Скачать 232.91 Kb.
|
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РазработкА рабочих программ учебной и производственной практики ОПОП НПО (методические рекомендации) 2010 ВВЕДЕНИЕ Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности. Выпускник образовательного учреждения начального профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечить максимально эффективный результат. Решению этой задачи способствует введение в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования. Программы учебной и производственной практик являются составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающей реализацию федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования (ФГОС НПО). Представленные методические рекомендации призваны помочь в решении проблем, связанных с разработкой программ учебной и производственной практик как структурных единиц основных профессиональных образовательных программ, разрабатываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования. В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ учебной и производственной практик, показаны подходы к разработке каждого раздела программы. ^ С введением ФГОС НПО нового поколения появилась необходимость пересмотра основных подходов к разработке рабочей программной документации по учебной и производственной практикам. Согласно «^ » (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521) в образовательном учреждении начального профессионального образования устанавливаются такие виды учебных занятий, как учебная практика (производственное обучение) и производственная практика. С целью обеспечения единых подходов к организации и проведению учебной и производственной практик обучающихся образовательных учреждений НПО Министерством образования и науки Российской Федерации разработано и утверждено «Положение об учебной (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования» (Приказ МОН РФ № 674 от 26.11.2009). Настоящее Положение распространяется на все образовательные учреждения, реализующие ОПОП НПО в соответствии с ФГОС НПО, определяет порядок организации и проведения учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся, осваивающих ОПОП НПО. Практика является обязательным разделом ОПОП и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся. Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями, при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП НПО по осваиваемой профессии. Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с учебным планом ОПОП НПО. Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. ^ является: - приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии. Задачами учебной практики (производственного обучения) являются: - обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии; - закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся. Учебная практика проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения и может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла. Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является зачет. ^ является: - формирование общих и профессиональных компетенций; - комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии начального профессионального образования, заложенных в ФГОС НПО. ^ являются: - закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии; - развитие общих и профессиональных компетенций; - освоение современных производственных процессов, технологий; - адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм. Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся. По завершении производственной практики проводится аттестация обучающихся. Формой аттестации является комплексный экзамен, включающий в себя оценку сформированности профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля. По итогам аттестации обучающиеся получают документ установленного образца. ^ Структура программ учебной и производственной практик разрабатывается в соответствии с рекомендациями Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО). ^ Рабочая программа учебной практики содержит: - титульный лист; - паспорт программы учебной практики; - тематический план и содержание учебной практики; - условия реализации учебной практики; - контроль и оценка результатов освоения учебной практики; - приложение: перечень учебно-производственных работ. Титульный лист содержит: - наименование образовательного учреждения; - наименование программы (Рабочая программа учебной практики); - наименование профессии; - место и год разработки программы. Рабочая программа учебной практики должна быть рассмотрена на заседании методической цикловой комиссии и рекомендована ею, утверждена заместителем директора образовательного учреждения по учебно-производственной работе. Поэтому на оборотной стороне титульного листа располагают грифы рекомендации и утверждения, а также указывают авторов-разработчиков программы и рецензентов (см. приложение № 1). Паспорт программы содержит несколько пунктов (приложение № 2): 1. Область применения программы. 2. Цели и задачи учебной практики. Целью учебной практики является освоение обучающимися практического опыта по видам профессиональной деятельности. 3. Количество часов, выделяемое на освоение программы учебной практики - определяется образовательным учреждением. Тематический план и содержание учебной практики оформляется в виде таблицы (приложение № 3), где указываются наименование профессионального модуля, номер и наименование темы учебной практики, содержание учебного материала, объём часов на изучение тем. Наименование тем учебной практики формулируются исходя из видов работ, определённых в программах профессиональных модулей ОПОП. При разработке содержания учебной практики и перечня учебно-производственных работ необходимо учесть присваиваемой уровень квалификации по профессии. Третий раздел программы учебной практики «Условия реализации учебной практики» (приложение № 4) включает в себя следующие пункты: 1. Требования к материально-техническому обеспечению (наличие учебных мастерских, лабораторий, перечень средств обучения, оборудования, технических средств). 2. Информационное обеспечение учебной практики (перечень рекомен-дуемых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы). 3. Общие требования к организации учебной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики). Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики отражается в четвёртом разделе программы (приложение № 5), осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий. Формы и методы контроля определяются образовательным учреждением. В приложение к программе учебной практики необходимо включить перечень учебно-производственных работ. При разработке перечня учебно-производственных работ для подготовки рабочих по определенному виду профессиональной деятельности необходимо учесть следующие условия: - изготовление деталей (изделий) должно включать комплексно-объединенные приемы, предусмотренные изучаемыми темами; - изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых приемов к сложным; - максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность; - комплексные работы должны состоять из деталей, охватывающих максимальное число изученных до этого операций; - обучающиеся должны знать ученические нормы времени выполнения заданий. Расчет ученических норм времени на выполнение учебно-производственных работ [11] выполняется по формуле: ^ где Тшт - норма штучного времени на выполнение работы (рабочая), Тпз - подготовительно-заключительное время, Z - число учебно-производственных работ в партии (деталей, изделий) ^ – переводной коэффициент Тшт = Тосн + Твсп + Тоб + Твст где Тосн – основное (технологическое) время, Твсп – вспомогательное время (установка, снятие детали, пуск и остановка оборудования и т.п.), Тоб – время обслуживания рабочего места (регулировка оборудования, смазка, снятие инструмента и т.п.), Твст – время, необходимое на отдых и естественные надобности. Перечень учебно-производственных работ в период прохождения учебной практики на предприятии также необходим, как и перечень для работы в учебных мастерских. Перечень учебно-производственных работ разрабатывается с учётом получаемого уровня квалификации по профессии. ^ Производственная практика является заключительной составной частью процесса подготовки квалифицированного рабочего по видам профессиональной деятельности и в целом по профессии. Программа производственной практики содержит: 1. Титульный лист (см. приложение № 1). 2. Паспорт программы (приложение № 7). 3. Тематический план и содержание производственной практики (приложение № 8). 4. Условия реализации программы производственной практики (приложение № 9): - общие требования к организации производственной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой); - характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику:
5. Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики - осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла и экспертной комиссией в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися производственных заданий одновременно с оценкой сформированности профессиональных и общих компетенций по итогам изучения профессионального модуля и в целом по профессии. Формы и методы контроля определяются образовательным учреждением. Производственная практика является последним этапом изучения профессионального модуля и завершается выполнением обучающимся практической квалификационной работы по виду деятельности. Освоение программы производственной практики завершается выполнением выпускной практической квалификационной работой по профессии, которая должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС. 6. Приложение: квалификационная характеристика профессии. Квалификационная характеристика профессии (согласно ЕТКС) отражает следующие параметры: наименование профессии, уровень квалификации (разряд, класс, категория), требования к техническим знаниям рабочего для квалифицированного выполнения работ по тарифным разрядам, содержание деятельности (виды работ) в соответствие с уровнем квалификации. ^ 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции). 2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». 3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». 4. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г N 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». 5. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521). 6. Федеральный государственный стандарт по профессии. 7. Приказ от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 октября 2009 г. N 15083). 8. Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2009 г. № 674). 9. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утв. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.). 10. Классификаторы социально-экономической информации: [Электронный ресурс]. Форма доступа – http://www.consultant.ru
11. Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах: Методическое пособие. – М.: ИРПО, 1997 – стр 74,76-77. Приложение № 1 Титульный лист рабочей программы УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Краевое государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 27» г. Дальнереченск ^ УЧЕБНОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) ПРАКТИКИ _____________________________________________________________________ (код, наименование профессии) 2010 Оборотная сторона титульного листа рабочей программы учебной и производственной практики:
Разработчики: Ф.И.О., должность Ф.И.О., должность Ф.И.О., должность Рецензенты: Ф.И.О., должность Приложение № 2
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по профессии____________________________________________ (указать код и наименование профессии)
С целью овладения видами профессиональной деятельности по профессии обучающийся в ходе освоения учебной практики должен иметь практический опыт: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 3
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Приложение № 4 ^ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Программа учебной практики реализуется в _______________________ (указать наименование учебных мастерских, лабораторий) Оборудование учебной мастерской и рабочих мест мастерской: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оборудование лабораторий и рабочих мест лаборатории: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (приводится перечень средств обучения, оборудования, технических средств) ^ (перечень рекомендуемых изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы) __________________________________________________________________ ^ (описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение № 5 ^ Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий.
Приложение № 6 ^
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ ПМ 01. _________________________________________ (наименование профессионального модуля)
Старший мастер: И.О.Фамилия Мастер производственного обучения И.О.Фамилия
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ (на период обучения на предприятии) ПМ 01. _________________________________________ (наименование профессионального модуля)
Старший мастер: И.О.Фамилия Мастер производственного обучения И.О.Фамилия Приложение № 7 ^
Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС НПО по_____________________________________ (указать код и наименование профессии)
^ является: - формирование общих и профессиональных компетенций; - комплексное освоение обучающимся видов профессиональной деятельности: ________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________по профессии _____________________________________________________ ^ являются: - закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии; - развитие общих и профессиональных компетенций; - освоение современных производственных процессов, технологий; - адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.
Приложение № 8
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Приложение № 9 ^ 3.1. Общие требования к организации производственной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой)___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ (на которых обучающиеся будут проходить практику):
3.3. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы) _______________________ |
![]() | В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение... | ![]() | Методические рекомендации по разработке программ профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ по специальностям... |
![]() | Нпо / специальности спо), в том числе с реализацией федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего... | ![]() | Организация и проведение учебной и производственной практики студентов технолого-экономического факультета по направлению «Сервис».... |
![]() | Организация и проведение учебной и производственной практики студентов технолого-экономического факультета по направлению «Туризм».... | ![]() | Методические рекомендации подготовлены по решению методического совета боу нпо ур «Профессиональный лицей №15» |
![]() | Данные методические рекомендации составлены методистами муниципального образовательного учреждения «Дошкольный методический центр»... | ![]() | Ионального или начального профессионального образования для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным... |
![]() | Методическое руководство по прохождению производственной практики студентами специальностей 351300 «Коммерция (торговое дело)» рассмотрены... | ![]() | Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры раннего изучения иностранных языков... |