Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения




Скачать 143.72 Kb.
НазваниеТема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения
Дата публикации31.07.2014
Размер143.72 Kb.
ТипПрезентация
lit-yaz.ru > Военное дело > Презентация
Учитель: Уварова Елена Владимировна, учитель истории МОУ «Гремячинская СОШ» Сямженский р. Вологодская обл

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения

Цель:

  • Подвести к осознанному пониманию важности активной миролюбивой политики Александра III.

  • Способствовать формированию активной гражданской позиции обучающихся; формированию умения выбирать смысловые и целевые установки для своих действий и поступков, способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём.

  • Содействовать овладению навыка выбора и формулировки проблемы, как одного из этапов проектной деятельности.

Оборудование и материалы:

  1. Музыка П.И. Чайковского (mp3)

  2. «Марсельеза»(mp3)

  3. Презентация в формате Power Point на тему урока

  4. Атрибуты для учителя: шляпа-цилиндр и трость

  5. Подарки для обучающихся: эмблемы на каждого обучающегося

  6. Текст из Википедии о политике России на Балканах

  7. Текст из «Военной конвенции между Россией и Францией»

Ход занятия:

На перемене включить песню на стихи Анатолия Шамгина «Песнь о Сямже».

^ ЗАВЯЗКА УРОКА

Дорогие друзья, добрый день!

Общаясь с вами на перемене, я поняла, что настроение у всех отличное. А когда на душе хорошо, хочется думать о приятном.

И сейчас я предлагаю вам взять на столах маленькие голубые листы, и написать на них самое дорогое, что у вас есть в жизни – три главные для вас жизненные ценности.

^ Работа - 1 мин (время не оговариваю). Называют 3 человека.

Какие чувства вы испытываете, говоря о своих ценностях?

А сейчас возьмите чёрный фломастер и вычеркните то, что вы можете потерять, если случится война…

Что у вас осталось?

Сомните свои листы и выбросите этот чёрный пепел в урны, которые стоят у вас на столах.

Что вы чувствуете сейчас?

Давайте вспомним 24 января 2011 года. Терракт в аэропорту Домодедово. Это тоже своего рода война. 35 загубленных человеческих жизней, сотни разрушенных семей, мечтаний, надежд. Что необходимо сделать сегодня, чтобы не потерять самое дорогое?

Ответы детей?

Надо сохранить мир. А вы знаете, как сохранить мир? Это сложный вопрос был главным в политике императора Александра 3.

^ ДЕЙСТВИЕ УРОКА

Звучит «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Учитель (на фоне тихой музыки): (степенно – медленно надевает шляпу, берёт трость.) известный композитор Пётр Ильич Чайковский сказал: «Я убедился, что благополучие больших политических единиц зависит не от принципов и теорий, а от попадающих во главу правления личностей.

Теперь спрашивается: есть ли у нас человек, на которого можно возлагать надежды? Я отвечаю: да, и человек - этот государь» (выводится портрет Ал. 3).

(медленно снимает шляпу)

Этот человек - император Александр 3. Он процарствовал 13 лет мирно, не имея ни одной войны. Александр – миротворец (пауза, несколько шагов по классу) не возникло ли у вас вопроса по данной информации?

(дети могут сказать – как сумел? )

Хороший вопрос. А что значит как?

Пауза …

– то есть, что он для этого делал (был активным) или наоборот не делал (был пассивным). Давайте сформулируем проблему урока. Кто попробует?

(слайд: проблема – вопрос, требующий разрешения и содержащий противоречие).

Выводится проблема урока:

Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного миросохранения?

Вступив на престол, Александр 3 выделил следующие направления внешней политики (слайд)

  1. Укрепление влияния на Балканах

  2. Установление границ на юге Средней Азии

  3. Закрепление России на новых территориях Дальнего Востока

  4. Европа: Поиск надёжных союзников.

Почему именно эти направления?

(Ученики) Вывод: эти проблемы остались от Алекскандра 2. Были важными для России.

Увеличивая территорию за счёт земель Дальнего Востока и Средней Азии, Россия находилась в положении недоброжелательства со стороны стран Европы, в определённой изоляции. Не оправдались надежды на опору стран на Балканах.

^ Изучение нового материала

Попытаемся разобрав все направления внешней политики, решить проблему урока.

Укрепление влияния на Балканах

Обучающимся предлагается текст из Википедии – свободной энциклопедии. Во время работы – 7 минут – звучит «Вальс цветов» из оперы П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Работаем текстовыделителями

«В Петербурге рассчитывали, что Болгария будет союзницей России в непосредственной близости от черноморских проливов. Австро-Венгрия стала пытаться ослабить влияние России на Балканах. Центром борьбы Австро-Венгрии и России стала Болгария.

В мае 1881 года болгарский князь Баттенберг совершил государственный переворот: отменил конституцию и сделался неограниченным правителем, проводил проавстрийскую политику. Чтобы удержать Болгарию под влиянием России, Александр III принудил Баттенберга восстановить конституцию, после чего Баттенберг сделался непримиримым врагом России.

^ В 1885 г в Восточной Румелии вспыхнуло восстание против турецкого владычества, было объявлено о присоединении Восточной Румелии к Болгарии.

Война между Болгарией и Турцией с вовлечением в неё России и других стран могла вспыхнуть в любой момент.

И Александр III впервые отступил от традиций солидарности с балканскими народами. Он не стал вмешиваться в болгаро-турецкие дела, но объявил султану, что Россия не допустит турецкого вторжения в Восточную Румелию.

^ Позиции России были подорваны в Болгарии, а также в Сербии и Румынии. В 1886 году дипломатические отношения между Россией и Болгарией были разорваны»

Задача: на основе текста давайте попытаемся определить следующее:

  • с какой целью император предпринимал определённые шаги (укрепиться на Балканах)

  • зачем это ему надо? (нужна союзница в непосредственной близости от черноморских проливов)

  • к чему привело невмешательство России в дела Болгарии, отступление от традиционной политики (не произошла новая война на Балканах, был сохранён мир)

что оказалось приоритетом?

В данном случае невмешательство выступает как выжидание или как действие?

^ Сделаем вывод: ученики

Таким образом, России не удалось укрепиться на Балканах, но не была допущена война между Болгарией и Турцией при вовлечении России. Был сохранён мир.

Учитель: Второе направление - Установление границ на юге Средней Азии

Я. Предлагаю вам. Три. формулировки проблемы. Выберите, пожалуйста, из них ту, которая, на ваш взгляд, наиболее конкретно отражает задачи внешней политики Александра III в Средней Азии (можно работать в парах): - 1 мин

  • Границы на юге Средней Азии.

  • Что предпринять России с целью укрепления границ на юге Средней Азии, не обострив отношений с Англией?

  • Как укрепить границы в Средней Азии?

Выбирается 2-ая формулировка, так как она конкретизирует проблему. Сообщается информация по анимированной карте. –

Учитель: решением данной проблемы стало создание англо-русских военных комиссий для определения русско-афганской границы в 1885 году.

Давайте посмотрим, какой опять был главный смысл в действиях А3?

Пауза…

Каковы опять его главные приоритеты, почему не ввязался в войну и не стал продолжать приращивать территории? – чтобы сохранить мир.

И снова: выжидает или действует?

Сохранение мира с Англией сыграет свою роль в истории. Именно она вместе с Францией станет союзником России, образовав блок Антанта. Который столкнётся с Тройственным союзом в первой мировой войне.

Следующее направление внешней политики А3 - Поиск надёжных союзников

У вас на столах лежит документ Из «Военной конвенции между Россией и Францией». – розовый листок. ^ Работая с документом, выделите, пожалуйста,

Проблему, которая стояла перед Россией в конце XIX века – отсутствие союзников на случай войны (мы говорили ранее, что Россия была в определённой изоляции)

^ Цель, которую поставило государство Россия - приготовиться к нуждам оборонительной войны

Результат – подписание конвенции с Францией

Зачем России решать данную проблему – желание сохранить мир.

Работа в парах, при желании индивидуально. Во время работы над конвенцией звучит «Марсельеза» - 2 мин.

^ Из «Военной конвенции между Россией и Францией», 1892 г

«Франция и Россия, одушевлённые одинаковым желанием сохранить мир и, не имея иной цели, кроме как приготовиться к нуждам оборонительной войны, вызванной нападением сил «Тройственного союза» на ту или другую из них, условились относительно следующих пунктов:

В случае, если силы «Тройственного союза» или одной из держав, входящих в его состав, будут приведены в боевую готовность, Франция и Россия при первом известии об этом приводят в боевую готовность собственные силы и немедленно двигают их возможно ближе к границам <…>

Франция и Россия не заключат сепаратного мира…»

Уточняем понятия: конвенция и сепаратный мир, тройственный союз

Вывод (обучающиеся): Таким образом, Россия и Франция стали союзниками на случай оборонительной войны с Тройственным союзом (понятие Тройственного союза).

Какое прилагательное отражает характер внешней политики А3? (оборонительной) – война оборонительная, готовимся.

То есть политика миролюбивая, но готовимся на случай войны

Историческая справка: Во время работы с документом звучала «Марсельеза», которую Александр III выслушал стоя и с обнажённой головой во время прибытия французской эскадры в Кронштадт с визитом дружбы в 1891 г., хотя, Бисмарк считал, что русский царь и «Марсельеза» непримиримы.

Слайд – мосты. В честь русско-французского союза в 1896 году в Париже началось строительство самого красивого моста через Сену – моста Александра III.

В Петербурге есть брат-близнец этого моста – спроектированный французами Троицкий мост через Неву. Он строился в одно время с мостом через Сену, и его возведение также подчёркивало культурно-политическую близость двух стран. Интересная информация по данному вопросу есть на сайте Википедии, где очень много фотографий.

Кто слышал, что А 2010 год в России был годом Франции, в то время как во Франции прошедший год был объявлен годом России. Французы посетили и Волог.обл.

Говоря о Дальнем Востоке,

можно сказать, что главной проблемой здесь было

^ Отсутствие дорог, которые способствовали бы развитию и полному освоению края.

Именно поэтому А3 строит Транссибирскую магистраль одновременно с двух сторон - от Челябинска и от Владивостока. (показ по карте) - путь от Балтийского моря до Тихого океана длиной в 11 тыс километров.

^ Вопрос: зачем России необходимо было укрепиться и экономически, и политически на Дальнем Востоке?

(Россия становилась основной соперницей Японии на Дальнем Востоке. чтобы быть готовым к военным столкновениям и защите своих интересов в данном регионе. )

^ Историческая справка: От С-П до Владивостока надо было ехать 11 суток поездом, а пешком идти 3 года. Билет за проезд стоил 11 рублей (для сравнения – зарплата рабочего на заводе составляла – 170 рублей, чёрный хлеб стоил – 2 копейки, хорошие ботинки – 17 рублей. ). Создателю Великого Сибирского пути поставили памятник в Санкт-Петербурге и в Иркутске . (слайд)

Давайте сделаем Вывод по Дальнему Востоку(обучающиеся):

(Выносим своё резюме по Дальнему востоку)

Таким образом, А3 предпринимает конкретные шаги – строит ж/д, чтобы укрепиться на Дальнем Востоке.

^ КУЛЬМИНАЦИЯ УРОКА

Зачем же мы разбирали все направления внешней политики Александра 3? Ответы детей

Чтобы подвести итоги работы, нам надо привести в систему всё, что сегодня выявили на уроке. Для этого заполним листы урока, которые у вас лежат на столах (белые).

См. ПРИЛОЖЕНИЕ

Вывод: только зная зачем будем решать проблемы, можно достичь положительного результата.

А сейчас вы сможете сказать, КАК СОХРАНИТЬ МИР?

- высказываются ученики

А что можете вы, подростки, сделать для сохранения мира? (волонтеры, агитбригады, предложения законодателю, подготовка к избирательному праву и т.д.)

^ РАЗВЯЗКА УРОКА

Дома я предлагаю вам продолжить размышления по теме урока.

Я ВАМ ПРЕДЛАГАЮ ТРИ ВАРИАНТА Д/З, выберите один индивидуально:

1. Работая с текстом § «Внешняя политика Александра III», выделить предложения, которые раскрывают смысл шагов императора-миротворца в области внешней политики. 2. Работая с документом «Из воспоминаний С.Ю. Витте» на с. 264 – 265 учебника, выявить и сформулировать основную проблему, которую поднимает автор.

^ 3. Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Если бы я был императором России в конце IXX века…»

Учитель: накидывает платок на плечи, берёт в руки горшок (слайд – видеоролик о мирной жизни)

За честь родной земли всю жизнь стоя дозором
Себе он не искал ни лавров, ни наград,
Булатом не бряцал, но пред спокойным взором
Смущался хитрый враг и отступал назад.
( Лидия Кологривова)

Пауза…

Потомки поставят на могиле Александра III глиняный горшок. В нём будет вода, чистая, как слеза дождя. И в той воде неумирающая красота скромной природы – трёхцветная, как знамя России: белые ромашки, синие васильки и красные полевые маки. На той глиняной вазе надпись золотом «Царю-миротворцу от русских матерей».

(Пауза…)

Увы, (роняю горшок) мир очень хрупок. Пауза (снимаю платок) Канул в лету IXX век. Немало было после Александра 3 войн. Много было пролито крови и материнских слёз. Столкнулась Россия и с Японией, и с Германией, гибли молодые советские воины, в том числе и вологжане, в Афганистане. Не удалось Александру III устранить внешние противоречия окончательно. Но временно они были погашены. 13 лет мира дорогого стоят. Сегодня я всем вам желаю мирного неба над головой. Живя в правовом государстве, гражданском обществе, не забывайте о хрупкости мира. Чтобы сохранить этот хрупкий мир, мир в государстве, в семье, в классном коллективе, в своей душе, учитесь решать проблемы, чётко ставить жизненные цели и делать выбор, неся за него ответственность. Помните, что от вашего действия или пассивного выжидания зависит мир.

Спасибо за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами работать, я получила огромное удовлетворение.

Хорошо ставил целевые установки ………

Чётко выбирал проблемы……….

Размышлял неординарно …………

Эмоционально воспринимала ………..

………..

В память о нашей встрече, я хочу подарить вам вот такие эмблемы, как символ мира и веры в светлое будущее.

Звучит Чайковский. Весь урок вас сопровождала музыка Чайковского.

Рабочий лист урока истории.

Проблема урока:_________________________________________________________________________________________


Внешняя политика Александра III
Александр III




(1881 – 1894 гг)


(основной приоритет, зачем)





(направления)



(результат )

(главный итог) За честь родной земли всю жизнь стоя дозором, Булатом не бряцал, но пред спокойным взором
Себе он не искал ни лавров, ни наград, Смущался хитрый враг и отступал назад. ( Л. Кологривова)


^ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Выберите из трёх вариантов домашнего задания один и выполните его.

1. Работая с текстом § «Внешняя политика Александра III», выделить предложения, которые раскрывают смысл шагов императора-миротворца в области внешней политики.

2. Работая с документом «Из воспоминаний С.Ю. Витте» на с. 264 – 265 учебника, выявить и сформулировать основную проблему, которую поднимает автор.

3. Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Если бы я был императором России в конце IXX века…»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения iconКонтрольная работа по дисциплине «Национальная экономика»
Для того, чтобы проанализировать состояние национальной экономики в 2010 году, необходимо исследовать несколько её сфер: инвестиционная...

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения iconПлан лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Лекция № Внутренняя и внешняя политика России в начале 19 в. (1801 – 1825 гг.). Отечественная война 1812 г

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения iconПлан: Введение. Человек и политика. Малые группы
Политика, представленная как совокупность политических от­ношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения iconМежду социальными группами по поводу использования политической власти в целях
Политика. Политика это сфера общественных отношений, в которой отражаются интересы больших групп

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения iconМировая политика в условиях кризиса
Первая. М. Лебедева. Мировая политика: политическая реальность и предметное поле дисциплины

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения icon«Кредитно-денежная политика»
Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным...

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения iconФинансовая политика
«Финансовая политика». Выполнению работы предшествует всестороннее изучение теоретического и практического материала, отраженного...

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения iconМетодические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине...
Общие требования к курсовой работе по учебной дисциплине «Экономическая и социальная политика в сфере труда и занятости»

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения iconКнига первая (Α)
Александра Македонского; величайший мыслитель человечества; охватил все известные отрасли тогдашнего знания; основоположник формальной...

Тема: Политика миротворца Александра III: политика пассивного выжидания или активного умиротворения iconПрограмма: Реальная политика дата: 08. 12. 2007 23: 25 сюжет: В:...
И уже 28 ноября была опубликована в "Российской газете". Решением Совета Федераций в стране официально началась избирательная президентская...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница