МКУК ЦБС им. Л. Н. Толстого Октябрьского района
Информационно-библиографический отдел
«Уж постоим мы головою за Родину свою!»
 Обзор литературы,
посвященный 200-летию Бородинской битвы
Подготовила: Фомичева И. Б.
Новосибирск
2012
«Уж постоим мы головою за Родину свою»!
Этими словами М. Ю. Лермонтова я начинаю обзор литературы, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года, который мы отмечаем в этом году.
Победа русского народа над армией Наполеона, победа великого народа над великим человеком поразила воображение современников и продолжает волновать нас, их потомков. «Гроза двенадцатого года» остается в числе вечных тем истории. Об этой войне написано огромное количество книг, и с начала года к славному юбилею вышли очередные книжные новинки.
Хочу представить вашему вниманию две потрясающие книги издательства Лабиринт Пресс, которые выполнены в одной стилистике, на одну тему, оформлены в одном ключе, НО они не повторяют друг друга практически никак. ^
Это издание - явление книжного искусства.
Прежде всего – это книга небольших исторических очерков, иногда даже не очерков, а «заметок на полях», сопровождающих ту или иную иллюстрацию или просто необходимое по ходу дела словарное слово.
С другой стороны – это великолепная «панорамная книга» с живыми картинами, и термин «панорамная» здесь очень кстати, потому что книга в принципе воспроизводит известную панораму Бородинской битвы, которой вся книга и посвящена. Но не только.
Можно сказать, что это «книга о деталях». В ней последовательно рассказывается о самОм ходе Бородинского сражения, но при этом и о том, как выглядела русская и французская армии, какие войска принимали в ней участие, каким оружием были вооружены воины и т.д.
Разговор идет и о воинском искусстве, и об искусстве фортификации, и конкретно о героях сражения, и о военном быте, о предметах, о тех мелочах, которые порою оказываются самыми интересными для всех, кто интересуется военной историей.
Но книга хороша еще и тем, что это книга-игра: читатель становится соучастником великих событий – он сам может пройти по пути армий, отдать тот или иной приказ и определить время того или иного события, разобраться в карте военных действий и, наконец, сыграть в настольную историческую игру «Казаки».
Книги подобного рода – достаточно редкие в сегодняшнем книгоиздании. Это - результат высокопрофессиональной работы авторов издания: историков, литераторов, художников, дизайнеров, полиграфистов.
Творческая группа издательства собрала большое количество разнообразного материала по эпохе, провела десятки фотосессий, в том числе на Бородинском поле.
Как произведение высокого искусства подобные книги воспитывают интерес к отечественной истории и развивают вкус.
Это очень живая демонстрация давно минувших дней.
И ещё эта книга хороша тем, что рождает гордость за свою страну. Но не слепую гордость! Потому что одновременно гордиться победой в войне и осознавать весь ужас случившегося – на это не каждый способен. А книга как раз построена так, что французская армия не остаётся безликим врагом. На полях одновременно располагаются письма наших и французских солдат, их мысли и описания того, что им приходится пройти. И, тем не менее, мы победили, мы – герои.
^
Отлично дополняет книгу «Бородинская битва. 1812» знаменитая повесть историка Михаила Григорьевича Брагина об Отечественной войне 1812 года (в подарочном оформлении.) В ней, в отличие от предыдущей, значительно больше страниц текста, поскольку освещаются события всей Отечественной войны. Здесь более детальное ознакомление с эпохой (а не только с Бородинским сражением).
Это интерактивное, с множеством иллюстраций и вкладок переиздание одного из лучших произведений о войне 1812 года.
Она не просто знакомит нас с великой войной, она рассказывает о России и о потрясающих людях, живших в то время, когда понятия «отечество» и «честь» не были пустыми словами. Этим людям досталась такая доля, что не позавидуешь, но они вынесли всё и победили могучего противника – Наполеона и его Великую армию.
Главное достоинство книги – качественное содержание, она сочетает в себе научность, доступность изложения и наглядность. Здесь можно проследить весь ход событий: от описания положения французской армии у границ России - до прибытия Наполеона в Варшаву со словами: «Великой армии больше нет».
Понятным и эмоциональным языком рассказывается о начале войны (начавшейся очень неблагоприятно для русских войск из-за плохой подготовленности, русские армии были разделены пространством и поэтому отходили, чтобы их не разбили порознь), о сражениях в Смоленске, у Шевардинского редута, о битве при Бородино, оставлении Москвы.
Тысячи русских солдат, выполняя приказы своих командиров, своего полководца Кутузова, наносили удары по врагу и срывали планы Наполеона. Вы прочитаете о Тарутинском маневре Кутузове, о партизанских ударах по армии, о преследовании врага, о том, как Наполеон трижды просил мира и, наконец, едва успел спастись, бросив свою армию при переправе через реку Березину.
Из этой книги можно узнать не только о военных действиях, но и о героях войны: как прославленных генералах и капитанах, так и рядовых пушкарях (Дмитрии Иноземцеве) и партизанах.
Вводя нового героя, автор рассказывает и его предысторию. Например, Барклай-де-Толли появляется не безликим полководцем (правда, безликого там никого нет: везде портреты), а человеком с предысторией. Также и с Багратионом, и с Кутузовым, и с Д. Давыдовым и многими другими.
Настрой текста очень патриотичный. Помните, как Толстой в романе "Война и мир", описывая сражения, частенько писал "наши"? Вот и здесь очень сильно чувствуется, что это "наши" - наши войска, солдаты наши, казаки наши, полководцы наши и победа – тоже наша.
На каждом развороте, помимо текста, есть много интересной информации, которая дополняет этот текст. Скажем в тексте (с.53) написано "Наполеон выходил из палатки, вглядывался в огни русских бивуаков" - а на полях сразу красивая вставка и рассказывается, что это такое – бивуаки (расположение войск на отдых под открытым небом).
Есть многочисленные уточнения, интересные факты о каком-нибудь полке, оружии солдат и т.п. Много вклеек и "секреток" - можно отодвинуть, открыть – и увидеть что-то новое (с.104 – Российские орденские знаки и французский орден Почетного легиона).
Например, вы можете увидеть государственные ассигнации, определить – какая ассигнация подлинная, а какая фальшивая (в обозе французской армии везли печатный станок – специально для изготовления фальшивых ассигнаций). К чести Александра I надо вспомнить, что он приказал изымать фальшивки не у людей, с которыми французы расплачивались, а из банков.
Известно выражение «тихой сапой». Но откуда оно пошло и что означает – можно узнать в развороте «Об атаке крепостей». Сапа – это траншея для движения пехоты, которую ведут зигзагом и защищают стеной из туров. Вы сможете увидеть статую Наполеона-законодателя, которую привезли в обозе для установки ее в Кремле.
Прекрасные фотографии с военно-исторических реконструкций (с.45), репродукции картин (иногда на целый разворот «Оборона Смоленска», «Переправа через Березину»), подробнейшие схемы и карты «объяснения действий» и сражений, раскрывающиеся панорамные виды сражения («Сражение при Бородине»).
Есть две удобные карты «Русская армия» и «Французская армия», на которых нарисованы и подписаны все основные представители армий. К картам прилагается «Боевой определитель противника». Многообразие Униформы 1812 г. были самые разные, и солдаты нередко попадали впросак, принимая противников за своих. В этот краткий определитель вошли униформы русской и французской армий без различия чинов. Совместив окошечки трех кругов, нужно записать последовательность цифр, и определить по списку – какой перед тобой солдат.
Таким образом, можно сказать, что в этих уникальных книгах, документально-художественных изданиях, очень удачно сочетаются замечательный текст и достойное оформление.
Такие книги адресованы в первую очередь школьникам, но они также заинтересуют и более взрослую аудиторию.
