Скачать 60.18 Kb.
|
Содержание Генералам двенадцатого года. |
Интегрированный урок "Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе" (Прокопенко О.Г, Колосова В.Ф.) Ход урока. I. Организационный момент: Здравствуйте, садитесь. Ребята, сегодняшний урок наш не совсем обычный – его будут вести сразу три учителя (литературы, истории, информатики), да и предмет, о котором мы будем говорить, - тоже неординарный. Через 6 лет, в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения. Итак, страницы подвига. Как вы думаете, что испытывает человек, который должен его совершить? (2 – 3 ответа) - Вот как на этот вопрос ответил поэт Виталий Коротич: Слайд 1. - Звучит стихотворение "Идя на подвиги" в исполнении ученика-1: Идя на подвиги, Не алчут орденов, Не бредят Благодарностью державы, Не узнают примерный вес чинов, Достойных стать Эквивалентом славы. Идя на подвиги, Не ведают о том, Насколько щедрость родины огромна, И называют чрезвычайно скромно Все то, что станет подвигом потом. Слайд 2. Учитель истории: Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны. Слайд 3. Учитель литературы: Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли писателей и поэтов. Вот как это было воплощено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”: - С анализом стихотворения выступает ученик-2. Слайд 4. Учитель истории: Отечественная война выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военноначальников. Одним из них был главнокомандующий 1-ой армией Барклай де Толли. - Сообщение ученика – 3 о Б.Де Толли. Слайд 5. Учитель истории: Огромной любовью солдат пользовался любимец еще А.Суворова, главнокомандующий 2-ой армией князь Петр Багратион. - Сообщение ученика –4 о Багратионе. Слайд 6. Учитель литературы: Таким любимцем солдат показан в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого Андрей Болконский. “Наш князь” называли его солдаты. -Сообщение ученика –5 об Андрее (по роману Л.Толстого “Война и мир”) Слайд 7. Учитель истории: Дохтуров, Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы и легендарный атаман Платов… Эти имена теперь стали легендой, легендой о доблести, мужестве, беспримерном героизме. Сообщение группы учеников о Дохтурове, Ермолове, Тучкове. Слайды 8-9-10. - Звучит анализ Стихотворения “Генералам 12 года” М.Цветаевой : ^ Сергею Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса. И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, - Очаровательные франты Минувших лет! Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, - Цари на каждом бранном поле И на балу. Вас охраняла длань господня И сердце матери, - вчера Малютки-мальчики, сегодня – Офицера! Вам все вершины были малы И мягок самый черствый хлеб, О, молодые генералы Своих судеб! Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я видела, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик. И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена... И я, поцеловав гравюру, Не знала сна... О, как, мне кажется, могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать – и гривы Своих коней. В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век... И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег. Три сотни побеждало – трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои, Вы все могли! Что так же трогательно-юно, Как ваша бешеная рать? Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать. Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие – И весело переходили В небытие. 26 декабря 1913 Феодосия Слайд 11. Учитель истории: Однако всех их объединяет фигура главного героя 1812 года – фельдмаршала М. И.Кутузова. Сообщение ученика-6 о Кутузове. (Историческое и литературное (по роману Л.Толстого “Война и мир”) Слайд 12. Учитель истории: Гибельной для захватчиков стала “малая война”, под которой Кутузов понимал военные действия ополчений , армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива принадлежала Барклаю де Толли. Над французскими войсками поднялась “дубина народной войны”- крестьяне уходили в леса и по-своему боролись с неприятелем .Такими были Фёдор Потапов и старостиха Василия Кожина. Сообщение ученика – (по истории. Ф. Потапове и В. Кожиной). Сообщение ученика - (по литературе о Долохове). Слайды 13-14-15. Учитель истории: Героем партизанской войны стал Денис Давыдов – гусар, храбрец, поэт. Сообщение ученика-8 о Давыдове. Слайд 16. Учитель литературы: Денис Давыдов стал прототипом Денисова в Романе Толстого “Война и мир”. Именно в его отряд попал младший из Ростовых – Петя. Его гибелью автор подчёркивает антигуманистическую идею войны: она не щадит даже совсем юного, почти мальчика, героя. Сообщение ученика-9 о Пете Ростове. (По роману Л. Толстого “Война и мир”.) Слайд 17. Учитель литературы: Величайший гуманист Толстой, создавая в романе образы героических защитников Отечества, выражает не менее главную и дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, убивая её детей, равно любимых: и русских, и французов. Вот таким он изображает после сражения Бородинское поле. Сообщение ученика – 10 о Бородинском поле. (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.) Слайд 18. Учитель литературы: Блестящие офицеры, не жалевшие жизни своей во имя Родины… Поистине подвиг их незабвенен и будет звучать в веках. Вот кем их видит поэт – исполнитель Булат Окуджава. (Песня “ Кавалергарда век не долог…” звучит в исполнении группы учащихся.) Слайд 19. Учитель истории: По окончанию войны у Тверской заставы была сооружена деревянная триумфальная арка, через 20 лет она была заманена каменной. Теперь это главное украшение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великих подвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов. О славе и доблести нашей армии говорят величайшие памятники: Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинской битвы. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков и проездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены имена Барклая, Давыдова, Кожиной и др. Слайды 20-30. Заключение Учитель литературы: - Ребята, вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ. Слайды 30-34-35. |
![]() | В 2012 году наша страна отмечает 200-летие Отечественной войны 1812 года.(слайд1) | ![]() | Декабристы – участники и герои Отечественной войны 1812 года : список лит. / Нац. Д 28 б-ка им. А. С. Пушкина Респ. Мордовия, Информ... |
![]() | Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории | ![]() | Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории |
![]() | Разработка темы «Костромичи – герои Отечественной войны 1812 года» в рамках курса «Краеведение» (лекция-презентация) | ![]() | Петербурга в 1826 г по проекту К. Росси была создана Военная галерея 1812 г. На стенах галереи в 5 рядов были помещены 332 поясных... |
![]() | Сегодняшняя наша встреча посвящена знаменательной дате в истории России — 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Это событие... | ![]() | Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории |
![]() | Отечественная война 1812 года, справедливая национально-освободительная война России против напавшей на неё наполеоновской Франции.... | ![]() | Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории |