Урок литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"». 8 класс.(открытый урок )
.
    Цели урока:
показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;
изучить жизненные источники рассказа “После бала”;
особенности композиции рассказа;
провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.
Оборудование урока:
1. Иллюстрации по творчеству Л.Н. Толстого;
2. Оформление классной комнаты:
Столики со скатертью, на столиках томики книг с рассказом “После бала».
На доске цветным мелом записаны тема урока, краткая летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого.
Цитаты:
– “Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;
– “Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” – (Л.Н.Толстой);
– “Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);
– “Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький); – художников И.Н. Крамского (1873г.), Н.Н. Ге (1884г.)
– работа А. Пластова. “Л.Н. Толстой в Яснополянской школе” (1958-1959гг);
– комплект фотографий “Ясная Поляна”
Слева от доски расположен “Уголок Льва Николаевича”, разные издания книг Л.Н. Толстого.
здесь же стоит “одинокая свеча”, которую в последние минуты урока ученик зажжет, как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя.
^
1.Музыка для слайдов «Ясная Поляна»
.2. Вальс из кинофильма “Война и мир”.
Методические приемы:
Рассказ учителя, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), комментированное чтение, выразительное чтение, сообщения учащихся.
Структура урока:
^
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.3. Организация внимания.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Слово учителя: Этот уголок русской земли известен всему миру. “Ясная поляна”… Тут можно бесконечно много бродить, не уставая.
Зимой, как и много лет назад, старая усадьба укутана белыми снегами. Летом – погружена в спокойный шум деревьев, шелестящая листва которых высвечена солнцем и омыта дождями.
Где бы мы здесь ни были – у башен въезда или у “Дома Волконского”, у кучерской или на Красной аллее, на Калиновом лугу или среди дубов в Чепыже – и повсюду вновь и вновь мы будет открывать для себя родную землю. Все здесь дышит памятью о Л.Н. Толстом – о его великой жизни, о его бессмертных творениях. ( обращаюсь к иллюстрациям)
^
3.1. Экскурсия по Ясной Поляне (слово учителя).
В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой прожил более полувека. Здесь он родился. Здесь он похоронен. В Ясной Поляне Л.Н. Толстой создал все, что прославило его как великого художника и гуманиста. Именно Ясная Поляна оказалась тем “опытом лаборатории”, без которого писатель “трудно мог представить себе Россию и свое отношение к ней”. ( цитата на доске)
Лев Толстой не помнил своей рано умершей матери, но те, кто знал ее, рассказывали писателю, что у нее, как у описанной потом в “Войне и мире” княжны Марьи Болконской, были прекрасные “лучистые глаза
После смерти родителей в 1847 г. между четырьмя братьями Толстыми был произведен раздел владений. По существовавшей тогда традиции Льву Толстому, как младшему из братьев, досталось родовое имение – Ясная Поляна.
Слайд № 1.
Слайд № 2.
Слайд № 3. ( цели урока) , а также сегодня мы должны
изучить жизненные источники рассказа “После бала”;
особенности композиции рассказа;
провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.
Слайд № 4. портрет ( цитата Короленко )
Слайд № 5 ( сегодня мы совершим экскурсию …)
Слайд № 6. Родился и провел …
Слайд № 7. Въезд.
Слайд № 8. Аллея.
Слайд № 9. Дом Волконского. Выставочный зал.
Каждая вещь в доме Толстого в Ясной Поляне напоминает нам не только о быте писателя, семейной жизни Толстого – отца 13 детей, но и долгой жизни большого художника, о творческих взлетах мастера, его мучительных духовных исканиях.
Многочисленные предметы в кабинете, спальне, гостиной, библиотеке – во всех комнатах дома – убеждают нас в том, что здесь жил величайший гуманист, всей своей жизнью утверждавший, что “жизнь есть благо, выше которого нет никого”. ( цитата)
^
Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность. Зеркало души, как известно, глаза. Так вглядимся же в эти глаза…
Слайд № 10 (сообщение о первой и последней прижизненной фотографии Л.Н.Толстого )
^
Писатель твердо считал, что ему необходимы “три упряжки” – “умственная, нравственная, физическая”. Каждый день на гумне, в саду, на пасеке, в лесу, в теплице – это не только работа или наслаждение пейзажами. Это – большие и малые герои и сюжеты “Войны и мира”, “Анны Карениной”,
простые и ясные мысли “Азбуки”.
Один из учеников школы для крестьянских детей в Ясной Поляне (1859-1862гг.) Василий Морозов рассказывал: “В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич”.
Слайд № 12. Толстой очень любил лошадей
Сообщение об увлечениях Толстого.
Слайд № 13. Яснополянские дубравы ныне повествуют…
Слайд № 14. Рано утром Толстой прогуливался …
О прудах.
Слайд № 15. К Толстовской могиле лучше идти одному…
Слайд № 16. О зеленой палочке ( сообщение о муравейных братьях ). Страстным поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь. Еще в зале старого яснополянского дома, когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру, приучавшую к необходимости творить добро. Игру эту придумал старший и любимый брат Николенька.
^ – 9 ноября 1910 г тело Л.Н.Толстого было похоронено на краю оврага...
Слайд № 17. Мягкий бугорок… ( могила)
Слайд № 18. Экскурсия подошла к концу…
^
Всё здесь дышит памятью о Толстом – о его великой жизни и бессмертных творениях. ^ .
Биографические летопись жизни Л.Н. Толстого. ( сообщение)
Жизненные источники рассказа “После бала”.( сообщение0
^ :
Слайд № 1.
Рассказ “После бала” рисует картины давно минувшего.
Но в отличие от Пушкина, Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л. Н. Толстой в рассказе “После бала” восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.
2. Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.
Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.
Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.
Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”.
^
Его сюжет не сложен: молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел ее отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата.
^
Но как построен рассказ?
Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое.
Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек уважаем всеми, обладает богатым жизненным опытом. У читателя возникает особое доверие к герою.
А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь. Заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.
Мы улавливаем деление рассказа на две, правда неравные по объему, части.
Слайд № 4
Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов:
Чтение бала у губернского предводителя: стр. 299 учебника (ред. Беленький Г.И.) со слов “взял руку дочери…” до слов “подвел ее ко мне…”.
Слайд № 5 . Рисунок, музыкальное сопровождение.
Выразительное чтение отрывка.
Слайд № 6.
Наказание солдата: стр. 303 учебника со слов “я стал смотреть…” заканчивая словами “это было тело человека”.
Слайд № 7 .Рисунок. Выразительное чтение эпизода.
Слайд № 8. Наблюдения над языковыми средствами.
^ №
| ^
| Вторая часть рассказа
| 1
| зала у предводителя
| описание улицы
| 2
| хозяева бала
| солдаты
| 3
| Варенька
| наказываемый
| 4
| полковник
| полковник
| 5
| Иван Васильевич
| Иван Васильевич
| Слайд № 9.
Школьники отмечают, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя:
бал чудесный,
зала прекрасная,
буфет великолепный,
музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.
Варенька – в белом платье, в белых перчатках. У нее – “сияющее… лицо, глаза…”
^ – красивый…
Иван Васильевич – доволен, счастлив…
Слайд № 10. Вторая часть рассказа.
В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют,
И перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания.
Полковник все тот же. В сопоставлении с наказываемым его красота выглядит кощунством:
Слайд № 11.
Сравнительная характеристика Полковник
| Наказываемый
| Высокий военный в шинели и фуражке
| Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое…
| Шел твердой, подпрыгивающей походкой.
| Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… толкали…
| Румяное лицо и белые усы и бакенбарды.
| Сморщенное от страдания лицо.
| Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура
| Спотыкающийся, корчащийся человек.
| Слайд № 12.
Какой худож. Приём использует автор? ( Антитеза)
^
Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.
Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Толстой подчеркивает повторением одних и тех же слов: “…все так же…”
Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа.
Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России.
Таким образом, рассмотрев две части рассказа, мы на следующем уроке перейдем к беседе о главных героях (полковнике и Иване Васильевиче), об идейном смысле произведения.
^
Вот и наступили последние минуты сегодняшнего урока. Мы с вами рассмотрели значение роли Ясной Поляны в жизни Льва Толстого, изучили жизненные источники рассказа “После бала”, проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.
Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти, наконец-то, “зеленую палочку” и уничтожить все зло в людях…
Мы зажжем эту “одинокую свечу” не просто как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя. Как говорили современники Толстого, преклоняясь перед его всемирным авторитетом, “через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”. ( цитата на доске)
Мы зажжем свечу, расположенную в самом сердце “нашей Ясной Поляны” – “Уголке Льва Николаевича” для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.
Мы зажжем ее для того, чтобы и о нас потомки могли сказать: “Они искали “палочку счастья” Льва Толстого!” И они нашли ее…
5. Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Слайд № 14.
Составить сравнительную характеристику:
Полковник
| Иван Васильевич
|
|
|
|
| 2. Ответить на вопросы № 2, 3, 4, 5, 6 стр. 308 учебника
3. Ответить на вопрос № 2 стр. 310 учебника.
|
| |