^ Ф. Н. Глинка (1786-1880) – поэт, прозаик, декабрист, герой Отечественной войны 1812 года. Большая часть его произведений посвящена Отечественной войне с Наполеоном, в которой он принимал участие.
«^ » сегодня необходимо не просто вспомнить, но перечитать со вниманием. Глинка первый назвал войну 12 года Священной как раз в этих очерках. И в этом его великая правда!
Очерки впервые были изданы в 1839 году. Они богаты не только фактическим материалом, но истинно художественными картинами. Вот как, например, Глинка показывает приближение наполеоновских войск, происходящее при закате солнца: «Русское солнце играло на гранях иноземной стали». Сколько сказано в этих словах! Здесь чувствуется ожидание битвы и не шуточная угроза: об эти «грани стали» можно порезаться, настолько они остры даже на вид.
Глинка видел Наполеона на расстоянии ружейного выстрела, слышал рассказы крестьян, в избах которых он останавливался, и оставил очень интересное описание Наполеона.
Так, нельзя забыть рассказанный Глинкой эпизод о том, как Наполеон пожелал видеть русских пленных, на что генерал Коленкур отвечал: «Русских скорее можно в землю втоптать, нежели в плен взять!» С мрачным пожеланием Наполеон ответил: «Ну ладно! Так послезавтра мы всех их втопчем в землю». Это – настоящий Наполеон, а не художественный образ из романа Толстого.
А как впечатляют описанные Глинкой картины Бородинского поля после побоища! Ему ничего не нужно было придумывать, поэт описывал то, что видел сам - реалистически ужасающую пляску смерти!
Именно Глинка рассказал о Маргарите Тучковой, которая в память о своем погибшем муже обошла поле Бородинское с иконой Богоматери и затем основала Спасо-Бородинский монастырь.
Уникальные в своем роде «^ » представляют собой очерки военных сражений, как их видел простой солдат. Здесь говорится обо всем, виденном в Отечестве и за пределами его, включая описание европейских картинных галерей, древних замков, устройства жилищ и канатных фабрик.
В «Письмах к другу» Глинка высказал одним из первых о необходимости иметь историю 1812 года. «Частые разговоры о войне Отечественной, о славе имени и оружия русского, о духе народа, о мужестве войск являются поводом к рассуждениям о необходимости истории».
Мемуарная литература нашего героя бесценна!
^
Память о войне 1812 года священна, равно как и имена ее героев, и подвиги, ими совершенные. Всех героев этой книги роднит самоотверженность и храбрость, беспримерная доблесть и исключительная смелость. Без сомнения, в той войне подлинных героев было во много раз больше, чем число 100. Здесь представлены те, чьи имена за два столетия прошли особый отбор российского воинства.
Имена героев книги хорошо знакомы нам с детства, со школьной парты. Это полководцы М. И. Голенищев-Кутузов, П. И. Багратион, М. Б. Барклай-де-Толли, А. П. Ермолов и М. И. Платов, М. С. Воронцов, Н. Н. Раевский, полковой священник Василий Васильковский и пушкинская «кавалерист-девица» Надежда Дурова, армейские партизаны Д. В. Давыдов и А. Н. Сеславин, Братья Александр, Николай и Павел Тучковы. Много здесь и таких имен, с которыми мы еще не знакомы (Дука 2-й Илья Михайлович, фельдфебель Иван Семенов – человек большого авторитета среди сослуживцев, рядовой Четвертаков Ермолай Васильевич и др.). Кто бы они ни были, герои этой книги - это наша с вами благодарная историческая память. Это наше интеллектуальное достояние и национальная гордость.
Биографии расположены по алфавиту, что очень удобно для поиска и чтения.
^
Один из самых проницательных русских историков С. М. Соловьев писал: "Русские не могли бы без стыда раскрыть славной книги своей истории, если бы за страницей, на которой Наполеон изображен стоящим среди пылающей Москвы не следовала страница, где Александр является среди Парижа".
Новая книга Инны Соболевой не о тактике и стратегии Отечественной войны 1812 года. Она о том, как меняла война людей: как робкие юноши превращались в героев; как люди мягкие становились жестокими, а казавшиеся верными - предавали.
Если мы обратимся к содержанию, то увидим, что в главах попеременно рассматриваются Наполеон и Александр (с рождения и до посмертной славы, до монументов в их честь). Их пути не должны были пересечься, все изменила Великая французская революция. Наполеон и Александр оказались в центре этого водоворота, один – по воле судьбы и собственной гениальности, другой – по долгу рожденного главой огромной державы.
Их имена почти всегда упоминают вместе – волей истории они стали неразлучны в памяти поколений. Неразлучны, неразрывны, но – не равны. Это трагическая связь-соперничество была знамением времени: высокородность противостояла гениальности. Гениальность доказала свое превосходство, но высокородность победила (с использованием, как сказали бы сейчас, административного ресурса).
Почему все-таки стала возможной эта война, хотя обе стороны не желали воевать друг с другом? Какие тайные мотивы двигали Александром и Наполеоном? Прошло много лет, стали открытыми архивы и сейчас уже ясно, что к этой войне Россию подтолкнула Англия, чьи интересы были ущемлены Наполеоном, установившим континентальную блокаду. Екатерина II вела войны только в интересах России, а Александр воевал в интересах Англии. Как говорил Наполеон: «Где бы я ни воевал, я воюю с Англией». До нападения на Россию на счету Наполеона было 35 побед и 3 поражения. Он совершил мало ошибок. Но главной его ошибкой было решение пойти войной на Россию, он был уверен в собственной непобедимости, и гордыня решила решающую роль в его поражении. В этой книге трижды встречаются маленькие главы, которые названы одинаково: «Упущенный шанс» (шанс сохранить мир и не воевать с Наполеоном). Я думаю, это малоизвестные факты, и вам будет интересно узнать – о чем идет речь.
Первый «упущенный шанс»: историкам стало известно, что Наполеон еще в начале своей военной карьеры написал письмо Екатерине II с просьбой – взять его на службу в русскую армию (Наполеон был наслышан, что в России можно быстро сделать военную карьеру), но ответа на свое прошение не получил, возможно, оно потерялось в бюрократических кабинетах.
Второй шанс заключался в следующем. Став императором, Наполеон сватался к сестре императора Екатерине Павловне, но ее мать, Мария Федоровна ненавидела «выскочку-корсиканца». Семейный союз мог бы стать залогом мира.
Третий «шанс» был упущен, когда после легендарного альпийского похода Суворову не дали войти в Париж, открыв тем самым Наполеону дорогу к неограниченной власти. На острове Святой Елены Наполеон скажет: «Я до сих пор не знаю, как светило бы мне солнце судьбы, если бы Суворов дожил до Аустерлица».
Чем для России обернулась победа над Францией, почему русские люди, опьяненные воздухом свободы, оказались обмануты в своих ожиданиях и после победы получили не благодарность Александра I, не конституцию, а ужесточение порядков, к чему это привело – обо всем рассказывается в этой книге.
Значительное место в книге занимает личность М. И. Кутузова, его талант полководца, предвидевшего военные планы Наполеона. Интересный факт: когда войска Красной Армии 12 февраля 1945 года вступили в г. Бунцлау (ныне польский город Болеславец), в котором в 1813 г. скончался Михаил Илларионович, то они с удивлением обнаружили дом и комнату, в которой жил и умер Кутузов в неприкосновенном состоянии. Хозяева хранили и сберегали всю обстановку 132 года, в память и из уважения к великому русскому полководцу.
Прекрасный стиль изложения, знание деталей исторических событий, противостояния Наполеона и Александра (автор постоянно цитирует воспоминания современников и близкого окружения императоров) - большое достоинство этой книги.
В ней представлены редкие иллюстрации в качественно исполненном варианте, приведен список художников.
Очень рекомендую всем прочитать книгу Соболевой И. «Победить Наполеона». Ход исторических событий, характеры Наполеона и Александра I, события тех военных лет – все станет очевидным для вас. ^
Эта книга - уникальную возможность совершить путешествие по местам сражений Отечественной войны 1812 года, познакомиться с памятниками, воздвигнутыми благодарными потомками в честь победы в войне с Наполеоном.
Традиция ставить памятники военным победам уходит в далекое прошлое человечества. Во всех странах мира военные заслуги и успехи отмечались памятными знаками или сооружениями, которые устанавливались в самых заметных местах. И не важно, был ли это гранитный валун или огромный обелиск, - все они были призваны обессмертить воинский подвиг, оставить в памяти историю великой победы или гибели могучего воина.
Еще во времена фараонов зародились похоронные ритуалы и памятники. Из Египта мы получили обелиск – первоначально он возводился как дань богу Атону, а сегодня - как памятник в честь военных побед. Древний Вавилон украшало высокое, 40-метровое сооружение, воздвигнутое во времена царицы Семирамиды. Верхушку обелиска покрывали золотыми пластинами.
Триумфальная арка, возводимая в честь великих побед, зародилась в Древней Греции и Рим. Античные памятники украшались барельефами с изображением эпизодов военных походов, а также скульптурами и надписями. Известны также такие памятники как колонны и ворота.
В нашей стране традицию устанавливать памятники во имя ратных дел привил Петр I, при нем строятся многочисленные триумфальные арки, триумфальные ворота.
Хотя справедливости ради надо упомянуть, что в древние времена, когда Русь только начиналась, над могилами воинов насыпались высокие курганы. А в 16 веке в Москве на Красной площади построили настоящий памятник военной победе над Казанским ханством – Покровский собор (храм Василия Блаженного).
Кстати, когда Наполеон увидел этот храм, он сказал: «Из всех сокровищ Москвы я вывез бы «Эглиз де Сен-Базиль», если бы я только мог это сделать! Вот сердце России, вот ее символ!»
После отечественной войны 1812 года на протяжении 19 и 20 веков Россия строила мемориалы в честь победы русского оружия и героизма русских солдат.
О многочисленных памятниках рассказывается в 3-х частях и 17-ти главах книги.
Вот название некоторых из них: «Бородинское поле», «Багратионовы флеши», «Триумфальные арки Петербурга», «Памятник двенадцатого года» и др.
Книга подробно знакомит с мемориальными сооружениями Бородинского поля: памятниками полкам и гвардейским дивизиям, генералам, кавалергардам и ополченцам, офицерам и нижним чинам, с памятниками, установленными в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. (Памятник «Мертвым Великой армии – в память о солдатах и офицерах армии Наполеона).
В Москве это храм Христа Спасителя, музей-панорама «Бородинская битва», Триумфальная арка на Кутузовском проспекте, в С.-Петербурге - Казанский собор, Александровская колонна, Нарвские триумфальные ворота, а также большие монументальные комплексы в Малоярославце, памятники в Вязьме, Смоленске и других городах (Витебске, Полоцке).
Но вспомним, что первым памятником на поле сражения стала часовня, установленная в 1820 году на средней Семеновской флеши вдовой генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова – Маргаритой Михайловной. Только спустя 19 лет был открыт Главный монумент мемориала – памятник на батарее Раевского.
Большое число памятников было построено к 100-летию Отечественной войны и в заключение книги приводится рассказ о юбилейных мероприятиях 1912 года, проходивших во многих городах России.
Нужно отметить большое количество фотографий памятников (черно-белых, но дающих представление), а также хороший справочный аппарат книги: список имен и список памятников, список дополнительной литературы для тех, кто хотел бы больше узнать о героях и событиях 1812 года.
Предлагаю вашему вниманию новинки сервисного отдела, посвященные войне 1812 года:
^
Издание посвящено 200 летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Взгляд русских и зарубежных историков на причины и ход войны, документы, иконографические материалы, позволяют понять причины и последствия этого важнейшего события в истории России и Европы. Война консолидировала русский народ, стала народной. Впервые многие русские люди из разных слоев общества - дворяне, казаки, крестьяне, попали в Европу, увидели жизнь во Франции, Германии, Австрии, ощутили себя европейцами, подышали воздухом свободы. Большинством декабристов, вышедших на Сенатскую площадь в 1825 году были офицеры, прошедшие Отечественную войну 1812 года. И Великая реформа императора Александра II, уничтожившего рабство в 1861 году - тоже следствие 1812 года. Содержание: Раздел 1. Отечественная война 1812 года. Энциклопедические статьи. Раздел 2. История Отечественной войны 1812 года: Раздел 3. Императоры. Раздел 4. Отечественная война 1812 года...
Читать полностью
Издание посвящено 200 летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Это незаменимое пособие для тех, кто интересуется историей России, историей военного дела. Здесь вы найдете самые обширные материалы по теме войны 1812 года: взгляд русских и зарубежных историков на причины и ход войны, документы, иконографические материалы, позволяют понять причины и последствия этого важнейшего события в истории России и Европы. Война консолидировала русский народ, стала народной. Впервые многие русские люди из разных слоев общества - дворяне, казаки, крестьяне, попали в Европу, увидели жизнь во Франции, Германии, Австрии, ощутили себя европейцами, подышали воздухом свободы. Большинство декабристов, вышедших на Сенатскую площадь в 1825 году, были офицерами, прошедшими Отечественную войну 1812 года. И Великая реформа императора Александра II, уничтожившего рабство в 1861 году - тоже следствие 1812 года.
Содержание диска включает следующие разделы: Раздел 1. Отечественная война 1812 года. Энциклопедические статьи. Раздел 2. История Отечественной войны 1812 года: Раздел 3. Императоры. Раздел 4. Отечественная война 1812 года глазами художника. Раздел 5. Отечественная война 1812 года в воспоминаниях ее участников. Раздел 6. Хронология Отечественной войны 1812 года. Раздел 7. Указатель имен.
Диск содержит большой объем иллюстративных материалов: Живописная хроника Отечественной войны 1812 года. Отечественная война 1812 года в лицах. В. В. Верещагин. Наполеон в России. Битвы, сражения, военные сцены. Форма солдат и офицеров. Карты. Оружие и военные аксессуары. Казаки в Париже. Наполеон I Бонапарт. Документы, аллегории, карикатуры. Большую историческую и архивную ценность представляет первый фильм о войне 1812 года, созданный на студии Александра Ханжонкова в 1912 году к 100-летнему юбилею Бородинского сражения: «1812 Год. Отечественная Война».
Режиссеры: Василий Гончаров, Кай Ганзен, Александр Уральский.
Продолжительность фильма: 40 минут.
^ Произведения Сергея Петровича Алексеева - живое и увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины – пробуждают интерес к изучению истории Отечества, учат гордиться своими предками, воспитывают патриотизм.
Предлагаемые рассказы - зарисовки о наших прадедах, участниках Отечественной войны 1812 года. Среди них и бесстрашные герои Денис Давыдов и Василиса Кожина, и прославленные военачальники Кутузов и Багратион, и безвестные простые солдаты. Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили они, сражаясь против армии французского императора Наполеона. Общее время звучания: 4 час. 43 мин. Читает: В. Герасимов. Войско Наполеона казалось всему миру непобедимым. 640 тыс. солдат пришло в Россию, чтобы завоевать нашу страну, а в декабре 1812 года остатки великой армии в количестве 9 тыс. человек вернулись во Францию.

Вспомним братцы россов славу
И пойдём врагов разить!
Защитить свою державу,
Лучше смерть, чем в рабстве жить. Федор Николаевич Глинка «Солдатская песня».
Русские воины все преодолели, такова была сила веры, сила духа, с которой они победили и которую они завещали нам, их потомкам!
|