Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения




Скачать 344.46 Kb.
НазваниеМетодическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения
страница1/2
Дата публикации22.04.2014
Размер344.46 Kb.
ТипМетодическое письмо
lit-yaz.ru > Военное дело > Методическое письмо
  1   2
Департамент общего среднего образования предлагает для использования в практической работе общеобразовательных учреждений методическое письмо «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

Руководитель Департамента общего среднего образования М.Р. Леонтьева. (19.11.1998 г.)
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

^ 1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существен­ной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятель­ности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учитель­ского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - провер­кой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.

Социальная функция_ проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном слу­чае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьников, сформированное™ его познавательной, эмо­циональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний - уме­ний - навыков, установленных государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становит­ся инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.

^ Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материача: полнота и осознанность знаний, умение приме­нять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесо­образные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемо­сти, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (ана­лиз, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные об­ласти в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содер­жание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

^ Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положи­тельных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления зани­женной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

^ Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмо­циональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «от­стающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстника­ми.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключа­ется в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоцио­нального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

^ Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнози­рования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

^ Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей -деятельности («что я делаю не так...», «что нужно .сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педаго­гом и обучающимися.

^ 2. Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка ре­зультатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, по­этому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформирован­ности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагиро­вать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; воз­вратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль осо­бенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспе­ваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совме­стный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педаго­гическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки — отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических сужде­ний, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

^ Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного мате­риала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

  1. ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивает­ся возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку;

  2. при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

  3. возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

^ Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. Таким об­разом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, И, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей ус­певаемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».

^ 3. Методы и формы организации контроля

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связан­ного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может стро­иться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

^ Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументиро­ванно строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать об­щие понятия.

^ Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распро­страненной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимся матери­ал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повто­рения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т.п.

^ Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и кон­трольных работ.

Самостоятельная работа — небольшая по времени (15—20 мин.) письменная про­верка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных прави­лах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе ста­новления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает ар­гументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную само­стоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо вы­полненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспита­ния уверенности в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и кор­ректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Например, учащиеся изучили тему «Вода». Учитель предлагает в качестве самостоятельного проверочного задания заполнить таблицу - отме­тить свойства воды, пара и льда. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.

^ Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контро­ле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письмен­ным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по од­ноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоя­тельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инст­рукция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше «3», за вариант Б - не выше «4», а за вариант В - «5». При желании школьник может посовето­ваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые за­дания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и непра­вильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при ми­нимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относят­ся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уро­ках по любому предмету. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в не­стандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространствен­ной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем «звуковая модель слова», «состав предложения», «синтаксический разбор предложения», «животное - живой организм», «дикорастущие и культурные растения»; составление диаграммы «свойства воздуха»; графические рисунки «образование родника», «реки» и др.

^ 4. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьни­ков

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

  • качество усвоения предметных знаний - умений - навыков, их соответствие требо­ваниям государственного стандарта начального образования;

  • степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

  • степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать,
    анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творче­ски решать учебную задачу и др.);

  • уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной
    деятельности; степень прилежания и старания

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - сло­весными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных инте­ресов и самостоятельностью обучающегося.

^ Требования к оцениванию

Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка млад­шего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности .оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко пе­дагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный ре­зультат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику - занижает.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформиро­ванности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в разви­тии учеб но-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто нака­зывается («не подсказывай» - а он нашел у соседа ошибку; «исправил» - а он у себя нашел ошибку...). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - прояв­ление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной дея­тельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, срав­нивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: таким требова­ниям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впе­чатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие во­просы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оце­ночной деятельности школьников.

Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его прове­рить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: «Учении должен сразу писать без ошибок». Однако процесс перехода умения в навык (а имение этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школь­ника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениваю («Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?») Противоречие, образующееся при такой ситуации. отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дис­комфорт в отношения между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.

В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формиро­вания тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализи­ровать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств дости­жения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное сужде­ние.

^ Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение «процентоманией», субъективность выставляемых отметок

Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она вы­ставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу опре­деленного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за дик­тант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в сле­дующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействи­тельна,, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.

Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного «ору­дия» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать прежде всего методику текущего кон­троля, усиливать значение воспитательной функции.

Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подхо­ды к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания - звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь опре­деленные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого оценивать отметкой этот этап обучения нецелесо­образно.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»), Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетвори­тельно».

^ Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетво­рительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному мате­риалу; не более одного недочета1; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: ис­пользование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; само­стоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения ма­териала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные не­точности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения тре­бований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по прой­денному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; непол­нота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нали­чие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость об­суждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положе­ний.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эсте­тическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как до­полнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель вы­ставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (от­метка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

  • в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс,
    неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы: «Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?»

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фикса­ция (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти при­чины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по суще­ству работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а так­же способы устранения недочетов и ошибок.

^ 5. Особенности контроля и оценки по отдельным учебным предметам

Русский язык

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изло­жений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

^ Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

^ Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфогра­фических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части-текста, выписывать ту или иную часть текста.

^ Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков сущест­венных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

^ Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных си­туациях.

^ Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестанов­ки, замены и вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглав­ной буквы в начале предложения);

  • наличие ошибок на изучение правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, иска­жающие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в автор­ском тексте;

- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение
    написано с большой буквы;

  • отсутствие «красной» строки;

  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложе­ния.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требо­ваниям, указанным в данном документе.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их вы­полнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изучен­ные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесо­образно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптирован­ные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и со­стоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание по­вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сю­жетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.

^ Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читатель­ской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятель­ность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет спе­цифические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (ос­ваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложе­ний и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становит­ся общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увели­чивается доля чтения про себя (от 10—15% в первом классе до 80-85% в четвертом клас­се).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учи­тель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения;

  • осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов
    в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

  • во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами
    и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при
    темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать
    паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные осо­бенности героев;

  • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми
    словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного
    текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про
    себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произве­дений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логиче­ских ударений, интонационного рисунка;

- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать сло­восочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориенти­ровочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); вырази­тельность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного тек­
ста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от ха­рактера произведения.

^ Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произно­шения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чте­ния;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте сло­ва и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;




  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
    Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;




  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при
    чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная вы­
    разительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим тре­бованиям, указанным в данном документе.
^ Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индиви­дуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произ­ведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуще­ствляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной фор­ме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описа­ние героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и ог­лавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения iconРабочие программы
Усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большие значения приобретает использование проектной...

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения iconТема: Использование современных педагогических технологий обучения,...
Цель: создание условий для освоения и использования современных педагогических технологий

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения iconРазумовская Л. И., Методика обучения орфографии в школе : кн для...
Данное пособие адресовано как учителям начальной школы, так и учащимся 4-х классов и их родителям

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения iconАнглийский язык
В программе дается краткая характеристика предмета, определяются цели и задачи обучения английскому языку в начальной школе, ценностные...

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения iconПоложение о безотметочной оценке результатов обучения и развития...
Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития...

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения iconПрограмма дополнительного образования по английскому языку для дошкольника «знайка»
Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и существенно отличаться от обучения в начальной школе

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения iconУчебно-методическое пособие «Использование икт на уроках в начальной...
Данное учебно-методическое пособие может использоваться в начальных классах общеобразовательных, в том числе и в школах надомного...

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных...
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном...

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения iconРабочая учебная программа курса «Литературное чтение»
Программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения icon«Урок сегодня. Моделирование урока по технологии деятельностного...
Своим опытом в освоении современных образовательных технологий поделились учителя начальных классов Креховецкая С. Ю., Балахчёва...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница