Классный час «Дети без детства»




Скачать 120.3 Kb.
НазваниеКлассный час «Дети без детства»
Дата публикации29.03.2014
Размер120.3 Kb.
ТипКлассный час
lit-yaz.ru > Военное дело > Классный час
Классный час «Дети без детства»

Методическую разработку составили
Ксенофонтова С. Г.
Зотина Т. Т.
Автор видеопрезентации
Ксенофонтова С. Г.

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

  • Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование: плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, видеопрезентация, музыкальное оформление.

(Звучит музыка довоенного времени. Н сцене появляются трое ребят в летней одежде(40 – х годов). Начинают играть мячом. Переговариваются. Выходят еще двое ребят.)

Ваня – Привет! «здоровается за руку с каждым» Слышали новость – Пашка уезжает в Ленинград на совсем.

Вовка – Да, жаль – как теперь будем справляться ? Пашка классный вратарь!

^ Пашка – Ничего не поделаешь, отца направляют на Кировский завод.

Коля – Счастливчик, увидишь «АВРОРУ», Зимний дворец, фонтаны… Вот и Вовке, отличнику нашему, повезло – завтра уезжает с мамой в санаторий на Черное море.

Валька – Здорово! Я тоже хочу как – нибудь искупаться в море. Не судьба! Все лето в городе пробуду – надо бабушке помогать – воду носить, дрова колоть. Совсем она старенькая стала, все болеет.

Вовка – Не переживай, я тебе ракушку большую привезу. Прислонишь ее к уху и будешь слушать морской прибой.

Ваня – А мы с отцом пойдем на лодках по реке. Рыбачить будем! У него скоро отпуск.

(Продолжают играть в мяч. Вдруг звук взрыва, пулеметные очереди. Дети прекращают играть, пугаются, сбиваются в кучку. Звучит песня «Вставай, страна огромная» 1 куплет, затем музыка затихает, мальчики по очереди читают стих)

А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Года пройдут, но эти дни и ночи,
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

(Гражданские дети уходят на второй план, а на первый плане остается Вовка, а за ним, по очереди, выходят три мальчика(в шинелях,) на которых поделено его воспоминание.

ВОВКА: Война застала меня в санатории Совет – Квадже на Черном море. Утром пошли в лес, услышали гул самолетов и начали играть в «войну», не подозревая, что где – то идет настоящая война. Через несколько дней нас привезли в Ростов. На город уже падали первые бомбы. Взрослые рыли щели, окопы, стоили баррикады, готовясь к уличным боям. А мы, мальчишки, сторожили ящики, в которых были сложены бутылки с зажигательной смесью, подвозили песок и воду на случай пожара.

1 мальчик: Все школы превратились в госпитали. В семидесятой школе размещался армейский госпиталь. Тута направили мою маму. Ей разрешили и меня взять с собой. Куда ехал госпиталь, туда ехали и мы. В Ноябре 42 – го начальник госпиталя приказал выдать мне форму, правда ее пришлось срочно перешивать. А сапоги на меня не могли найти целый месяц. Так я стал воспитанником госпиталя. Что делал? Одни бинты могли свести с сума. Их катастрофически не хватало. Приходилось стирать, сушить, скручивать… Если вы думаете, что это просто, попробуйте скрутить: тысячу штук в день. А я наловчился это делать быстрее взрослых.

2 мальчик: Когда разбомбили вагоны с солью и парафином, и то, и другое в дело пошло. Соль – поварам, парафин – мне. Пришлось овладеть специальностью, не предусмотренной никакими воинскими списками, - делал свечки. Это похуже бинтов! Надо ведь, чтоб они еще и горели!

3 мальчик: Мама плакала, а я все равно пытался сбежать на фронт. В то, что меня могут убить, не верил. Послали однажды за хлебом… Чуть проехали – начался артобстрел. Били из минометов. Сержанта убило, возницу убило, а меня контузило. Долго не разговаривал, а когда вернулась речь – заикался.

А это уже в Польше…. Среди раненых оказался чех – тромбонист парижской оперы! Начальник госпиталя обрадовался ему и, когда тот пошел на поправку, попросил пройти по палатам, поискать музыкантов. Оркестр получился отличный. Меня научили играть на альте, на гитаре научился уже сам. Мы играли, а солдаты плакали… Может поэтому и стал после войны музыкантом.

В немецком поселке увидел – велосипед валяется, обрадовался. Сел и поехал. Хорошо так идет! А за войну я ни одной детской вещи не видел…

ГЛАВА 2.

(Звучит музыкальная отбивка).

^ Воспитанник читает стихотворение Р. Рождественского «В сорок четвертом»

Везёт

на фронт

мальчика

товарищ военный врач.

Мама моя,

мамочка,

не гладь меня,

не плачь!

На мне военная форма –

не гладь меня при других!

На мне военная форма,

на мне

твои сапоги.

Не плачь!

Мне уже двенадцать,

я взрослый

почти…

Двоятся,

двоятся,

двоятся

рельсовые пути.

В кармане моём документы –

печать войсковая строга.

В кармане моём документы,

по которым

я – сын полка.

Прославленного,

гвардейского,

проверенного в огне.

Я еду на фронт.

Я надеюсь,

что браунинг выдадут мне.

Что я в атаке

не струшу,

что время моё пришло…

Завидев меня,

старухи

охают тяжело:

«Сыночек…

Солдатик маленький…

Вот ведь

настали дни…»

Мама моя,

мамочка!

Скорей им всё объясни!

Скажи,

чего это ради

они надо мной ревут?

Зачем

они меня гладят?

Зачем сыночком

зовут?

И что-то шепчут невнятно,

и тёмный суют калач…
Россия моя,

не надо!

Не гладь меня!

И не плачь!

Не гладь меня!

Я просто

будущий сын полка.

И никакого геройства

я не совершил

пока!

И даже тебе не ясно,

что у меня впереди…

Двоятся,

двоятся,

двоятся

рельсовые пути.

Поезд идёт размеренно,

раскачиваясь нелепо, -

длинный

и очень медленный

как очередь

за хлебом…
^ Сценка о Ване –разведчике.(Ваня Солнцев)
(Блиндаж. Лейтенант изучает карту. Рядом радист. Входит солдат с Иваном)
Солдат – Товарищ лейтенант, тут задержали одного.

Лейтенант – (не отрываясь изучает карту) Ну и дальше что?

Солдат – Ползал по воде возле берега. Зачем – не говорит. Требует доставить в штаб.

Лейтенант – Иди, стань к печке, кто ты такой?

Иван – Товарищ лейтенант, сообщите в штаб дивизии.

Лейтенант – Какой дивизии?

Иван – Полевая почта ВЭ – ЧЕ 49550.

Лейтенант – Сообщи в штаб дивизии о мальчишке. Но что – то я сомневаюсь, чтобы его там знали.

(Радист передает сообщение, получает ответ, передает лейтенанту. Лейтенант усаживает Ивана к печке и дает ему бумагу и карандаш. Просит всех выйти из землянки. Приносит кружку с чаем.)

Пиши. А что это у тебя?

Автор – Мальчик развернул носовой платок, а в нем были зернышки пшеницы, камушки, стеклышки, горох.

Лейтенант – Мусор? Зачем тебе это? Выброси.

Иван – Вот напишу отчет, тогда и выброшу. Пшеница – это пулеметы, Горох – пушки, Камушки – танки, Стекла – количество вражьих составов на станции.

(Входит радист)

Радист – Товарищ лейтенант, из штаба дивизии выехал человек за мальчиком.

Автор – Иван долго составлял отчет на нескольких листах.

(Входит Катасонов)

Катасонов – Старшина Катасонов прибыл из штаба. Где тут наш малец?

^ Иван – Катасоныч, миленький, здравствуй!

Катасонов – Живой, вернулся! Все, больше к немцам в тыл не ходок! Учиться тебе надо, анне по немецким тылам лазить. Не детское это дело – война.

^ Иван – В интернате я уже был, вытерпел один месяц – убежал.

Катасонов – Теперь командующий велел отправить тебя в Суворовское училище, из тебя хороший офицер получится.

Иван – В училище не поеду, ты ведь Катасоныч, знаешь, нет у меня никого. Отец погиб в первый день войны, мать тоже убило, сестренка полутора лет умерла у меня на руках.

Автор – Ивану столько пришлось пережить, что солдатам и не снилось. Он был в партизанах, был в лагере смерти. У Ивана на уме одно: мстить до последнего.

Катасонов – Я, Ваня, ухожу в тыл врага, свидимся ли мы с тобой еще, не знаю. А если выживу, то найду тебя в училище и будем мы с тобой вместе жить. Ведь у меня тоже никого нет.

(Катасонов и Иван прощаются и уходят)

Автор – Катасоныч погиб сразу, ступив на вражескую землю. Видать, разведчик не учел всего, так на войне бывает. Иван выпросился у командира дивизии в последний раз в тыл врага. Надеялся узнать о судьбе Катасоныча.

Лейтенант – Да, много людей полегло из тех, кто знал Ваню. И я долго наводи справки, где Иван, вернулся ли из немецкого тыла.
^ Дети поют песню «Сыны полков»

Горнили "К бою" трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, на левый фланг
В солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать.
Но все равно в боях они умели
Не отставать, не отступать
И побеждать.

В войне победа даром не дается,
Дорога к ней длинна и нелегка.
Но шел вперед на запад Ваня Солнцев
Шел на Берлин Отчизны сын
И сын полка.

Тянули связь военные мальчишки,
Катили в бой на танковой броне.
Валились с ног в минуту передышки
И в час ночной неслись домой
В коротком сне.

Где вы сейчас, мальчишки боевые?
Вы по весне прислушайтесь порой.
Зовут героев трубы полковые
На правый фланг,
на правый фланг
В солдатский строй.

ГЛАВА 3.

(Под первый куплет Юрия Визборна - Сретенский двор ("А в тени снег лежит, как гора...")выходит Валька и бьет мячом об пол, музыка затихает)

Валька – Мы с мамой и младшим братом остались в родном городе. Мужчины ушли на фронт. Я пошел проситься на работу на машиностроительный завод, где до войны работал мой отец.

Сценка.

Валька – Возьмите меня на работу. Я тоже хочу делать автоматы, чтобы бить проклятых фрицев.

Мастер – Сынок, как же я возьму тебя на работу, с твоим ростом ты даже до станка не достанешь.

Валька – Ничего, я вот ящик подставлю… Возьмите. …
Валька – (говорит в зал) Так я стол фрезеровщиком. Наш завод выпускал автоматы ППШ и ППС. Рабочих рук не хватало. За короткий срок я стал высококвалифицированным специалистом, научился налаживать фрезерные станки.

Лейтенант – (мастеру) Здравия желаю. Лейтенант Соколов. Вот записка, которую мы нашли в ящике с автоматами: (читает) «Дядя красноармеец, убей врага. Мы делаем автоматы хорошие. Валя Мазяш.» Наказ этой девушки мы выполняем! Я хотел бы с ней познакомиться.

Мастер – Валя Мазяш, подойди ко мне. Вот знакомьтесь – Валентин Мазяш. Наш бригадир фрезеровщиков. Его бригада систематически перевыполняет нормы выработки, военный заказ выполняется в более короткие сроки.

Лейтенант – (Вале) Есть у тебя сестра?

Валя – А в чем дело? Зачем это тебе?

Лейтенант – (показывает записку)

Валя – Сестра у меня есть, но записку написал и вложил в упаковку с автоматами Я! Меня зовут Валентином Францевичем, а ребята меня зовут Валей.

(Звучит музыкальная отбивка).

ГЛАВА 4.

Володя – Когда немцы заняли мое родное село, мы с ребятами решили, что не дадим покоя врагу не нашей родной земле. В канун годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции подпольная организация «За Родину!», действующая в нашем селе поручила мне водрузить на пожарной каланче красный флаг.

^ Воспитанник читает отрывок из стихотворения «Васятка из Локотков».

…Нету горя хуже,

Чем неволя.

Лют и зол

Был обер Вилли Брант.

И всего обиднее,

Что в школе

Поселился этот комендант.

Парты изломал и сжёг, проклятый.

В школьный сад ни шагу –

Изобьёт.

Надо бы дружкам учиться в пятом…

В школе немец Вилли Брант живёт.

Собирались сесть на первой парте,

В средний ряд

Товарищи – погодки,

Разыскать свой край на школьной карте,

Занести на карту Локотки

Но теперь

Совсем иные планы.

Вьёт метель.

На улице темно.

С тайною тревогой

Мальчуганы

Смотрят на заветное окно.

