Скачать 190.58 Kb.
|
Элективный курс по русскому языку в 11 классе. «Практическая стилистика». Открытый урок (2 часа). Тема: Важны ли для человечества гуманитарные науки? (По материалам современной публицистики). Оборудование:
ТДЦ:
Задача учителя:
^ знать: основные типы и стили речи, языковые единицы и их отличительные признаки; порядок построения высказывания на заданную тему; уметь: анализировать тексты разных стилей и типов речи; владеть основными приемами стилистического анализа текста. ^ урок комплексного применения знаний и способов деятельности. Форма урока: приемы технологии мастерских и развитие критического мышления. Ход урока:
Эмоциональное погружение и психологическая подготовка учащихся к общению. ^ Важны ли для человечества гуманитарные науки? Какую роль играет литература в формировании сознания подрастающего поколения? Какой должна быть в идеале отечественная российская система образования. Кого воспитывает наша школа? На эти и другие вопросы, касающиеся нашего образования, мы сегодня постараемся ответить. И в этом нам поможет современная публицистика.
Показ социально-нравственной значимости изучаемого и актуализация ценностного опыта учащихся. Слайд №1.Эпиграфы. Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура. Д.Лихачев. Ясность-главное достоинство речи. Аристотель. По-моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обязательна. Технике должна быть определена четко служебная роль. Д.Лихачев. Дети под руководством учителя осмысливают данные эпиграфы и выбирают самый значимый для урока. Слайд №2. ^ (дети оформляют тетрадь). Слайд №3.Знать, уметь… III. Операционно - познавательный этап. Формирование умений и навыков анализа текстов. Развитие культуры речи. Слайд №4.Орфоэпические нормы устной речи. В каком слове ударение падает на первый слог? баловать, надолго, банты, звонит. Слайд №5. Лексические нормы. В каком предложении слово «дом» употреблено в значении «семья»?
Слайд №6. Грамматические нормы. В каком предложении вместо слова «проблемным» нужно употребить слово «проблематичным»?
После выполнения самостоятельной работы учитель подводит итоги и обращает внимание учащихся на эпиграф №3. ^ Ученик. Мы живем в век научно-технического прогресса. Научный труд требует общей интеллигентности человека. И это общая интеллигентность дается главным образом гуманитарными науками. Учитель. Почему? Ученик. Потому что литература – это искусство слова, которое основано на интуиции. Об этом рассуждал Дмитрий Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном». (Читает фрагмент из статьи Лихачева.) Слайд №7.^ . Работа с текстом: дети определяют основную проблему статьи, находят позицию автора и записывают в тетради. Учитель. Почему гуманитарные науки называют науками о человеке и человечестве? Ученик. Гуманитарные науки, прежде всего воспитывают человека, формируют нравственный мир. На уроках литературы мы обсуждаем поступки героев, их характер. Я не знаю другого предмета, который дал бы такую возможность. Этого нельзя достичь ни на математике, ни на физике, ни на химии, даже история в гораздо меньшей степени представляет такой материал. Слайд №8^ . Комплексный анализ текста по плану, указанному на слайде. Учитель, подведя итоги анализа текста, просит обучающихся сделать вывод, который записывается в тетради. Вывод. В идеале отечественная российская система образования должна быть стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой. Учитель. В проекте «Закона об образовании», который сейчас широко обсуждается общественностью, предусматриваются все эти варианты. Слайд №9.^ . Учитель. 30 ноября 2010 года Президент России Д.Медведев выступил с ежегодным Посланием Федеральному собранию РФ. Он подчеркнул, что одним из приоритетов будет модернизация образования - «это не самоцель, а инструмент решения назревших в государстве проблем. «Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям». ^ 2-й урок. Учитель. Мы продолжаем наш диалог о том, важны ли для человечества гуманитарные науки (предлагает учащимся прочитать свои сочинения на тему: «Красота и культура формируют и лепят душу (по тексту В.Непомнящего)). (Текст проецируется на экране). Дети читают свои сочинения. Анализируют и оценивают их под руководством учителя. ^ «Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью»,- так считал Юрий Бондарев. Никакая компьютерная машина не заменит живое человеческое общение, красоту и культуру, основанную на интуиции. Ведь недаром, скажем, властитель душ Энштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Пушкин – великолепный художник. Лермонтов - тоже художник. Достоевский был замечательным портретистом. Просмотр презентаций, представленных учащимися:
IV.Рефлексивно-оценочный этап. Учитель. Чему же учатся люд, благодаря гуманитарным наукам? Дети. Мы учимся жизни. Учимся любить и ненавидеть. Ценить и беречь. ^ Домашнее задание: написать сочинение – эссе «Какой хочу я видеть школу в будущем?». Русский язык в 5 классе. Урок-игра по теме: «Лексика». Цели: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Оборудование: компьютер с проектором; слайдовая презентация; сигнальные карточки. ^ I.На доске проецируется маршрут путешествия. (Слайд 1). Учитель. Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие в страну ЛЕКСИКОЛОГИЮ. Вы любите путешествовать? У каждого из вас на столе лежит карта путешествия. Запишите, пожалуйста, в нее свою фамилию и имя. А теперь рассмотрим маршрут нашего путешествия. Первая остановка - город ЗНАЕК, затем мы перейдем через РЕКУ и попадем в город МАСТЕРОВ, отдохнем на Поле чудес и попадем в город МУДРЕЦОВ. Во время маршрута вспомним основные лексические единицы, определим их роль в устной и письменной речи. Слайд №2. Тема урока, цели и задачи. Слайд №3. ^ А-активность Б-бодрость В-вежливость Г-грамотность Д-доброта Е-естественность Ж- жизнерадостность З-задор И-интеллект К-красота Л-любовь М-мастерство Н-настойчивость О-открытие П-прилежание Р-радость С-старание Т-трудолюбие У-ум Ф-фантазия Х-храбрость Ц-целеустремленность Ч-честность Ш-шутливость Щ-щедрость Э-энтузиазм Ю-юмор Я-яркость Учитель. По мере того, как будем продвигаться, вы будете зарабатывать баллы и ставить их в свою карту путешественника. В конце урока каждый из вас получит оценку. Вы готовы? Тогда откройте тетради и запишите число.(Дети записывают). Учитель. Мне бы очень хотелось, чтобы путешествие в страну ЛЕКСИКОЛОГИЮ было удачным. Поможет нам в этом АЗБУКА УСПЕХА. Как вы считаете, какие качества сегодня на уроке вам понадобятся? (Дети определяют лексическое значение отдельных слов.) Разминка. Учитель. Поставьте себе оценку в раздел первого испытания (28 слов- 5 очков;14 слов-2,5 очка). II. Слайд №4.Эпиграф. Учиться можно только вес…ло. Чтобы переваривать знания, нужно погл…щать их с ап…етитом. Анатоль Франц Учитель просит учащихся прочитать и передать смысл эпиграфа… III. Слайд №5.^ Учитель. Теперь проверим ваши знания речевой культуры. В городе ЗНАЕК - волшебный сказочный теремок. В чистом поле теремок, теремок… Он не низок не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку. ^ (Отгадка записывается в тетради). КРОССВОРДЫ. Учитель. Чтобы узнать, какие слова живут в теремочке, отгадайте кроссворды, которые у вас на столах (Дети приготовили их дома).Обменяйтесь ими и поставьте оценки друг другу в путеводитель. Слайд №6. МЕТАФОРЫ. Дети находят их в поэтических текстах, которые были предложены на дом. Учитель предлагает прочитать цитату Козловского о метафорах и определить, какие слова имел в виду автор. ^ Слайд №7 СИНОНИМЫ. Учитель. Из Города Знаек мы должны попасть в Город Мастеров. На пути нам встречается речка, через которую перекинут мостик, но перейти через него мы сможем только с помощью одного литературного героя, который отличался большой физической силой, ловкостью, хотя от природы страдал физическим недугом. Кто этот герой? Слайд №8 ^ Дети читают и выписывают из рассказа синонимы, антонимы (Работа в парах). Игра «Найдите лишнее слово».
Оценка ставится в путеводитель. Слайд №9 ^ АНТОНИМЫ. Учитель. Мы успешно преодолели все препятствия и пришли в Город Мастеров. Люди этого города ждут нас. Кто они? Один высокий, другой низкий; Один толстый, другой тонкий; Один грустный, другой весёлый. Что же случилось? Пришла весточка от дедушки, начали читать письмо и чуть не заплакали от огорчения: половина письма –сплошное чернильное пятно. Видимо, почтальон Печкин уронил его в грязь. Помогите, пожалуйста, братьям прочитать его. Слайд №10. Письмо. Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми. (Дети сами подбирают антонимы и ставят оценку в путеводитель.) Слайд №11. ^ Игра «Поле чудес». Учитель. Вы прошли нелегкий путь. Что ж, пора и отдохнуть. А сейчас мы снимем стресс на игре «Поле чудес». На барабане лежат 7 разноцветных лепестков (цветик-семицветик). На каждом лепестке загадки, которые дети сами придумали дома, шарады и ребусы. (Дети крутят барабан и отвечают на вопросы, которые написаны на лепестках. Победители получают лепесток). Игра «Лото» и шуточный диктант. ^ Домашнее задание. Составить шарады, ребусы и кроссворды по разделу «Лексика». Итог урока: дети сами определяют победителей игры и получают на память медаль «Знаток русского языка». (Медали сделаны самими учениками). ^ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РАССКАЗУ В.И.БЕЛОВА «МАЛЬЧИКИ» Слайд 1. ![]() А.С.Михайлов. Горький хлеб- 1981 Слово учителя. Отцы и дети… Время по-разному расставляет акценты а этой привычной для нас «тургеневской формуле». В эпоху великих испытаний от внутренних связей, ее вставляющих, порой зависят человеческие судьбы. Великая Отечественная война - живое тому подтверждение, В последние годы к нам вернулась столь необходимая каждому человеку память (вспомним пословицу: «Народ без памяти слеп, а без надежды мертв», а вместе с ней - уважение и почтение к воинам-ветеранам. Но, когда мы говорим о них, за их спинами. в тесной связи с их ратным подвигом встает еще одно поколение «ветеранов» Великой Отечественной, к сожалению, остающееся в тени, - дети военных лет. В отличие от тургеневских героев у них не было необходимости выяснять отношения с отцами - в тяжелое лихолетье они заменили их в тылу, взвалив на свои худенькие детские плечи груз взрослой ответственности. Сколько детских судеб и недетского горя проходит перед нами в произведениях о войне и в личной семейной памяти, и какая великая сила духа и вопреки всему светлого, чистого ощущения мира, любви и добра открывается в характере маленького челочка из большой войны! Василий Белов встретил вону 9-летним подростком. В 1943 году он потерял отца, который погиб под Смоленском. Он познал все тяготы горького военного детства, владеющему талантом во внешне простом незамысловатом бытовом сюжете показать глубинные черты характеров своих героев и целостную картину мира, - открыть нам этот мир. Читательская конференция по рассказу Василия Белова «Мальчики» начинается. - С первого слова («Плачет!»), - говорит семиклассница, - автор погружает читателя в атмосферу военного времени, а далее в рассказе не менее говорящие штрихи (у Калушки «убило на фронте мужа» - «Ваня Серегин - эвакуированный из Ленинграда» - "Задачник был на двоих» -«очень хотелось есть» - «ноги под партой мерзли») усиливают ощущение сурового быта. Но, несмотря на невзгоды, жизнь в IV «б» идет своим чередом. -Это дети, во многом лишенные детства. - На совсем еще детские представления о жизни легла печать войны. -Действительно, с каким пониманием и сочувствием относятся они к учительнице, а ведь им 9-10 лет, но все понимают: война «помогла». Учитель. Ленька Комлев и Ваня Серегин - главные герои. Каковы ваши представления о них в начале рассказа? -На мой взгляд, Ленька - человек очень добрый и отзывчивый. Он любит жизнь и на ходит в ней свои маленькие радости (радуется решенной правильно задаче, интересной книге), его душа открыта в мир. -Он умеет прощать других - Соню-ябеду, к примеру. С ним интересно было бы дружить. -Ленька готов делиться со своим другом Ваней всем - проблема лишь в том, что кроме задачника делиться нечем. Но о таком друге многие мечтают. -У Леньки чуткая душа и «низкий болевой порог». Чувство сострадания - одно из главных его качеств. Когда его другу делают укол, он чувствует сам эту боль. -Да, уколы - первая в рассказе «экстремальная ситуация», в которой происходит проверка героев «на мужество». -Прежде всего, хочется сказать о таланте автора. Он заставляет не только ощутить душевное состояние героев - мы невольно «перевоплощаемся» в Леньку и начинаем чувствовать то же, что и он: в голове проносятся – «страшные истории» об иглах, ломающихся в толстой коже, появляется страх умереть во время попадания воздуха под кожу - вместе с ним хочется убежать от этих страшных уколов. - Но его побег не дает еще пока нам права говорить о его трусости. Возможно, это даже храбрость - он сбежал под впечатлением книги, которую читал. В нем нет нарочитости и показной смелости. - А убежав, он сразу начинает мучиться угрызениями совести, чувствуя вину перед Ваней. Как ведет себя Ваня? - Ваня Серегин ведет себя по-другому. Услышать в свой адрес слово «трус» всегда больно, но услышать это человеку, который пережил в свои 9 лет столько ужаса, сколько многие не испытывают и за всю жизнь, еще больнее. Ваня - не просто смелый мальчик, он по-взрослому, в первую очередь себе, доказывает это и принимает боль одним из первых. Директор изначально понимает, что он в классе самый сильный - не физически, конечно. Учитель. Вы заговорили о возможном влиянии на Леньку читаемой им книги. Наверное, нельзя пройти мимо того факта, что автор не только повторил название чеховского рассказа, но и дал этот рассказ в руки своему герою. Почему? - Леня, как и многие мальчишки, мечтает о подвигах, о приключениях, а книги для него - маленькая дверка в этот мир мечты. Этот авторский прием чрезвычайно интересен, так как с первых же строк начинается сравнение героев Белова с героями Чехова, что дает читателю глубину понимания и осмысления характеров. Истина, как известно, познается а сравнении. -Да, в их характерах много сходства: они мечтатели и «авантюристы», но время по-разному направляет их поступки и действия. Мальчикам В.Белова не до Калифорнии и индейцев - сила их характера раскрывается в реальной жизни. Учитель. ^ -Ленька, с одной стороны, наивный ребенок, которому не хватает детства, но с другой - взрослый человек, думающий не по-детски. Удивительна его забота о Ване: как хлопочет Ленька над своим другом, вернувшись домой, как пытается отвлечь от боли, хотя понимает, что словами не поможешь. Он хочет согреть друга, накормить его. -Да и Ваня тоже хорошо понимает, как Леньке стыдно за побег, как неприятно думать о том, что за это будет завтра. Он пытается улыбнуться и действительно находит «лекарство» для Ленькиной души, рассказав о побеге еще двоих ребят. -Может, это и помогает ребятам выстоять в такое трудное время - ведь, думая о других, меньше думаешь о себе и меньше обращаешь внимания на все сложности и горести жизни. Возможно, даже «благодаря» войне (как ни крамольна эта мысль) люди становятся ближе и сплоченнее. -Их дружба проверяется не на словах, а на деле, причем очень важном для обоих. Может быть, стоит остановиться на том, как автор «расширяет» худо- жественное пространство рассказа. Какие художественные детали ему помогают в этом? -Отсутствие родителей у Леньки и его сестры - деталь многозначительная, говорящая о круглом сиротстве. -А у тети Нины и Вани - рукавицы хранят память о близком человеке, Их давно можно было бы продать, но память и любовь дороже буханки хлеба и теплого одеяла, ведь они греют не руки, а человеческие души. Недаром говорят врачи, что любовь важнее всех лекарств. - Они (и герои «в кадре» - мальчики, и героини «за кадром» - тетя Нина и Клава) сильны общей заботой и добротой. -Песня, слова которой для Леньки мало что значат, - тоже очень важная художественная деталь: она помогает ему выразить свое душевное состояние: то растерянность, то сострадание, то решительность, то отчаянную смелость, - а читателю понять, что чувствует герой. -Мне думается, плакат с изображением Гитлера - тоже говорящая деталь. Юмор снижает напряжение, помогает. -Чувство юмора у людей не иссякнет никогда. Ребята, озорно и весело смеясь над Гитлером, легче переносят собственные беды. -Очень важен эпизод со сторожем, который последнюю горбушку делит с Ленькой пополам. А ведь доброта, как эстафета, передается от одного к другому. Вот и Ленька, незаметно для себя проглотив горбушку и не оставив Ване половину, ворует жмых для друга. ![]() Слайд 2.Е.П.Лавренев. Враг прошел.1987. Учитель. В рассказе не раз встречается слово "воровство", и возникает некое противоречие в толковании его смысла, не так ли? -Да, все зависит от цели: воровать пирожки Ленька не будет, потому что это для себя. Когда очень хочется есть, он осмелится попросить хлебца, но жмых крадет, чтобы поддержать Ваню, и уголь будет воровать, рискуя жизнью, для близких людей, чтобы их согреть и порадовать. А как еще он может помочь? -Ленька, думая о близких людях, пытается как-то скрасить их жизнь, и делает он это не для похвалы, он об этом даже не думает - ему далеко не все равно, как они себя чувствуют . -Рукавицы очень дороги для Вани, но мальчик жертвует своим «сокровищем» ради Леньки, можно сказать - это самопожертвование, которое еще раз подтверждает его взрослость. Учитель. Как раскрывается характер Леньки в эпизоде с поездом? - Ленька ведет себя как взрослый: обдумывает, ждет и... вдруг прыжок, отчаянный, мужественный, самоотверженный. Именно в этом эпизоде он раскрывается полностью:значит, он не трус и ради близких пойдет на все. Учитель. -Почему лейтенант не слышал выстрелов? Стрелял или нет Серегин? -Так хочется, чтобы выстрелов не было, но он стрелял, и почти не остается сомнений, что Ленька убит («...не должон» уйти, - говорит охранник, - и еще: "...видел я... как он в снег сунулся»). Учитель. Но если не мог уйти, то почему же остался цел и невредим и отделался только испугом? -Может быть, Серегин в воздух стрелял: ведь, увидев «диверсанта», он мог понять, что это мальчишка такого же возраста, как и его сын. -Стрелял, потому что не мог иначе. Ирония судьбы: человек, рукавицы которого Ленька надел, чтобы спасти Ваню, стрелял в него. Но это не его вина, Нельзя осуждать военных - они выполняют приказ. -Но если бы Николай Серегин попал в Леньку, а потом узнал про это, он сожалел бы об этом всю жизнь. Ведь он мог убить и своего сына. Учитель. Писатель оставляет читателя наедине с этой загадкой и предлагает воссоздать дальнейшие события, ключом к которым становится найденная лейтенантом рукавица с надписью "Ник. Сер.».Представьте свой финал. -Не случайно потеряна рукавица, но Серегин ее не узнал. А значит, теряется связь с близкими людьми, что страшно и тоже является грозным следствием войны. -Словно по иронии судьбы Николай Серегин проезжает мимо своей семьи, Ленька и рукавицы - связующее звено, но связь рвется, теряется, и неизвестно, удастся ли родным людям снова когда-либо встретиться. -Николай Серегин даже не заметил, что его имя и фамилия написаны на рукавице, зато как попадет Леньке, когда узнают, что он потерял единственное сокровище – память об отце и муже (VI класс). -Николай Серегин, который стрелял в испугавшегося Леньку, не мог знать, что это был ребенок и что он каким-то образом связан с его семьей, а рукавица - надежда найти семью. Учитель. ^ -Две детали в голосе Николая Серегина - отца Вани: «хрипло сказал» и «глухо закашлял». Так обычно стараются скрыть волнение. -Возможно. Серегин узнал рукавицу, но виду не подал, тогда он мог подумать, что застрелил собственного сына. -Если это так, то как жестока судьба! Что же теперь будет с отцом Вани? Мы не можем точно предсказать дальнейшие события - идет слишком жестокое испытание, война. И автор оставляет читателя на перекрестке трудных военных дорог - этого требует правда жизни. Можно только надеяться на счастливый финал, ибо надежда умирает последней. Но что бесспорно для читателя - это то, что у мальчиков в жизни есть непреходящие ценности: любовь, доброта, совесть, которые они хранят даже на пределе своих возможностей. В каждой семье были дети военных лет, которым пришлось испытать все тяготы войны на своих хрупких плечах. В нашем селе Малиновка нет такого дома, которого не коснулась эта война. Ребята, вы можете продолжить нашу конференцию в семейном кругу. Посмотрите иными глазами на своих родных, проникнетесь уважением к их трудной сelm,t? А это сделает вас мудрее. Вы лучше будете знать свою родословную. Слайд 3. ![]() А.А.Пластов. Жатва.1945. В заключении урока – презентации учащихся на тему: «Моя родословная» и «С чего начинается Родина?». Используемая литература: 1.Рассказ Белова В. «Мальчики». 2.Журнал «Литература в школе» №2, 2005. |
![]() | Цель: доказать на примере различных игровых ситуаций, что все профессии нужны – все профессии важны | ![]() | Форум юношеских талантов: Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» |
![]() | Трансформация круга в цикле стихотворений Анны Ахматовой «Чётки» | ![]() | Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) На изучение курса... |
![]() | Русские святые и подвижники (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский и т д.) | ![]() | Интегрированный урок речевого развития для 10-11 классов (2 часа). Любовь в представлении русского языка и культуры: «Страна любви... |
![]() | Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества... | ![]() | В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
![]() | Мирошкиной Виктории Денисовне,3 класс, мбоу "нош №63". Петр III в Сибири. История одного рубля. Плосконосова Л. С., учитель начальных... | ![]() | Библиографические списки включают в себя максимальный объем рекомендованной литературы, из которого можно выбрать 2-3 работы при... |