Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны»




Скачать 81.93 Kb.
НазваниеУрок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны»
Дата публикации16.10.2013
Размер81.93 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
Открытый урок по литературе на тему:

«Дети-герои Великой Отечественной войны»
Учитель: Акаева О.А.

Класс: 5
Цели урока: 

1. Познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев);

2. Развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация);

3. Воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения.

^ Методы: беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; анализ произведения по плану.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

^ Оформление урока: портреты поэтов; выставка поэтических сборников о войне; плакат с планом анализа стихотворения; карточки с теоретическими понятиями и их значениями; раздаточный материал для работы в группах (план анализа); портреты детей-героев; музыка (Д. Шостакович «Седьмая симфония»); словарь стихотворения.

^ Словарная работа: тема, сюжет, идея, строфа, интонация, диалог, баллада.

Ход урока.

  1. Приветствие. Оргмомент.

  1. Сообщение темы урока и постановка цели:

                      Эпиграф:

Как могут эти дни забыться…

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

А.Т.Твардовский.


  1. Слово учителя: прочитайте название урока (читает ученик). Послушайте эпиграф (читает учитель). Назовите ключевые (главные, самые важные) слова в теме и в эпиграфе урока. (Ответ: дети и война, Родина). Вопросы: О какой войне идет речь? Что вы знаете о тех событиях? Вика Даций

  2. Вопрос: с какими произведениями о войне мы сегодня познакомимся. (Ответ: со стихами о подвигах детей на войне).

  3. Слово учителя: мы подробно проанализируем стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».

  4. Вступительное слово учителя:

Скоро наша страна отметит 67 год со Дня Победы в Великой отечественной войне. Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы. Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.  Кто-то  был  на  пороге  юности.  Герой  стихотворения  поэта А. Иоффе говорит:

^ Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожектором яростной вспышки

К нам в детство врывалась она.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.
Война застала ребенка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу.

Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой отечественной войны, известных всей стране. Это Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик. Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг.

Послушаем рассказы о выдающихся юных героях войны и воспоминания участников тех трудных военных дней.

Сообщения учащихся: 

  1. Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик

  1. Воспоминания о военном детстве, оставшихся в живых:

В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но  мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные смеси. (Т.С. Ивлева, полиграфист.)

И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю.Н. Никитина.)

  1. А Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все трудности в условиях блокады. А том что, чувствовали и переживали эти дети, рассказывают записи ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих родных.

  1. Итог: Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну: кто-то был освобожден из плена, кто-то шел на войну потому, что у него погибли родные, шли сироты и счастливые дети живых родителей. Они не знали, будут ли они живы уже через день или час. Но храбрость этих маленьких героев принесла нам Победу.

  1. Знакомство с поэтами, писавшими о подвигах неизвестных детей-героев.

Слово учителя: Мы познакомились с судьбами известных героев войны. А сколько еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

Многие русские поэты сóздали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы – Агния Барто, Борис Ширшов, Самуил Маршак, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие.

Мы остановимся подробно на стихотворении «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского. Этот поэт сам был участником войны и непонаслышке знает о подвигах безымянных героев. Послушаем сообщение о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (домашнее индивидуальное задание, показ портрета и иллюстраций).

  1. Подготовка к анализу произведений.

Слово учителя: прежде чем перейти к анализу стихотворения, мы с вами вспомним, что значит анализировать стихотворение (ответы: характеризовать, объяснять смысл, говорить о чем оно, понять, зачем оно написано).

Задание: На доске в разброс расположены карточки со словами-терминами, которые нужны для анализа, и карточки с их значением. Найдите каждому термину пару, т.е. определите, что он обозначает.

Термины:

  1. тема;

  1. сюжет;

  1. идея;

  1. строфа;

  1. роль интонации, виды интонации;

  1. диалог.

Значения:

  1. то, о чем говорится в стихотворении;

  2. основные события в произведении, их развитие;

  3. основная мысль, что хотел сказать своим стихотворением автор;

  4. четыре строчки стихотворения объединенные рифмой, или один столбик;

  5. помогает понять настроение, чувства героя и рассказчика. Может быть радостной, восторженной, грустной, взволнованной.

  6. разговор двух лиц.

  1. Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» А.Твардовского. (В ходе анализа будет использована групповая и фронтальная работа; планы анализа у каждого ребенка на столе).

Этапы работы:

1. Слово учителя: Стихотворение было написано в 1941 году, т.е. в самом начале войны. Это был самый тяжелый для русских людей период. Русская армия несла большие потери, не хватало солдат, оружия, продуктов.

2. Групповая работа (по плану – большой план на плакате и у каждой группы лист с заданиями).

  1. Выразительное чтение (Д/з). Два ученика читают в таком порядке: первый столбик – 1-й ученик; 2, 3, 4 – 2-й ученик; 5, 6 – 1-й ученик; 7, 8 – 2-й ученик; 9, 10 – 1-й ученик.

  2. Какие строчки особенно понравились, удивили?

  1. Определить тему стихотворения (о чем оно).

  2. Какие события происходят в «Рассказе танкиста»? Найдите завязку в действии, кульминацию и развязку.

  3. Найдите строчки, слова, которые говорят вам о том, что это действительно был очень трудный бой (ответ: «был трудный бой», «огонь врага был страшен», «шел бой за улицу»).

  4. Кто главный герой стиха? Как он выглядит и как поступает?

- рассмотрим репродукцию художника Ю. Непринцева «Вот солдаты идут»-(стр 147)

Звучит приглушенно песня «Эх, дороги..»

-что мы видим? (горящее поле, идут усталые солдаты, за ними танки, это наступление)

-какие строчки из стихотворения можно подобрать к этой картине? («душила гарь и копоть:\ от дома к дому шел большой пожар»)

- а теперь представьте себе, что внезапно по этим людям, по танкам начинает бить вражеская пушка, гибнут люди на своей земле.

-зачитали слова, говорящие , как фашисты безжалостно уничтожают освободителей

(« огонь врага был страшен,… а он гвоздит- не выглянуть из башен»)

Так какой поступок совершил мальчик, как можно назвать его? ( помог уничтожить вражескую пушку, это героический поступок , он защищал свою землю, свою родину, советских солдат, он герой)

- почему надо было так поступить? Ведь убивать людей – грех?

( идет война, немцы беспрерывно стреляют, убивают наших бойцов, бой идет на нашей территории, надо защитить невинных жителей и советских воинов .)

-какие качества потребовались мальчику? ( смелость, сообразительность, упорство, желание победить.)

- а какие строчки говорят, что эти качества не внезапно проснулись, а давно присутствовали в его характере?( «бедовый, из тех, кто главарями у ребят», значит он отличался смелостью ,смекалкой, труса бы никто не послушал)

8. Прочли определение баллады, докажите, что это стихотворение – баллада. (стр 293)

( в основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря- современный рыцарь- мальчик-герой)

4. Определение основной мысли: Определи основную мысль автора, ответив на вопрос: что не может себе простить рассказчик?

6. Вывод (слово учителя): мы познакомились с одним из самых ярких стихотворений о подвигах и судьбе детей в войну. Что нового вы для себя узнали о войне? (Ответ: то, что воевали и дети, боролись до конца, чтоб подарить нам мир).


  1. Итог урока:

  1. Вопрос ученикам: почему поэты обращались к теме подвига детей на войне?

  2. Прочитайте еще раз первую часть темы урока. Как вы теперь можете объяснить эти слова?

  3. Заключительное слово учителя:

Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира. В заключении я хочу рассказать вам такой случай. Первый советский солдат в освобожденном Минске подхватил на руки четырехлетнюю Галю Забавчик, и она назвала его папой. А Нелла Бершек рассказывала, что когда шли по их деревне наши солдаты, дети смотрели на них и кричали: «Папы идут». Не солдаты, а папы.

  1. Вопрос: почему дети называли солдат папами?

  2. Слово учителя: мы должны всегда помнить подвиг детей-героев, ценить наше мирное время, мирное детство.

В завершении обратимся к еще одному стихотворению Роберта Рождественского и прислушаемся к его словам.

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли,

убейте войну.

Прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите

Через года

И жизнью наполните…

Но о тех,

кто уже не придет

никогда,–

Заклинаю

Помните!

Роберт Рождественский.

  1. Д/з: подготовить выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения о войне и детях любого поэта. Книгу можно выбрать на нашей выставке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны» iconУрок мужества: «Маленькие герои Великой войны»
Великой Отечественной войны, с участниками сражений, ставшими Героями

Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны» iconТема: «Герои войны и военная песня»
Цель: расширение знаний учащихся по теме Герои Великой Отечественной войны, привлечение внимания к героическим страницам истории...

Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны» iconВетеранам Великой Отечественной войны, фронтовикам, вернувшимся с...
Поисковые группы дво «Поиск» и отрядов детской организации «Непоседы», учителя школы №38, члены областного, городского и районного...

Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны» iconУрок-монтаж о Великой Отечественной войне
Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне, написанными во время войны и после войны

Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны» iconТворческая летопись Великой Отечественной войны. Воюющие музы
Цель и задачи: Знакомство с отечественной культурой в годы Великой Отечественной войны

Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны» iconМоу сош №8 села Приозёрского Левокумского района Ставропольского...
Учитель. Сегодняшний урок мы посвящаем поэтам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны

Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны» iconПодсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны»
Но живы ещё другие свидетели войны, те кто в военное лихолетье были детьми, нашими сверстниками. У целого поколения, рожденного с...

Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны» iconРассказ о детях-героях Великой Отечественной войны
Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны

Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны» iconРазработка урока истории в 9 классе по теме: Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву
Познакомить учащихся с трагическими событиями начала Великой Отечественной войны

Урок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны» icon«слава защитникам отечества!» Сценарий праздника-встречи с ветеранами...
Цель: воспитывать глубокое уважение и почитание к ветеранам Великой Отечественной войны



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница