Из чего строятся слова




Скачать 57.35 Kb.
НазваниеИз чего строятся слова
Дата публикации06.08.2014
Размер57.35 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Туризм > Документы



ИЗ ЧЕГО СТРОЯТСЯ СЛОВА.
Ребёнка окружают люди, вещи, явления природы. Он наблюдает действия и состояния других, сам совершает различные поступки. И всё это как-то называется, имеет своё имя. Мир людей, действий, предметов и мир человеческой речи пронизывают и часто заменяют друг друга: то, чего малыш не видит сам, он узнаёт из рассказов взрослых. Да и собственная речь ребёнка служит ему не только для описания того, что происходит в действительности.

Она помогает ему фантазировать, преображать действительность. Вот он возит по столу деревянный кубик и утверждает: «Это - пожарная машина. Она едет тушить пожар...». Мы, взрослые, конечно, знаем, что слова и действительность, которую они описывают, - вещи разные. Слово «хлеб» нельзя съесть, и состоит оно не из муки, а из четырёх звуков. Однако это совсем не так ясно ребёнку. Спросите у него, чем отличается слово «дом» от слова «дым», и он вероятнее всего, ответит: «Дом - это где живут, а дым - лёгкий, он из трубы идёт».

^ Вы должны открыть ребёнку, что есть особый мир - мир слов. Строятся они из отдельных звуков. И слово «дым» отличается от слова «дом» тем, что в середине его находится звук «ы» а не звук «о». Ребёнок должен научиться выделять в словах звуки, из которых они построены, определять, какой звук стоит в начале слова, какой - в конце, а какой - посередине, потом считать звуки и определять их порядковые номера. Всё это послужит подготовкой к обучению грамоте, когда звуки начнут обозначаться буквами.

^ Как знакомить ребёнка со звуками?

Наши советы будут строиться на обучении ребёнка действиям со словами и звуками. Но какие это могут быть действия? Ведь слово - не вещь, его нельзя разобрать руками на части или, наоборот, построить из частей. Конечно, действия со словами и звуками должны быть и сами звуковыми - они состоят в произнесении этих слов и звуков. Но в произнесении специально организованном, направленном на то, чтобы разобраться в слове, услышать его звуковой состав. Позже на помощь придут и пространственные модели - изображения слов, построенные из фишек, обозначающих составляющие их звуки.

Прежде чем начать заниматься с малышом, поучитесь сами протяжно произносить согласные звуки, которые легко «тянутся», - «в, ж, з, л, м, н, с, ф, х, ч, ш» и раскатисто - «р». другие согласные - «б, г, д, к, п, т, ц, щ» -- попробуйте произносить резко и отчётливо.





А потом потренируйтесь в произношении слов, выделяя интонацией каждый звук, но при этом, не изменяя ударения: м-м-м-ама, м-а-а-ама, мама-а-а. Если получится, можно переходить к обучению малыша.

Прежде всего, выясните, различает ли ребёнок близкие по звучанию согласные звуки, и, если нужно, потренируйте его в этом. Подберите пары картинок, на которых изображены знакомые малышу предметы, растения, животные, названия которых различаются одним звуком: коза - коса, кошка - кочка, мишка - миска, рак - лак, крыша - крыса. Положив перед ребёнком пару картинок, поочерёдно просите найти и дать вам каждую картинку. Если обнаружите затруднения в различении какой-либо пары звуков, произносите названия предметов выделяя соответствующий звук. Теперь полезно «опредметить» для ребёнка некоторые звуки, дать им игровые названия. Для этого используйте простые стишки:
Ж-ж-ж - запел рогатый жук: вот как громко я жужжу!

Тут же пчёлка зажужжала, на жука направив жало:

Ты, смотри, меня нетрожь, уколю больней, чем ёж.

Я жужжать умею тоже, на жука чуть-чуть похоже: ж-ж-ж-ж...
Предложите ребёнку вместе с вами пропеть песенку жука - ж-ж-ж (можно при этом поиграть в жуков - поползать, пожужжать).

Потом пусть ребёнок пропоёт «песенку» самостоятельно. Возможно, потребуется многократное повторение, чтобы «песенка» получилась хорошо. Когда, наконец, получится, выучите с ним стишок и загадайте загадку: попросите угадать, в каких словах прячется песенка жука, т.е. встречается звук «ж».

Читайте стишок медленно, по две строчки, и выделяйте протяжной интонацией звук «ж», пока ребёнок не научится угадывать правильно. Теперь попросите самого ребёнка рассказать стишок так, чтобы было слышно, где прячется песенка жука.

Следующая песенка - песенка водички:
Есть у дождика сестричка, это - быстрая водичка.

С – с-с-с - она свистит, поёт и струёй из крана льёт.

Эту песенку послушай: «Мойте чисто с мылом уши».
Работа с песенкой воды та же, как с песенкой жука. Такой же остаётся она и со всеми другими песенками.



^ Песенка комара:

Зазудел комарик тонко: з-з-з - поёт он звонко - звонко.

Повторяет много раз резвым мошкам свой рассказ.

Песенка гуся:

Ш-ш-ш - шипит сердитый гусь.

Я мальчишек не боюсь,

Догоню вас, шалуны, ухвачу вас за штаны.

^ Песенка мотора:

Р-р-р - догонишь нас не скоро!

Это – песенка мотора.

Р-р-р - Барбос рычит нам вслед:

Догонять вас проку нет.
Последней мы приведём песенку паровоза. Её отличие от всех предыдущих состоит в том, что составляющий её звук «ч» произносится не протяжно, а отрывисто, повторяясь несколько раз:

Ч-ч-ч - спешу, спешу, чёрным дымом я дышу.

Дел не счесть у паровоза: день и ночь кручу колёса,

Отдыхать я не хочу, через чащи вдаль качу.

И, наконец, пыхтелка ёжика. Её уже не назовёшь песенкой, так как она состоит из повторяющегося отрывистого звука «п»:

П-п-п - проснулся ёжик и пыхтелку запыхтел.

Ёжик петь совсем не может, хоть и очень бы хотел.
Помните, что разучивание стихов, содержащих песенки и пыхтелку, должно приучить ребёнка к выделению согласных звуков, но ни в коем случае не слогов. Нельзя превращать песенку жука в пропевание слога «жу» или пыхтелку в повторение слога «пы». Как раз наоборот: задача состоит в том, чтобы ребёнок научился слышать в слогах каждый составляющий их звук отдельно, например, слышать, что слог «пы» состоит из двух звуков: «п», и «ы». А это не так - то просто - в разговорной речи мы членим слова именно на слоги. Поэтому и приходится прибегать к специальным упражнениям, которые окупятся многократно позднее, при обучении грамоте.


Ещё одно замечание. Далеко не все дети четырёх лет достаточно чисто и правильно произносят те звуки, которые составляют песенки. В частности, немало детей ещё не произносят звук «р», подменяют его звуком «л». Работа над стихами в известной степени может помочь улучшению звукопроизношения. Но главная её цель не в этом.

Если вы убедитесь, что какие - то звуки (не только те, которые есть в песенках, а любые) у ребёнка упорно «не идут», не стоит настаивать. Лучше их просто «обходить», а позднее обратиться к специалисту - логопеду (обычно логопеды начинают ставить звуки с 5 лет).

Что же касается детей с серьёзными нарушениями речи, то с ними работу по звуковому анализу лучше вообще не проводить, пока эти нарушения не будут преодолены на занятиях с логопедом.

Но вот ваш ребёнок выучил все приведённые выше стихи. Он умеет определять, в каких словах слышны звуки «ж», «с», «з», «щ». «р», «ч», «п», когда вы произносите слова, выделяя эти звуки. Он умеет и сам выделять их голосом в тех словах, которые встречаются в заученных специально стихотворениях. Теперь задача усложняется. Нужно научить ребёнка слышать все звуки в любых словах, прежде всего все согласные звуки, потому что гласные и выделять голосом, и слышать в слове легче, этому долго учиться не надо. Объясните ребёнку, что такое звук.

- Ты уже знаешь песенки жука, водички, комара, гуся, мотора, паровоза, пыхтелку ёжика. Это всё - звуки, они прячутся в разных словах. Есть не только эти, но и другие звуки - в-в-в, л-л-л, б, г, д, ... много разных звуков. Они тоже прячутся в разных словах. И мы с тобой будем учиться их искать.

Вот слушай: «Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине принесли». Какой звук в этом стихе слышен всё время. Подбирайте детские стихи, считалки, потешки с частым употреблением разных согласных звуков, произносите каждую из них, выделяя этот звук, и задавайте тот же вопрос.

На этом этапе обучения не следует задерживаться на каком - либо одном звуке, лучше их менять, используя поочерёдно все звуки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из чего строятся слова iconКнига представляет собой сборник сказкотерапевтических занятий. Занятия...
Занятия строятся на коррекционно-развивающих играх, в основу которых положены сказки. Предлагаемые игры предназначены для детей с...

Из чего строятся слова iconТехнология мышления
Когда появились первые слова, и что появилось раньше: слова или мысли? Чего не могут компьютеры, и с чем легко справляется ребенок?...

Из чего строятся слова iconПрограмма предполагает такое содержание учебных книг, их структуру...
От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно...

Из чего строятся слова iconКонкурс «Объяснялки»
Под веселую, быструю музыку дети обегают зал и строятся полукругом у центральной стены

Из чего строятся слова iconУрок по теме «Состав слова. Словообразование»
Всё на свете состоит из чего-то: лес — из деревьев,облака — из множества водяных капелек, вещества — из атомов

Из чего строятся слова iconКлассный час «Слова, слова, слова »
Цель: показать значение слова в жизни человека, определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию. Познакомить учащихся...

Из чего строятся слова icon«Скелет моего организма»
Познакомить детей со скелетом важным «каркасом» человека: для чего он нужен, из чего состоит

Из чего строятся слова iconЖертвы и жертвоприношения
...

Из чего строятся слова iconИтоговый праздник кружка «Весёлая риторика»
Зал красочно оформлен. Дети входят в зал под звуки весёлой музыки, строятся в круг

Из чего строятся слова iconТема: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи (междометия)»
Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. А для чего они нам нужны? (Пригодятся в жизни, в учебе.)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница