Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,




Скачать 168.46 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
Дата публикации24.07.2014
Размер168.46 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Военное дело > Рабочая программа
 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ № 2025 ____________________

И.А. Малахова

«____» ________2012 г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

____________________

Т.В. Пискунова

«____» ________2012 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

протокол № _______
«____» ________2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Классы: 4 А
Учитель: Скотникова С. Г.
Количество часов – 34 ч (1 час в неделю)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.


МОСКВА

2012/13 учебный год

^ 1.Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников и изменившиеся условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Особенности курса музыки в 4 классе

      Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Для формирования представлений о роли музыки в духовном развитии человека, необходимо научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока, что позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Вслушиваясь в колыбельные песни, в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений, в интонации патриотических песен, школьники задумываются о воздействии музыки на человека. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального   искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

    Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.


Задачи
:

         накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

     выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

     совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);

     развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; 

  выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  совершенствование умения  передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

     освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и  формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);

         развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

         развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

 

Место курса в учебном плане.

    Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования -  34 часа в год, 1 час в неделю.

^ 2. Личностные,  предметные и метапредметные результаты.

В результате изучения курса «Музыка» должны быть достигнуты следующие результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

^ 3.Содержание курса

   Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки.

Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.        

  Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

         Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

         Метод эмоциональной драматургии;

         Метод создания «композиций»;

         Метод игры;

         Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

Изучение темы I четверти «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» в музыке строится на осмыслении роли этих свойств музыки для её понимания и доступности малоопытным слушателям.

Изучение темы II четверти «Интонация» строится на сопоставлении и контрасте разговорной и музыкальной речи через интонационную выразительность исполнения и осознании того, что интонация является основой музыки.

Изучение темы III четверти «Развитие музыки» поможет осознать школьникам, что музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, звук за звуком, что музыка – это движение.

Тема IV четверти «Построение музыки» познакомит обучающихся с законами построения формы музыки, от выбора которой зависит характер, эмоциональность, настроение, образы произведения. поможет раскрыться им эмоционально и понять своеобразие каждого музыкального сочинения.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой:

  • хоровое пение;

  • слушание музыки и размышление о ней;

  • игра на детских музыкальных инструментах;

  • музыкально-ритмические движения;

  • импровизация;

  • музыкально-драматическая театрализация.

       В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым  признакам;  работать  с  нотной  записью  как  простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.

^ 4.Планируемые результаты обучения.

  В результате обучения музыке ученик должен знать/понимать:

  • отличительные особенности музыкальных интонаций;

  • основы теории музыки;

  •  названия изученных произведений и авторов.

В результате обучения музыке ученик должен уметь:

  • находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями;

  • определять характер, интонации и развитие музыки;

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять leqato, nonleqato, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию), музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • исполнять вокальные произведения с сопровождением:

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                                                                                                  
     - исполнения знакомых песен;                         
    - участия в коллективном пении;                                                                                  
    - музицирования на детских музыкальных инструментах;                                            
    - передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

^ 5. Материально-техническое обеспечение.

Литература:

         энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина);

         УМК Музыка 4 класс, В.В.Алеев, Т.И.Науменко М. Просвящение, 2008г

         пособие для учителя «Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы;

          хрестоматия музыкального  материала, М. Просвящение 2006 г;

          Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008

Учебное оборудование:

- комплект детских музыкальных инструментов;

- технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков;

- телевизор;

- музыкальный инструмент - фортепиано,

- компьютер с выходом в интернет;

- клавишный синтезатор;

 Наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности;  портреты композиторов), презентации, проектор

^ Тематическое планирование

4 класс – 34 часа.

1 четверть.

Тема: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?” - 8 ч.


^ Содержание темы четверти.


Виды деятельности обучающихся.


  1. Что такое вокализ?


а) Вокализ – это пение без слов.

б) Вокализ – это песня без слов.

в) Инструментальные вокализы.

г) Как песня превращается в инструментальный вокализ.


Дополнительный материал о жизни С.В. Рахманинова и А.В. Неждановой.

Женские голоса.

Волшебник Искусство и его дочери -

разгадывание кроссворда.

Что является основой гимна: слова или мелодия?

Что является основой духовной музыки?

Некоторые особенности русской духовной музыки (слушание фрагментов).

Подобрать стихи к музыке “Вокализа”

С.В.Рахманинова.

“Листок” В.А.Жуковский.

Стихи – основа для создания произведений композиторов (работа по стихам Н.Кукольника и В.Жуковского.

Что такое пьеса?


  1. Песня – основа для симфонической музыки.


Дополнительный муз. материал:

Симфония №4 П.И. Чайковского. Вариации на русскую народную пеню “Вниз по матушке по Волге” А. Даргомыжского.

А.К.Лядов “ Обработки 8 русских народных песен”.


  1. Литературные произведения – основа музыкально сценических произведений.


а) Либретто – основа оперы.

б) Либретто – основа балета.


Тест по теме четверти.



2 четверть.

Тема: “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?” - 8 ч.


^ Содержание темы четверти.


Виды деятельности обучающихся.


  1. Песенные стихи.


Диафильм “У лукоморья”.

Древняя Эллада - родина гимна.

Что такое псалтирь?


  1. Музыкальные сказки.




Работа по диафильму “ Матти – весельчак”.

Творческое домашнее задание: сочинить музыкальную сказку.


  1. Музыка в баснях В.И. Крылова.


Дополнительный материал о музыке “Квартета №4” А.П. Бородина и из жизни И.А Крылова.

Названия интервалов.

Каких известных композиторов знают ваши родители?


  1. Музыкальные писатели.




Дополнительный литературный материал: “Янко - музыкант” Г. Сенкевича. Тест по теме четверти.

К.Паустовский и музыка.


  1. Музыка в центре кинофильма.


а) Что такое сценарий?


Слушание фрагмента из фильма «Звуки музыки».



3 четверть.

Тема: “Можем ли мы увидеть музыку?” - 10 ч.


^ Содержание темы четверти.


Виды деятельности обучающихся.


  1. Музыка может рисовать! Внутреннее зрение человека.




  1. Тема Гражданской войны в музыкальных картинах.


Песни Гражданской войны в картинах неизвестного художника.

Дополнительный материал об истории создания песен.

Найти имена героев Гражданской войны и песни этой эпохи.

Нарисовать рисунки к песни “По долинам и по взгорьям”.

Два Гимна России во время Гражданской войны («Интернационал» и «Боже, царя храни!»).


  1. “Богатырская” тема.


Дополнительный материал: А.К. Лебедев “В.М. Васнецов”.

Творческая работа по музыке А.П, Бородина “Богатырская симфония”: если бы вы были художником, кого вы бы изобразили на своей картине?

Портрет А.П.Бородина И.Е.Репина.


  1. Музыкальный портрет.




Дополнительные сведения из жизни И.Е. Репина.

Композиторы “Могучей кучки”.

Мужские голоса. Великие исполнители.


  1. Картины природы в музыке.


Творческое задание по музыке М.П. Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”: нарисовать картину природы, которую вы “увидели” в музыке.



4 четверть.

Тема: “Можем ли мы услышать живопись?” - 8 ч.


^ Содержание темы четверти.


Виды деятельности обучающихся.


  1. Картина звучит!


Жанры в изобразительном искусстве:

сюжетно – тематический ( исторические, батальные, бытовые, анималистические, интерьер), пейзаж, натюрморт, портрет.


  1. Музыка в портретах.


Какая музыка звучит в портретах?

Сравнение “портретов” разных эпох и направлений.

Рафаэль Санти – художник эпохи Возрождения. Разбор картины «Сикстинская мадонна», сравнение с иконой Владимирской богоматери.

Картина «Александр Невский» П.Корина. Слушание фрагментов из кантаты С.С.Прокофьева. Подвиги Александра Невского (чтение).


3. Музыка в пейзажах.


Творческая работа по картинам: музыку какого композитора (народная) вы услышали в этих картинах?

Музыка в морских пейзажах.


  1. Слияние изобразительных жанров.


а) Музыка в исторической –батальной картине.


Гимн Франции и картина Э.Делакруа

“Свобода на баррикадах”.




Что такое средства художественной выразительности? Эта тема прослеживается на протяжении всей четверти.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, iconРабочая программа по учебному предмету "Музыка"
Программа по предмету «Музыка» для I–iv классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным...

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, iconРабочая программа по музыке для 4 класса разработана в соответствии...
Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального...

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)» 5 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным...

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по литературному...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом...

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, iconРабочая программа по предмету литературное чтение (4класс) составлена...
Сборник нормативных документов” начальная школа /сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М. Дрофа, 2007г и программы общеобразовательных...

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, iconРабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии...
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального...

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена в соответствии...
Рабочая программа учебного курса «музыка» предусмотрена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована...

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, iconРабочая программа по английскому языку для 5 класса разработана в...
Федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования и рабочими программами...

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, iconРабочая учебная программа по музыке для 3 -го класса разработана...
Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры...

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, iconРабочая программа по географии в 5 классе (35 ч базовый уровень) на 2013-2014 учебный год
Программы Е. М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница