “Гласный”. Логопед: “Какой вывод можно сделать о первом слоге каждой схемы?” Дети: “Первые слоги каждой схемы похожи друг на друга, потому что в каждой схеме в первом слоге по два звука. Первый звук - согласный, а второй звук - гласный”. Логопед: “Сколько звуков во втором слоге первой схемы?” ^ “Два звука”. Логопед “Назовите их” Дети: “Согласный и гласный звук” Логопед: “Сколько звуков во втором слоге второй схемы?” ^ “Три звука” Логопед: “Назовите их” Дети: “Согласный, гласный, согласный звуки” Логопед: “Чем отличается первая схема от второй7” ^ “В первой схеме во втором слоге - два звука, а во второй схеме во втором слоге - три звука”. Логопед: “ Выберите из трех картинок (сахар, забор, рыба) те, которые подходят к первой схеме и какие - ко второй”. Дети: “К первой схеме подходит картинка “рыба". Ко второй схеме подходят картинки “сахар”, “забор”. 6. Итог. Логопед: “Над каким звуком мы работали?” Дети: “Над звуком “Р””. Логопед: “Дайте еще раз характеристику этому звуку”. Дети: “Этот звук - согласный, звонкий, твердый”. Желаю успеха! |
![]() | Развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза в словах и предложениях | ![]() | Ащ-ощ-ущ-ыщ, ящ-ющ-ищ-ещ, ащ-ящ-ащ, ощ-ёщ-ощ, ыщ-ущ-ощ-ащ, ещ-ищ-ющ-ящ, ущ-ющ-ущ, ыщ-ищ-ыщ |
![]() | Ац-оц-уц-ыц, ыц-уц-оц-ац, яц-ёц-иц-ец, ец-иц-ёц-яц, ац-яц-оц-ёц, ыц-иц-уц-юц, ёц-оц-яц-ац, ец-уц-иц-ыц | ![]() | |
![]() | Ар-ор-ур-ыр, ер-ир-юр-яр, ыр-ир-яр-ар, ер-ор-ор-яр, ыр-ур-ор-ар, ар-яр-ор-ёр, ер-ор-юр-ур, ар-яр-ур-юр | ![]() | |
![]() | Закреплять произношения звука с в слогах, словах, фразах= обогащась словарный запас по теме «Веасна» | ![]() | Тема занятия «Автоматизация звука [ р ] в изолированном произношении, в слогах, словах, с использованием карточек- моделей артикуляции... |
![]() | Зина, резина, низина, зимний, озимая, бензин, магазин, возить, грузить, зима, лазить, Тузик, дивизия, бузина, зимовать, морозить,... | ![]() | Предметные картинки, массажный мяч, собачка- рукавичка, лоток с песком, карточки схемы для автоматизации звука, маленькие игрушки... |