Рядом клён,

Знакомая дорожка.

Тишина.

Мороз.

Деревня спит.

Первым забирается Тимошка.

Клён седой

Предательски скрипит.

С ветки на карниз –

И он у цели!

Подаёт Васятке нужный знак.

Руки у ребят закоченели,

Но над школой

Взвился алый флаг!

Ни метель,

Ни ветер леденящий

Их не испугали.

По утру

Всё село увидело парящий

Пионерский галстук

На ветру.

На флажок алеющий смотрели

В облачное небо Локотки

И глаза у женщин потеплели,

И помолодели старики.

Верили:

За вестником крылатым

Снова вспыхнут зори над страной,

И придут советские солдаты,

Принесут свободу в край родной.
^

Воспитанники исполняют песню о пионерах-героях Н. Н. Добронравов



Шумела гроза над землёю,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю!
припев:
Шли они сквозь бурю,
Шли они сквозь ветер,
И ветер песню, песню их сберёг:
«У нас один, один лишь путь – к победе!
И нету других дорог!»
припев…
Шагают они на параде,
Равняя невидимый ряд,
Правофланговыми в каждом отряде
Ребята-герои стоят!
припев…
Мы в жизни, мой друг и ровесник,
Дорогой героев пойдём.
Подвиги их мы запомним, как песню,
И сами ее допоём!
припев…

ГЛАВА 5.

( На передний план выходит Пашка)

Пашка – Война застала меня в Ленинграде. Через три недели началась блокада города. Город ощетинился аэростатами заграждения. По улицам маршировали военные и полувоенные команды. Производилась запись в народное ополчение. Школы приспосабливались под госпитали.
Противник яростно бомбил город и обстреливал из орудий. От зажигательных бомб возникли пожары. Днем я помогал раненым в госпитале, а по ночам мы с сестрой Тамарой дежурили на крышах домов для борьбы с «зажигалками».
Каждый день начинался с дежурства в очереди за хлебом. Всем хозяйством по дому занималась мама. Кроме того, она, как надомница, шила перчатки для фронтовиков.
Во время войны самым срочным был «заплаточный ремонт» - чинили крыши домов после артобстрелов и бомбежек.
Бригадир бригады кровельщиков в докладной записке жаловался на мою 10 летнюю сестру Тамару таким образом: «… Она плохо работала, потому что принесла с собой куклу и играла на крыше с куклой. Когда я сделал ей замечание, то она после обеда принесла, кроме куклы, еще и куклину кровать. Прошу принять меры.»
Бригадиром, составившим эту докладную, был 15 летний мальчик.
Именно конец 1941года оказался самым тяжелым для нас. Пайка хлеба уменьшилась до 125г.. Стояли холода, мы жгли мебель. Первой умерла моя сестра.

Сценка.

Лейтенант – О Пашке я не забывал. Он ухаживал за мной в госпитале. Он заставил меня встать, когда я думал, что уже не встану. Заставил жить, когда я готов был умереть. Я хотел навестить его, но не с пустыми руками. Мне повезло: нам выдали по пакетику концентрата.

(музыка. Мальчик сидит в кресле укрывшись пледом. Входит лейтенант.)

Пашка – Это Вы?
Лейтенант – Я.
Пашка – Я не верил, что еще раз увижу Вас… Как странно все. Как странно, что я умираю. Я все знаю о смерти и ничего о жизни. Странно, правда?
Лейтенант – Ты не умрешь. Сейчас я растоплю печурку и будет тепло.
Пашка – Я больше не чувствую ни тепли, ни холода. Я не чувствую рук и ног, а голова светлая… Пока мама была жива, я все мог: ходил за хлебом, носил воду, топил печку. Я не хотел, чтобы умирали, я хотел, чтобы все жили, жили… Мама перед смертью кричала и плакала. А мне совсем не больно. Когда мама заледенела, я перенес ее в другую комнату и положил на пол. И упал. Ноги совсем перестали держать.

Лейтенант – Когда это было?
Пашка – Дня 3 – 4 назад. Если бы прошла неделя, часы бы остановились… Вот я умру, а часы будут идти.
Лейтенант – Ты не умрешь, смотри, что я тебе принес! Каша… Сейчас у нас будет каша. Много каши…
Пашка – Мне не нужно. Вы ешьте, а я посмотрю, как Вы будете есть.
Лейтенант – Нет, это ты будешь есть.
Пашка – Протяните руку. Под подушкой кусочек хлеба. Скушайте.
Лейтенант – А почему ты его не съел?
Пашка – Не могу. Не глотается. Я знаю, что это значит. Это началось уже давно, когда мама была жива.
Лейтенант – И с тех пор ты ничего не ел?
Пашка – Мне уже нельзя…
Лейтенант – (в сторону) Я тоже видел такое много раз и знал, что если у человека не осталось желудочного сока, он больше никогда не будет есть.
Пашка – Слышите?! Капель… Придет весна, а я ее не увижу… Скажите, Вы когда - нибудь любили? Как это, наверное, хорошо – любить и быть любимым. Я один день любил одну девочку, с которой качался во дворе на качелях. Мы так раскачали доску, что чуть не влетели в окно 2 этажа. Когда мы летели в верх, она смешно наклоняла голову и мне мучительно хотелось ее поцеловать… Больше я никогда не буду качаться на качелях.

ГЛАВА 6.

Володя – Дети войны – и веет холодом,
Пашка – Дети войны – и пахнет голодом,
Ваня – Дети войны – и дыбом волосы,
^ Коля – На челках детских – седые волосы.

Воспитанники под видеоклип поют песню «Дети войны».

Валька – На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожженных, расстрелянных, повешенных, убитых бомбой, пулей, голодом, страхом.

^ Воспитанник читает стих.

Я хочу чтоб на нашей планете,
Никогда не печалились дети.
Чтоб ни плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб на век все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились,
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

^ Все участники поют песню «Рисуют мальчики войну» Дети поднимают над головой свои рисунки о войне.

Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и “катюши”.
Висят во всю листа длину
Снаряды жёлтые, как груши.
Рисуют мальчики войну.
Рисуют мальчики войну.

Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы.
И берегут они свои
Огнём кричащие альбомы.
Рисуют мальчики войну.
Рисуют мальчики войну.

Да будет светлой жизнь детей,
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
В земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну.
Рисуют мальчики войну.

Благодарю свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.

Рисуют мальчики войну.
Рисуют мальчики войну.
Рисуют мальчики войну.
Рисуют мальчики войну.

Кланяются. Уходят.

Спасибо за внимание!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час «Дети без детства» iconКлассный час нет Классный час прошёл в виде занимательной викторины....
«Здоровые дети – в здоровой семье», посвященные открытию в городе Сочи XXII зимних Олимпийских игр

Классный час «Дети без детства» iconКлассный час «Давайте познакомимся!»
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»

Классный час «Дети без детства» iconВеликой Отечественной войны всегда остается актуальной. А впечатления...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

Классный час «Дети без детства» iconКлассный час Тема: «Мамам с любовью!»
Особенности: классный час литературоведческой направленности; учащиеся заранее участвуют в проекте «Мамам с любовью!» и на классном...

Классный час «Дети без детства» icon8 марта. 5 класс. Классный
Классный дорогие девочки, сегодня наши мальчики не пришли на классный час – у них какое-то тайное собрание. Но мы не будем отменять...

Классный час «Дети без детства» iconКлассный час с участием бабушек и дедушек"Мы Вас любим!"
Заранее учащиеся готовят рисунки, фотографии на выставку, сувениры, приглашения на классный час для своих бабушек, дедушек. Желательно,...

Классный час «Дети без детства» iconКлассный час на тему «Волшебство бывает не только в сказках»
Информация: (Все дети садятся в круг) Классный руководитель сообщает тему классного часа

Классный час «Дети без детства» iconКлассный час: «Путешествие по городу «Дружных ребят»
Оборудование: книжная выставка «С детства дружбой дорожи», рисунки «Мой лучший друг»

Классный час «Дети без детства» iconКлассный час для учащихся 9 класса
Предлагаемый классный час – час общения на тему любви. В сценарии использованы различные воспитательные методы (беседа, дилемма,...

Классный час «Дети без детства» iconУрока по окружающему миру (урок игра) Тема: «Когда ты станешь взрослым?»
Столы и стулья ставятся соответственно. За неделю-две перед уроком проводится классный час на тему: «Кем быть?», где дети рисуют...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница