Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне




Скачать 105.08 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне
Дата публикации10.02.2014
Размер105.08 Kb.
ТипМетодическая разработка
lit-yaz.ru > Военное дело > Методическая разработка
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов»

Методическая разработка

Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне


Выполнила

учитель русского языка и литературы

Мамонтова Н.Л.

Электросталь 2011
Литературно-музыкальная композиция по стихотворениям

Булата Окуджавы о войне

8 класс
Эпиграф: Нас ведь создал Бог для счастья

Каждого в своем краю.

Отчего ж глухие страсти

Злобно сводят нас в бою?

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворениями Б. Окуджавы о войне, с биографией поэта, учиться размышлять и анализировать стихотворения, развивать навыки выразительного чтения наизусть, развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока

  1. ^ Звучит песня «До свидания, мальчики»

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся со стихотворениями о войне одного из великих поэтов двадцатого века Булата Шалвовича Окуджавы, поэта-барда, прославившегося не только как исполнитель своих песен, но и как автор повестей и рассказов, человека, прожившего большую и сложную жизнь и спустя много лет после войны оставившего в своих стихах поразительные по психологической точности воспоминания о ней.

Ведущий 1 «Я родился в 24-м году, 9 мая, у Грауэрмана, на Арбате. Первая моя квартира — дом 43. Квартира на 4-м этаже, средних размеров по коммунальным масштабам, пять соседей. Раньше это была квартира фабриканта Каневского, нэпмана»

Ведущий 2: Отец будущего поэта работал секретарем Тбилисского горкома партии. По воспоминаниям, у него были нелады с Берия очень серьезные. В 1932 году его направляют на Урал парторгом на вагоностроительный завод. Там, среди тайги, в поселке, состоящем из нескольких бараков, жил и учился Булат Окуджава до ареста отца в феврале 1937года. Семья вернулась в Москву. Мать сразу же исключили из партии, но она не оставляла надежду доказать властям невиновность мужа, добивалась приема у Берии. Однажды ночью арестовали и ее. Окуджава и его младший брат, которому тогда было только 3 года, очень боялись, что их заберут в какой-нибудь детдом. К счастью, этого не случилось, жили с бабушкой.

Ведущий 1: «Жили мы впроголодь. Страшно совершенно. Я продолжал учиться в школе в Юрловском, на Арбате, которую сейчас снесли (69-я школа). Учился плохо. Курить начал, пить. Московский двор, матери нет, одна бабушка в отчаянии. Я стал дома деньги подворовывать на папиросы. Связался с блатными какими-то. Как я помню, у меня образцом человека молодого был московско-арбатский жулик, блатной. Сапоги в гармошку, тельняшка, пиджачок, фуражечка, челочка и фикса золотая.

Кончилось тем, что бросил школу и пошел на завод точной механики. Он назывался очень звучно. Это была мастерская по ремонту пишущих машинок»

Ведущий 5: Перед самой войной, совершенно разболтавшегося, отбившегося от рук подростка забирает к себе в Тбилиси тетка.

Юноша тяжело переживает разлуку с Москвой, с миром арбатских дворов, где прошло детство, с друзьями, с которыми вместе они мечтали защищать Родину, мечтали о подвигах.

В стихотворении «Король» появляется образ арбатского мальчишки «Леньки Королева, трогательные детали довоенного быта…

Инсценировка

Участвуют:

Ленька Королев, Женька, Витька, Зоя, дворничиха Татьяна, Петька

«— А вот и Ленька,— сказал Женька.— Здравствуйте, король. Здравствуйте, ваше величество. Как ваша рука? (Руку он поранил, когда тушил зажигалки на крыше)
Ленька помахал перевязанной рукой.
— Как мои доблестные войска?— спросил он.
— Наши доблестные войска вчера оставили город Минск,— сказал Витька.
— Знаю,— сказал Ленька.— Могли бы меня и не расстраивать.
— Прикажете музыку, ваше величество?
— А прикажу,— сказал Ленька.— Мы будем танцевать с герцогиней.
— О ваше величество,— сказала Зоя,— я всего лишь жалкая пастушка.
— Прекрасно,— сказал Ленька.— Мне надоели герцогини. В каком дворе я живу! По соседству с тремя такими знаменитыми людьми!.. На первом этаже — дядя Сеня алкоголик, в двадцатой квартире — помзам-начпромпродсбыт гражданин Семибратов и, наконец,— герцогиня, мадам Зоя. Сочиняет песенки, которые лично я ценю очень высоко…

—— Как будто в доме порядочных никого нет,— сказал Петька.
— Порядочных сколько угодно,— сказал Ленька,— а я говорю о выдающихся. Дядя Сеня — алкоголик, но какой алкоголик!»

Ленька и Зоя танцуют вальс.
Ведущий 5 Вот как уходил Ленька Королев: шумных проводов не было. Ранним утром он вышел во двор, когда все еще спали. Только дворничиха Татьяна привычно кружилась с метлой у самой Ленькиной двери.
Вещмешок Ленька держал в руке, как авоську. Он оглядел двор и пошел по нему неторопливо.
— Ты куда это в рань такую?— хмуро спросила Татьяна.
— Во солдаты, теть Тань,— сказал Ленька и подмигнул ей.
— Иди врать-то,— сказала она.
— Вот ей-богу,— засмеялся Ленька,— чтоб мне провалиться, теть Тань.— И перекрестился размашисто.
Но тут она заметила вещмешок и вгляделась в Ленькино лицо попристальней, словно впервые увидела, и так она долго его разглядывала, пока он снова не рассмеялся.
— А мать-то где?— спросила она.
— На заводе,— сказал Ленька,— мы с ней вчера еще простились.
— Ну гляди, Ленька, ох гляди,— хмуро предупредила она, и нельзя было понять, к чему бы это.
А Ленька сделал шаг, потом другой и сказал ей:
— За кем вы теперь, теть Тань, с метлой бегать будете?
— Шагай, шагай,— сказала она,— найдутся.
Он поднял глаза: в другом конце двора стояли Зоя, Петька и Женька. Женька помахал ему рукой. Ленька отрицательно покачал ладонью.
— Ленька!— крикнул Петька.
— Проводов не будет!— крикнул Ленька.
Ведущий 5 Он медленно пошел через двор, выпрямившись, как на параде. И так он шел и вдруг остановился у самых качелей. И тронул их пальцем, и они закачались заманчиво. Тогда он уселся на перекладину и сам покачался немного, и мешок волочился за ним по земле. Он вошел в ворота, миновал их и просвистел что-то знакомое, так что свист разлетелся по утреннему двору»

^ Звучит песня «Песенка о Леньке Королеве»

Ведущий 3: С самого начала войны вместе с другом Окуджава начал, по его словам, бомбардировать военкомат требованиями выдать им повестки на фронт. Им отказывали, мотивируя слишком юным возрастом.
Ведущий 1: «Я, конечно, начал бомбардировать военкомат. С приятелями мы требовали, чтобы нас забрали в армию. Мы охаживали капитана Качарова. Он сначала орал на нас, топал ногами, потом привык и, чтобы отвязаться, поручил повестки разносить. Мы ходили по дворам. Нас били за эти повестки, бывало. Горесть приносили.»
Ведущий 3: Наконец, военком выдал им чистые бланки повесток, и мальчишки выписали их себе сами. О проводах на войну спустя много лет Окуджава вспомнит в стихотворении «Проводы у военкомата»

^ Звучит стихотворение «Проводы у военкомата»

Ведущий 4: Стихотворение напоминает кадры из старой фотохроники, запечатлевшей проводы у военкомата.

Звучит духовой оркестр. Что он играет? Возможно, «Прощание славянки»? (звучит мелодия)

Возникает ощущение, что герой, постаревший после окончания войны, сидит вместе с нами, читателями, смотрит старую пленку и видит самого себя- «молодого и бедового, с черным чубчиком и болью в глазах». Это боль расставания, разлуки, боль потери, страх оттого, что эта разлука может быть навсегда.

Ведущий 3: Впереди у героя испытания, которые ему предстоит преодолеть. Музыка передает ощущение безвозвратного перелома в жизни. Вернется ли он? Последние строки не дают надежды: даже если герой вернется, он вернется уже другим человеком. И только в памяти провожавших его или на старой фотографии он останется молодым…

Ведущий 5: Булат Окуджава вместе с другом попадают в 10-й Отдельный запасной минометный дивизион. В Кахетии он располагался. Долгие скитания по учебкам, где солдаты, по его воспоминаниям, ходили в поизносившейся форме, где жили впроголодь, закончились распределением их в Отдельную минометную батарею, которая придавалась разным частям.

Ведущий 1: «Вот мы едем-едем, нас должны придать такому-то полку. Приезжаем, оказывается, там уже батарея есть. Потом несколько дней ждем, потом нас отправляют в другое место. Опять эшелон, опять придают какому-то полку. Придали, оказывается, у нас нет довольствия. Все жрут, а нам есть нечего. Что делать? И командир нам как-то говорит, что надо самим еду доставать. Мы по парам разделились и пошли по разным кубанским селам просить милостыню. Кто что давал, все в общий мешок приносили. В казарме все это раскладывали на одинаковые кучки.»

Ведущий 2: Затем всё же попали на фронт, где Окуджава был ранен. Пуля застряла в бедре. После были и запасной полк, и пехотное училище с невыносимой муштрой, и бесконечное рытье окопов. От тяжелой работы открылась старая рана, и Булат Окуджава был списан в госпиталь. После окончания войны возвратился в Тбилиси, экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Спустя много лет поэт вспоминал

Ведущий 1: «Когда я отправился на фронт, во мне бушевала страсть защищать, участвовать, быть полезным. Это был юношеский романтизм человека, не обремененного заботами, семьей.На фронте были свои достоинства, какая-то раскованность, возможность сказать правду в лицо, себя проявить, было какое-то братство. Война учила мужеству»

Ведущий 4: На фронте сформировались его представления о добре и зле, о чести и бесчестии, оттуда он вынес неостывающую ненависть к кровопролитию, жестокости, милитаристской романтике, демагогии и казенной лжи, там, под огнем, научился по-настоящему ценить жизнь.
^ Звучит стихотворение «Я ухожу от пули…»
Ведущий 3: Первая пуля- еще одна граница, разделяющая прошлое и будущее, и еще окоп, над бруствером которого склонились уцелевшие васильки. Склонились, словно сопереживая солдатам в окопе. Васильки- единственное цветное пятно на «выжженном теле Крыма», васильки- это довоенная мирная жизнь, наполненная красками. В этих синих цветах сошлись прошлое и будущее, где не будет войны.

Ведущий 5: Окуджава заметно избегает батальных сцен. Его военные сюжеты посвящены большей частью теме разлуки, расставания, ухода или горестного подсчета потерь после свершившегося.

Даже обращаясь к фронтовым будням, Окуджава крайне редко и нехотя упоминает о «главном» («А пули? Пули были. Били часто. // Да что о них рассказывать — война») и вместо этого сосредотачивается на подробном описании чаепития на привале, дележки моркови, поедания хрустящих сухарей да на мимолетном романе с медсестрой Марией, как бы и здесь пытаясь вырвать, отвоевать у войны кусочек мирного покоя и уюта.
Ведущий 4: Таким образом, для Окуджавы война в ее характерном выражении (бой, кровь, гибель) не становится центральным объектом. Это не то, чего ищут, а то, от чего бегут или что стремятся забыть. Лирический герой, находясь в этом контексте, создает себе другой объект, противопоставленный войне. Минуты мира на войне становятся мостиками, соединяющими фрагменты довоенного быта с послевоенной порой, стремясь как бы воссоединить куски разорванного войной бытия.

Ведущий 3: О том, что на войне были его главные жизненные университеты, Окуджава говорил не раз. Говорил в 1962 году, в начале литературного пути, когда еще числился в «молодых»:

Ведущий 1: «У меня большинство стихотворений и песен – военного плана, и это объясняется прежде всего тем, что семнадцати лет из 9 класса ушел на фронт. И это было очень страшно. Очень страшно. И тогда стихов не писал. А стихи я стал писать значительно позже. Мои воспоминания шли за мной по пятам и идут. И почему-то у меня всё время- до сих пор- появляются военные стихи и военные песни.»
^ Звучит песня «Песенка о пехоте»

Ведущий 2: Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню.

Ведущий 1: «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»
^ Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал»
Ведущий 4: И в 1992, когда ему было уже под 70 Окуджава скажет: «Война коснулась меня, когда мне было 17 лет, и она глубоко засела во мне. И конечно, я всё под впечатлением остаюсь до сих пор, хотя прошло полвека»

^ Звучит стихотворение «Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал»

Ведущий 3: Стихотворение написано от первого лица. Это размышление, монолог лирического героя. Прошли годы, что-то забылось, уже самому солдату не верится, что он был на войне. В стихотворении очень короткое, но потрясающе емкое описание войны, судьбы человека на войне: воевал, убивал врагов, убит сам. Его герой юн, слаб и неопытен и подчас напоминает грустную карикатуру на воина:
я ручками размахиваю, я ножками сучу,
и уцелеть рассчитываю, и победить хочу .
Ведущий 2: Война-это смерть, солдат убивает других и умирает сам, независимо от того, вернулся ли он. Даже если он вернулся, это уже другой человек, тот, довоенный, погиб. Война закончилась, но она продолжается в памяти ее участников, не отпуская их, не давая вернуться назад или жить новой жизнью.
Автор не стыдится страха смерти в своих героях. Напротив, бравада и геройский пыл вызывают в нем сомнения: «Не верьте пехоте, // когда она бравые песни поет...» /.
Высшие цели войны тоже не вдохновляют Окуджаву. Его Бумажный солдатик падает жертвой собственного обольщения, веря, что его красивый порыв кому-то нужен. Но дело кончается тем, что он сгорает «ни за грош» по чьему-то насмешливому наущению: «В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?» .
Ведущий 5: О том, какое большое место в памяти Окуджавы, в его художественном мире занимала война, свидетельствует то, что она нередко всплывает в стихах на вполне мирные темы, через ее реалии поэт видит послевоенную, мирную действительность. Вот пейзажная зарисовка:
Всё мне чудится: вот сойдутся дубы, и осины, и ели.
И повторят привалов уют.

Над кострами развесят шинели
И домашнее что-то, щемящее запоют.
А вот стихотворение, посвященное поэтическому слову:
А есть слова: шинелей серый ряд.
В литые сапоги они обуты,

Ремни свои застегивают круто,

Махоркою прогорклою дымят.
По дороге из Нормандии в Париж ему вдруг
Припомнилось, привиделось, приснилось,

Пригрезилось, и всё остановилось

На том углу, где был я юн и слеп
В землянке той, не слишком неудобной…

Ведущий 3: Да и те стихи, герои которых юнкера, кавалергарды, гусары, и те, в которых создается мир сказки- все они, несомненно, подсказаны, навеяны воспоминаниями о фронтовой юности.
^ Звучит песня «Проводы юнкеров
Ведущий 1: Окуджава как-то заметил: «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее»

«Она выветрила из меня навсегда те осколки романтики, которые во мне сидели. Я увидел, что война-это суровое, жестокое единоборство, и радость побед у меня постоянно перемешана с горечью потерь, очевидцем которых я был.»

Звучит стихотворение «Поздравьте меня, дорогая: я рад, что остался в живых»
В заключение звучит песня «А мы с тобой, брат, из пехоты». На интерактивной доске демонстрируются фотографии Окуджавы разных лет, военные снимки.

Учитель произносит слова благодарности участникам и гостям открытого урока.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне iconПлан конспект литературно музыкальной композиции, посвящённой «Празднику Белых Журавлей»
Основой сценария являются стихи и песни о Великой Отечественной войне и войне в Афганистане

Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану:...
Задачи: познакомить с особенностями развития темы войны в творчестве Булата Окуджавы, гражданской позицией поэта

Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне iconСценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 65-летию Победы «Я помню! Я горжусь!»
Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне iconСценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 210 –й годовщине...

Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне iconН. А. Иваненко Волгоградский технический колледж, г. Волгоград в...
В данной статье представлена методика подготовки к литературно-музыкальной композиции, указана её роль в литературном образовании...

Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне iconПрезентация по селу на фоне Сергея Романова «Тихая моя родина» (слайды 1-16) 1 ведущий
Разработка литературно-музыкальной композиции учителя русского языка и литературы Ю. А. Шадриной

Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне iconСценарий литературно-музыкальной композиции "Недаром помнит вся Россия"
Мы приглашаем вас на литературно-музыкальную композицию"Недаром помнит вся Россия", посвященную 200-летию со дня Бородинской битвы....

Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне iconПрезентация с методическим сопровождением к литературно-музыкальной...

Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне

Методическая разработка Литературно-музыкальной композиции, посвященной стихотворениям Булата Окуджавы о войне iconСценарий литературно-музыкальной композиции
Формирование информационной компетенции учащихся, навыков аналитического мышления, эстетического вкуса



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница