Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет»




Скачать 190.57 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет»
Дата публикации24.07.2014
Размер190.57 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Туризм > Пояснительная записка
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 6»

Утверждено

Приказом МДОАУ «Детский сад №6»

№ от 2012 г.

Заведующий МДОАУ «Детский сад№6

________________Т. Н. Поповиченко.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «АБВГДейка»

«ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ»

Принято на педагогическом совете

МДОАУ «Детский сад №6»

от 2012г.

г. Бузулук 2012г.

Сроки реализации обучающей программы

Учебный год: 1год

Учебная неделя: 2 дня

Продолжительность занятий: 30 минут.

^ Реализация дополнительной образовательной программы предполагает следующие ожидаемые результаты:

Дети самостоятельно составляют предложения по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам , по схемам .

Делят слова на слоги, проводят слоговой анализ двух- трех- сложных слов; умеют находить в слове ударный слог; проводят анализ и синтез обратных и прямых слогов.

Самостоятельно произносят звуки; выделяют звуки в словах, различают звуки на слух , дефферинцируют согласные и звуки по твердости –мягкости.

Самостоятельны в чтении; не допускают орфографических ошибок в чтении.

Графически правильно пишут буквы, знают правила письма предложения.

Пояснительная записка

  • Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» является дополнительным материалом в подготовке детей к школе.



  • Программа рассчитана на учебный год (с сентября по апрель) для детей шести лет.



  • Дополнительное образованию по обучению детей чтению и письму проводится два раза в

неделю по 30 минут.

  • Материал дополнительной образовательной деятельности условно разделён на три раздела: «Звук», «Буква», «Говори правильно».



  • Первоначально ребёнку даётся элементарное представление о назначении речи. Далее он получает знание о строении языка: знакомится с понятиями «предложение», «слово», «звук».



  • Моделирование предложений и слов с помощью условных обозначений помогает детям наглядно воспринимать границу предложений, границу слов в предложении и их раздельное написание. Схемы выполняются с проговариванием и с последующим их «прочтением». Знакомство с понятием: «слово называющее предмет», «слово называющее действие», «слово называющее признак предмета» - является основой для формирования грамматических категорий: «существительное», «глагол», «прилагательное».



  • Образовательная деятельность поможет зажечь в ребёнке огонёк любознательности, жажды новых открытий в овладении родной речью, увлечет его, разовьет вкус к знаниям.



  • Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста убеждает нас в том, что раннее обучение основам родного русского языка, когда у ребенка ещё сохранено интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Данное обстоятельство впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.



  • В разработку нашей программы положена методика «Учим ребёнка говорить и читать»

три книги авторов Цукановой С.П. и Бетц Л.Л. (Издательство ГНОМ и Д., - М. 2008г.),

которое содержит конспекты ДОД по развитию фонематической стороны речи и

обучению чтению и письму детей старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи рабочей программы

Цель: Обучение детей правильной разговорной речи и письму.

Задачи:

  1. Звуковая сторона речи:

  • Уточнение правильного произношения звуков;

  • Деление слов на слоги, составление слоговых схем слов, подбор к схеме слов;

  • Формирование понятий «речь», «предложение», «слово», «слог» (ударный, безударный), «звук» (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой).

  1. Работа над предложением:

  • Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме;

  • Формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитанное;

  • Усвоение интонации предложения (повествовательной, восклицательной, вопросительной).

  1. Подготовка к чтению и письму:

  • Знакомство с буквами и их написанием;

  • Слияние звуков, слогообразование;

  • Формирование навыков чтения слогов, плавного слогового, сознательного чтения слов, предложений, текстов.

  1. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения).


Используемая литература

  1. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.I период обучения/ С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.- 160с.

  2. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.II период обучения/ С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.- 184с.

  3. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.III период обучения/ С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.- 112с.

  4. Букварь: Учебное пособие/Н.С.Жукова. – М.: Эксмо, 2010. 96с.

  5. «Я учусь говорить и читать» Альбом №1 для индивидуальной работы.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 – 32с.

  6. «Я учусь говорить и читать» Альбом №2 для индивидуальной работы.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 – 94с.

  7. «Я учусь говорить и читать» Альбом №3 для индивидуальной работы.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 – 32с.

  8. Прописи 1,2,3 для детей шести семи лет (Приложение к Букварю)/ Н.С. Жукова. – Екатеринбург.: Издательство ЛИТУР, 2010.


Планирование дополнительной образовательной деятельности.

№ п/п

Разделы программы

Год обучения (количество часов)

1

Подготовительный период. «Безбуквенный»

7 занятий

3 ч. 30 мин.

2

Основной период «Этап изучения гласных, согласных звуков и букв»


44 занятия

22 часа

3

Итоговый период «Этап закрепления и контроля полученных детьми знаний»

10 занятий

5 часов




Всего:

61

30 часов 30 мин.


Дидактический материал

  1. Разрезная азбука букв

  2. Пособие « Буквоград» - классификация букв алфавита

  3. Схемы предложений, слов, слогов и звуков (карточки)

  4. Игра «Сигнальщики» - классификация звуков( сигнальные фонарики)

  5. Сюжетные картинки (времена года)

  6. Предметные картинки (цветы, предметы, животные)

  7. Слоговые таблицы (набор букв и слогов)

  8. Кроссворды и ребусы (по сказкам, временам года, явлениям природы)


Методическое обеспечение дополнительных образовательных программ

Направление

Название кружка

Программа

Технология

Методические пособия

Познавательно-речевое

Обучение чтению и письму «АБВГДейка»


Обучение чтению и письму детей шести лет

Программа обучению чтению и письму детей шести лет С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц

Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.I –III период / С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008


Перспективно – тематический план



Раздел

Содержание разделов

Дидактические игры и упражнения

Количество часов

I

Подготовительный период (Безбуквенный)

сентябрь

Октябрь


  • Понятие, речь, функции речи. Речь устная и письменная.



  • Предложение и слово.



  • Предложение и слово (закрепление)



  • Слог и ударение.



  • Звуки гласные и согласные.



  • Слияние согласного звука с гласным.



  • Повторение и закрепление пройденного материала.

  • Сказка «Невидимка»; стихотворение А. Барто «Сильное кино»; пословица: Хорошая речь- слаще меда.

  • Составь предложение по картинке «Осень»; согласование слов в предложении «Поправь Юпика».



  • Составь предложение по схеме; игра «Ответь, что я называла?».



  • Игра «Один, два, три имя своё назови»; деление слов на слоги по предметным картинка.



  • Игра «Слушай и отгадывай»; игра «Путешествие в древние времена»; выделение гласных и согласных звуков в словах; игра «Умная машина»



  • Отгадай загадку «Аист»; игра «Чьи уши»; игра по картинке «Ива»; анализ слов «куры, гуси»



  • Игра «Найди Юпика»; составь предложение по схеме; игра «Раздели на слоги»; упражнение «Сколько звуков в слове».




30мин.

30мин.

30мин.

30мин.

30мин.

30мин.

30мин.

II

III

^ Основной период. Этап изучения гласных, согласных звуков и букв.

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

Итоговый период. Этап закрепления и контроля полученных детьми знаний.

апрель

  • Гласный звук(а), буквы Аа.



  • Гласный звук(у), буквы Уу.



  • Гласный звук(о), буквы Оо.



  • Согласные звуки (м),(мь), буквы Мм.



  • Согласные звуки (с),(сь), буквы Сс.



  • Согласные звуки (х),(хь), буквы Хх



  • Согласные звуки (р),(рь), буквы Рр.



  • Согласные звуки (ш), буквы Шш.



  • Гласный звук(ы), буква ы.



  • Согласные звуки (л),(ль), буквы Лл.



  • Согласные звуки (н),(нь), буквы Нн.



  • Согласные звуки (н),(нь), буквы Нн закрепление.



  • Согласные звуки (к),(кь), буквы Кк.



  • Гласный звук(и), буквы Ии.



  • Согласные звуки (п),(пь), буквы Пп.



  • Согласные звуки (з),(зь), буквы Зз.



  • Согласный звук (й), буквы Йй.



  • Согласные звуки (г),(гь), буквы Гг.



  • Согласные звуки (в),(вь), буквы Вв.



  • Согласные звуки (д),(дь), буквы Дд.



  • Согласные звуки (б),(бь), буквы Бб.



  • Согласные звуки (ж), буквы Жж.



  • Гласная буква Ее в начале слога.



  • Буква Е- показатель мягкости предшествующего согласного в слове.



  • Буква Ь для обозначения мягкости.



  • Буква Ь в конце и середине слова, разделительный Ь.



  • Гласный звук (я) буква Яя.



  • Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге – слиянии.



  • Гласный звук (ю) буква Юю. Буква Ю в начале слога.



  • Буква Ю – показатель мягкости согласных. Буквы У-Ю после согласных.



  • Гласный звук (ё) буква Ёё.



  • Обозначение буквой (ё) гласного звука (о) после мягких согласных в слоге – слиянии.

  • Согласные звуки (ч),(чь) буква Чч.



  • Гласный звук (э) буква Ээ.



  • Буква Ээ.



  • Согласные звук (ц), буквы Цц.



  • Звуки (С), (Ц), буквы С,Ц.



  • Согласные звуки (ф), (фь) буква Фф.



  • Согласные звуки (ф), (фь), (в), (вь) буквы Фф, Вв.



  • Согласный звукк (щ), буквы Щщ.



  • Согласные звуки (щ), (сь) буквы Щ, С.



  • Согласные звуки (щ), (ч) буквы Щ, Ч.



  • Буква разделительный Ъ.



  • Двойные согласные. Парные согласные. Алфавит от А до Й.



  • Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Алфавит от К до Ф.



  • Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Алфавит от Х до Я.



  • Закрепление пройденного материала. Алфавит. Звуки и буквы Х, Ц, Ч, Щ. Составление сложных предложений с использованием союзов «потому что», «что», «чтобы», «если».



  • Обобщение пройденного материала. Гласные звуки: а, о, у, ы; согласные звуки: (м),(мь), (с),(сь), (х),(хь), (ш), (л) , (ль), (н),(нь),(р),(рь). Интонационные знаки в конце предложения.



  • Закрепление пройденного материала. Алфавит. Диктант (буквы). Составление слов из слогов и букв в азбуке. Написание предложений по схеме.



  • Закрепление пройденного материала. Звуковой анализ слова. Увеличение предложений, последовательно прибавляя слова.



  • Словообразование путём замены букв. Чтение слоговых цыпочек



  • Повторение пройденного материала

  • Игра «Вылечи больные буквы»; физминутка «Аист».

  • Игры «Сигнальщики»; «Где спрятался звук (у)».



  • Игры «Угадай по губам»; «Будь внимательным»; «Собери овощи».



  • Отгадай загадку «Корова»; игра «Что любят гномики Мук и Мик»; физминутка «Бабочка».



  • Игры «Третий лишний»; «Назови слова со звуком».



  • Игры «Доскажи словечко»; «Кого нарисовал Хрюша»; физминутка «У оленя дом большой».

  • Отгадай загадку «Ракета»; игры «Сигнальщики» и «Замени первый звук».



  • Игры «Цыпочка»; «Мушка шуршит»; «Сигнальщики».



  • Игры «Медведь у пчёл», «Зажги фонарик», «Мышиная семья».

  • Чтение скороговорки в разном темпе; рассматривание картинки «На отдыхе»; подбор слов к схемам.



  • Игра «Зажги фонарик».



  • Игры «Зажги фонарики, слог наоборот, слова наоборот»;



  • Раздели слова на слоги, «Зажги фонарики», физминутка «Вот так», игровое упражнение «Что раскрасит карандаш».



  • «Назови звук в слове», «День рождения», загадка «Игла».



  • «Выдели первый звук», упр. «Тесто», «Назови профессии со звуком (п), (пь)».



  • Выдели ударный гласный звук», загадка «Комар», произношение скороговорки отчетливо, с удивлением, с восторгом, игра «Сигнальщики».



  • Игры «Будь внимательным», «Один - много», физкультминутка «Слушай внимательно и выполняй».



  • Игры «Звуки по порядку»; «Наоборот»; «Сигнальщики».



  • Игра «Сигнальщики»; упр. «Отгадай загадки, подбери картинки к отгадке».



  • Игра «Сигнальщики»; загадка «Дятел»; упр. «Образуй сложное слово».



  • Загадка «Баран»; игры «Сигнальщики»; «Кто без чего».



  • Игры «Ласка», «Будь внимательным»; скороговорка «Жук»; решение кроссворда.

  • Упр. «Составь предложение по схеме»; работа по картине «Ежи».

  • Загадка «Лес»; упр. «Опиши картинку»; физминутка «Дует ветер»; упр. «Составь предложение по опорным словам»



  • Игра «Назови картинку, выдели слог»; разбор стихотворения С. Михалкова «Трезор»; отгадывание ребуса «Кровать».



  • Игры «Измени слово»; «Доскажи словечко»; «Письмо бабушке».



  • Игры «Отгадай загадку», «Назови первый слог», «Раздели слова на слоги», «Посчитай сколько слов в предложении»



  • Упр. «Доскажи словечко»; игры «Перекличка», «Шофёры», физминутка «У оленя дом большой».

  • Игры «Найди рифму», «Закончи предложение», отгадывание ребуса; решение кроссворда «Лесенка буквы Ю».



  • Упр-я. «Назови слова начинающиеся с буквы Ю», «Зажги фонарик», «Какая буква потерялась», игра «Покажи букву», ребусы «Люк», «Верблюд».

  • Упр. «Дополни слог до целого слова», «Доскажи словечко», «Назови слова родственники слова ёж».



  • Игры «Продолжи ряд», «Камень - вата», «Покажи букву».



  • Игры «Отгадай загадку», «Будь внимательным», «Найди звук (ч) в слове», физминутка «Поезд».



  • Упр. «Выдели гласный звук в слове», игра «Отгадай загадку».



  • Упр. «Назови слова со звуком (э)», кроссворд «Лесенка», ребус «Эхо».

  • Игры «Доскажи словечко», «Сигнальщики», «Будь внимательным», «Малыши заблудились», «Один - много».



  • Игры «Третий лишний», «Буква потерялась», упр. «Выдели звук (с), (ц) в слове».



  • Упр. «Сложи слова», « Выдели звук из состава слова», ребусы «Жираф», «Филин», «Фазан».

  • Гимнастика для ума (ф), (фь), игры «Буква потерялась», «Доскажи словечко».



  • Игры «Третий лишний», «Доскажи словечко», «Сигнальщики», «Будь внимательным», «Выдумщик».



  • Упр-я. «Измени слова по образцу», «Сравни звуки (щ) и (сь)», «Расскажи о звуке (Щ), (С)», «Математическая грамота»



  • Упр. «Придумай слово с заданным слогом», «Соотнеси слова и картинки», «Слоги потерялись».



  • Упр. «Я назову один предмет, а вы много», «Что сделал заяц», «Составь слово».



  • Артикуляционная разминка- скороговорки, упр. «Выдели звук в слове», «Составь слова из букв», «Рассказ об алфавите», «Песенка азбуки».

  • Упр. «Вопросы - шутки», «Алфавит от К до Ф», «Составь слово», игры «Отгадай загадку», «Составь предложение».



  • Упр. «Чтение скороговорки», «Слоговой таблицы», «Составление предложений по схеме», игра «Составим пословицу».



  • Упр. «Прочти алфавит наизусть», «Чтение слоговой таблицы», игры «Отгадай загадки», «Закончи предложение».



  • Упр. «Какой звук», игры «Твердый или мягкий», «Отгадай загадку», упр. «Чтение слогов по слоговой таблице».



  • Игры «Колобок», «Какое слово лишнее», упр. «Алфавит наизусть», «Составление предложений по схеме», «Диктант».



  • Игры «Составим отгадку вместе», «Дополним предложение», упр. «Составь отгадки на загадки и запиши их».



  • Игры «Что изменилось в слове», «Отгадай загадки», упр. «Чтение слов по слоговой таблице».

  • Упр. «Придумай слово с заданным слогом», «Определи место звука в слове», «Составь предложение по схеме», «Чтение слоговой таблицы», игра «Дополни предложение».

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин

30мин


Программа «АБВГДейка» по С.П. Цукановой и Л.Л. Бетц предпологает следующие уровни знаний детей:

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в чтении слов по слогам, предложений, коротких рассказов. Допускает ошибки в звукопроизношении, в определении ударения. Плохо ориентируется в алфавите.

Средний уровень. Ребенок, с небольшой помощью взрослого, способен прочитать слова, предложения. Допускает незначительные ошибки в чтении коротких рассказов. Знает алфавит.

Высокий уровень. Ребенок самостоятелен в чтении, не допускает орфографические ошибки во время чтения. Чтение чистое, выразительное.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» iconПрограмма школа будущего первоклассника 2013 год Содержание: Пояснительная...
Подготовка детей к чтению и письму (блоки «аудирование и развитие речи» и «художественно-эстетическое образование и воспитание»)

Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по литературному...
Базисного учебного плана, составленного на основе приложения к письму Министерства образования и науки Красноярского края №5249 от...

Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» iconI. Пояснительная записка Формирование функционально грамотных людей...
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...

Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» iconРабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются...

Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» iconПринято
Целью обучения бурятскому языку детей является приобретение ими элементарных умений и навыков устной речи. Обучение детей письму...

Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» iconПрограмма кружка по вязанию крючком
Пояснительная записка 3

Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» iconПояснительная записка Формирование функционально грамотных людей...
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...

Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» iconПояснительная записка формирование функционально грамотных людей...
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...

Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» iconРабочая коррекционная программа «Обучение детей дошкольного возраста...
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни...

Пояснительная записка Программа кружка «Обучение чтению и письму детей шести лет» iconОбразовательная программа групп развития для дошкольников Курс «Развитие...
Курс развития речи и подготовки к письму для дошкольников 5-6 лет является начальным звеном непрерывного курса «обучение грамоте...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница