Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко»




НазваниеОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко»
страница1/11
Дата публикации18.03.2014
Размер1.42 Mb.
ТипОбразовательная программа
lit-yaz.ru > Военное дело > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Принята Утверждена

заседанием педагогического совета приказом директора

протокол от 02.02.2012г. № 7 МБОУ НШ-С «Солнышко»

___________В.Н.Селюкова

от 03.02.2012г. № 8/1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Начальная школа-детский сад «Солнышко»

Содержание образовательной Программы:

Пояснительная записка……………………………………………….стр. 3

  1. часть (обязательная)

1.Организация режима пребывания детей в учреждении……………стр. 18

2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»…………………...стр. 33

2.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье»………………………………….стр. 34

2.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»……………………………..стр. 37

2.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»……………………………..стр. 40

2.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»………………………………………стр. 43

2.6. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»…………………………………стр. 45

2.7. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»…………………………..стр. 48

2.8. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»…..стр. 51

2.9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество»……………стр. 52

2.10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка»……………………………………стр. 56

3.Содержание коррекционной работы………………………………… стр. 59

4.Планируемые результаты освоения детьми образовательной Программы……………………………………………………………… стр. 76

5.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы…………………………………………………… стр. 86

  1. часть (вариативная)

  1. Программа краеведения «Родная Смоленщина»……………….стр. 92

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009г.

№ 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной образовательной Программы, являются:

  • «Закон об образовании РФ»;

  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. от 27 октября 2011г. 2008 г. №2562);

  • Методические рекомендации к разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20.07.2011г. № 2151;

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 21.01.2010г.)

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10 с изменениями и дополнениями 2.4.1. 2660-10 от 20.12.2010г. № 164;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373).

Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие ОУ в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в законе РФ «Об образовании»:

- гуманистический характер образования приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства;

- защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Образовательная программа МБОУ «Начальная школа-детский сад «Солнышко» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 лет до 11 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Образовательная программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступенях дошкольного и начального общего образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми, обеспечивая преемственность и единство воспитательных и обучающих целей и задач формирования общей культуры воспитанников и обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

Образовательная программа направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Программа создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющего возможности раскрытия интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка и взрослого и удовлетворяющего потребности родителей и социума.

Данная Программа предусматривает преемственность методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счет максимального полного охвата детей различными образовательными услугами в рамках полного дня, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивая их гармоничное развитие.

^ Цели и задачи деятельности МБОУ НШ-С «Солнышко» по реализации основной образовательной программы.

Цель: создание условий для достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе; для формирования у детей базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания среднего образования.

Задачи:

- совершенствовать предметно-развивающую и информационно-образовательную среду;

- всесторонне развивать физические и психические качества детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечивать безопасность их жизнедеятельности;

- раскрывать интеллектуальные и творческие возможности личности детей дошкольного и младшего школьного возраста, совершенствовать регулятивные и познавательные учебные действия;

- формировать основы базовой культуры, приобщать к краеведческим знаниям и национальным традициям;

- развивать коммуникативные качества личности.

^ Сведения о квалификации педагогических кадров


образование

категория

стаж

высш.

ср.сп.

высш.

1-я

2-я

не имеют

до 2х лет

2-5 лет

6-10 лет

11-20 лет

свыше 20 лет

14

18

6

17

4

6

1

4

9

5

14

^ Характеристика состава семей

Всего семей




Кол-во полных

%

Кол-во неполных

%

Кол-во многодетных

%

Кол-во опекунов

%

2012-2013

265

216/81,5

38/14

10/4,1

1/0,4



















^ Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

В МБОУ функционируют 11 дошкольных групп, из них:

2-я группа раннего возраста (возраст детей от 1 года 6 мес. до 2 лет) -1;

1-ая младшая группа (возраст детей от 2 лет до 3 лет) - 1;

2-ая младшая группа (возраст детей от 3 лет до 4 лет) – 3;

средняя группа (возраст детей от 4 лет до 5 лет) – 2;

старшая группа (возраст детей от 5 лет до 6 лет) – 2 (из них 1 – логопедическая);

подготовительная к школе группа (возраст детей от 6 лет до 7 лет) -2 (из них 1 – логопедическая).

Все группы сформированы по одновозрастному принципу.

Начальная школа – третий и четвертый классы.

^ Возрастные особенности детей от 1года до 2 лет

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 г, а в росте – 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, у детей двух лет – 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотонные движения.

Постоянно совершенствуется ходьба. Исчезает шаркающая походка.

В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, подлезают под скамейку и т.п. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения.

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом.

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными, строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамидку, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Значительные изменения происходят и в действиях с сюжетными игрушками, Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушки на другие; они активно ищут предмет необходимый для завершения действия.

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства.

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра. Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду. Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-1- месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия, а также предлоги.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, , а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.

Малыш овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы, помогает ребенку выполнять несложные поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослыми носит деловой, объектно-направленный характер.

На втором году жизни у детей закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. Речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. По двое-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры.

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу.

Основными приобретениями второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

^ Возрастные особенности детей 2-3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

^ Возрастные особенности детей 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержание игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двуми ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов- индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться и наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны усвоить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

^ Возрастные особенности детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить масленое преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикции. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделят речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; планированием; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализации.

^ Возрастные особенности детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождаются речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от реальной речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями; 2) от художественного образа к природному материалу.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов, систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжаются совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика; активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

^ Возрастные особенности детей 6-7 лет

Развитие двигательной сферы – одна из основных характеристик достижений ребенка. Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее.

Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности. Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли, отражающее отношения людей друг к другу. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Игра делает ребенка самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых развиваются и другие формы игры: режиссерская, игра с правилами, игра-драматизация.

В продуктивной деятельности (изобразительной, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое.

Важный показатель развития ребенка – речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании.

Общение со сверстниками остается по-прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии с детьми дети могут согласовывать свои желания, оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие.

Р этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей детей продолжает оставаться основной задачей образовательной работы. Это происходит в различных деятельностях детей (игре, конструировании, изобразительной, литературно-художественной, художественном конструировании, элементарной трудовой деятельности), при ознакомлении с различными объектами действительности (математика, экология, пространственные отношения, логика), в повседневном общении ребенка с взрослыми и детьми. Становление данных видов способностей обеспечивает все психическое развитие ребенка.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

К семи годам у детей происходит становление высших психических функций, формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.

^ Особенности образовательного процесса. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерными основными общеобразовательными программами: дошкольного образования «Развитие+» Л.А.Венгера, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы; начального общего образования «Школа 2I века» УМК Н.Ф.Виноградовой.

Основными приоритетными направлениями в деятельности МБОУ НШ-С «Солнышко» является художественно-эстетическое развитие.

Образовательный процесс организован с учетом принципов интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический (сезонно-событийный) принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Программа построена на единых подходах и принципах:

- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;

- интеграции программных областей знаний, позволяющей ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;

- развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий;

- рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок), обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;

- уважения личности ребенка, ориентации на его интересы, эмоциональную мотивационную сферу;

- сотрудничества между детьми и педагогами, предоставления самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

- формирования универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки, умении разрешать проблемные и межличностные ситуации и др.);

- комплексно-тематического подхода к содержанию образовательной деятельности.
^ 1.ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Учреждение функционирует в режиме 5-ти дневной рабочей недели, 12-часового рабочего дня (в начальной школе 9-часового).

Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 31 мая.

Продолжительность каникул: зимние – 6 дней (08января – 13 января). В начальной школе определяется годовым календарным учебным графиком.

Летний период – 92 дня (с 1 июня по 31 августа).

Режим дня дошкольного звена составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду; начальной школы – на 9-часовое и предусматривает разнообразную деятельность детей в течение дня в соответствии с их возрастом, временем года, а также с их интересами и потребностями.

Примерный режим дня в дошкольных группах
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Разработчики основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного общеобразовательного бюджетного...

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» iconОтчёт о самообследовании муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Солнышко» города Аткарска Саратовской области

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад села Вахитово» Кукморского муниципального района Республики...

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» iconПрограмма принята Общим Собранием трудового коллектива ( протокол...
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №15 «Солнышко» на 2012-2015гг

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» iconОсновная образовательная программа Муниципального образовательного...
Основная образовательная программа Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» iconОбразовательная программа муниципального казенного образовательного...
Расписание непосредственно образовательной деятельности на 2012-2013 учебный год

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
«Поспеловский детский сад» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» iconПояснительная записка Основная общеобразовательная программа дошкольного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Арский детский сад №3» Арского муниципального района рт (далее...

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы 2

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад «Солнышко» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница