Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино»




НазваниеРазработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино»
Дата публикации04.02.2014
Размер42.8 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Военное дело > Урок

Приложение 2

Разработка урока по литературе

в 5 классе на тему

«М.Ю. Лермонтов (1814-1841гг.)

Стихотворение «Бородино»(1837г.)

Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812г.»
Цель: формирование гражданской позиции в процессе изучения лучших произведений русской классической литературы, посвященных героическому прошлому нашего народа.

Образовательная: приобщение к богатствам отечественной литературы.

Развивающая: способствовать развитию воссоздающего воображения и творческого мышления.

Воспитывающая: способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественного произведения.

Конкретная цель урока: выяснить особенности поэтического изображения подвига народа в войне 1812г. в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Оборудование урока: портрет М.Ю. Лермонтова, стенд, посвященный войне 1812 г., выставка книг.

^ Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Объявление темы урока

Целеполагание

Мотивация

Слово учителя:

-Мы продолжаем изучать литературу 19 века. Многие произведения нашей классики посвящены теме защиты Родины. Именно об этом пойдет речь на нескольких уроках.

-Как вы думаете, необходимо ли читать произведения на историческую тему?

Сегодня мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», в котором рассказывается о героических событиях Отечественной войны 1812г. Откройте тетради и запишите тему урока.

-Итак, мы должны выяснить, каковы поэтические особенности изображения подвига народа в войне 1812г. в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».


Воспринимают цель урока, работают в тетрадях, высказывают свое мнение.

Актуализа

ция


-Вспомните, что вы знаете о поэте М.Ю. Лермонтове?

Был ли он участником войны 1812г.?

Почему войну 1812г. называют Отечественной?

Историческая справка:

Россия воевала с французской армией, во главе которой стоял император Наполеон. Враги дошли до Москвы. Отступавшая русская армия недалеко от столицы дала генеральное сражение .Было это на Бородинском поле. Стихотворение М.Ю.Лермонтова написано в честь 25-летия Бородинского сражения. Оно является первым напечатанным произведением поэта. Кстати, его опубликовали в журнале А.С.Пушкина «Современник»

Рассказывают об известных им фактах биографии поэта, вспоминают стихи, отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

1. Выразительное чтение наизусть.

2. Беседа по восприятию:

-Понравилось ли стихотворение?

-Что показалось самым интересным?

-Почему так называется?

3. Словесное рисование:

-Вы работаете иллюстраторами. Вам поручено подготовить рисунки для новой книги со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». Какие иллюстрации вы предложите?

4.Анализ стихотворения:

-Прочитайте 1 строфу и подумайте, почему так начинается стихотворение?

-С каким чувством рассказывает старый солдат о прошлом?

-Почему он сравнивает своих товарищей с богатырями?

Докажите текстом.

-Какие строки стихотворения описывают настроение русских солдат- богатырей перед боем?


-Почему здесь так много просторечных и разговорных выражений?

-Почему «ликовал» француз, но «тих был наш бивак открытый»?
-Прочитаем описание боя вслух. Как удалось поэту передать напряжение сражения?
-Клятву верности солдаты принесли полковнику, погибшему на поле боя. А кому по сути дана эта клятва?

- Что хотел сказать своим читателям поэт?

1. Слушают
2.Делятся впечатлениями


3. Предлагают свои рисунки, обсуждают, определяют самые важные

4. Работают с текстом:

-Беседуют старый и молодой солдаты (диалог). Молодому хочется знать о былых подвигах. Старый солдат- очевидец тех событий (монолог из 13 строф). Он гордится своими товарищами. Они похожи на сказочных богатырей:

«Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою за Родину свою!»

-«У наших ушки на макушке…», «полковник наш рожден был хватом…», «забил снаряд я в пушку туго»

-Это монолог простого солдата, и автор выдерживает его стиль.

-Французы уверены в своей победе. Русские солдаты защищают свою землю и сосредоточенно готовятся к бою. Он очень важен для них.

-Звукопись:у, а, и, ы

Сравнения: « как тучи», знамена – «тени», земля трясется ,как солдатская грудь, орудия «воют».

-Родной земле.

-Нужно гордиться своей страной, своим героическим народом, знать и помнить историю своей страны. Нужно любить свою Родину.



Обобщение

-Давайте подведем итог сказанному и запишем в тетради те поэтические средства, которые автор использовал, изображая подвиг народа в своем стихотворении.

-Звукопись, диалог, монолог героя, разговорная и просторечная лексика, сравнения

Рефлексия

-Мы живем в 21 веке. Стихотворению М.Ю.Лермонтова уже почти 200 лет. Нужно ли современному человеку знать это произведение? Зачем?

-Патриотизм не устаревает. Настоящий гражданин всегда готов защищать свою землю. Именно этому учит поэт.

Д /з

Учить наизусть. Ответить на вопрос: почему герои стихотворения остались безымянными?

Записывают в дневники и в тетради.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино» iconУрок по теме «М. Ю. Лермонтов (1814 1841). Личность поэта. Стихотворение «Парус»
Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты)....

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино» iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино» iconКонспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,...

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино» iconУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино» iconУрок литературы 5 класс м. Ю. Лермонтов «бородино»
Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев»

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино» iconУрока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», развития умений осознанного чтения, анализа литературного произведения, коммуникативных умений, что...

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино» iconУрок №22. Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников...

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино» iconУрок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей,обращавшихся...

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов (1814-1841гг.) Стихотворение «Бородино» iconРазработка урока по литературе в 10 классе Тема урока: «Кому на Руси...
Методические приемы: коллективная работа, сообщение и презентация на тему «Поэма в рисунках»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница