Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны»




Скачать 233.85 Kb.
НазваниеПодсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны»
Дата публикации07.09.2014
Размер233.85 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Военное дело > Документы
Окружная научная конференция школьников

Секция «История, обществознание, краеведение»
Подсекция «Историческое краеведение»

Тема

«Дети войны»
Выполнили:

Расюк Мария Ивановна

ГБОУ ООШ пос. Пионерский

9 класс

Мурыськина Дарья Евгеньевна

ГБОУ ООШ пос. Пионерский

8 класс

Научный руководитель:

Быкова Елена Николаевна

Учитель истории и обществознания,

Руководитель школьного

краеведческого музея


ГБОУ ООШ пос. Пионерский, 2012 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. « Дети войны» в научной и художественной литературе…..7

Глава 2. Дети военной поры – на колхозном фронте…………………12

Воспоминания наших односельчан…………………………..13

Наши выводы…………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………… 19
Список использованных источников и литературы………………… 21

«Дети и война — нет более ужасного сближения

противоположных вещей на свете…”

(А.Твардовский)
“Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…”

Ю.Воронов “Опять война”
Введение.

Актуальность исследования.

Известно, что в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией огромную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше. Но живы ещё другие свидетели войны, те кто в военное лихолетье были детьми, нашими сверстниками. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70 – 80 -летних людей.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Все события военных лет уходят в прошлое, покидая нас вместе со свидетелями того нелегкого времени, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории. Поэтому возникает необходимость создания документальной хроники по воспоминаниям и фотографиям оставшихся в живых участников Великой Отечественной войны и односельчан, которые в годы войны были детьми и помогали фронту наравне со взрослыми. Так мы можем сохранить память о них у последующих поколений. В своей работе мы попытаемся проанализировать полученную информацию и дать ей историческую оценку.

^ Проблема исследования.

История ГБОУ ООШ пос. Пионерский насчитывает более 60 лет. В течение этого времени сложились некоторые школьные традиции, передаваемые от старшего поколения к младшему поколению. Одна из традиций - это работа школьного краеведческого музея, одним из основных направлений которого является работа с материалами о Великой Отечественной войне.

На наш взгляд, этот материал может иметь ценность в воспитательном процессе, он может стать основой гражданского воспитания, позволит нам осознать свою причастность к истории школы, а через нее к истории района, страны. При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности по созданию и функционированию школьного музея, который бы мог стать одной из форм организации гражданского воспитания. Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности. Этому способствуют совместный поиск материалов о различных исторических событиях, в том числе о событиях военных лет.

Приближается 67-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эту знаменательную дату будет отмечать вся страна, но не все ветераны дожили до этого праздника. Уходят ветераны, и вместе с ними уходит память о них, о тех тяжелых днях, которые пережила наша страна и наш народ.

Уходят в прошлое имена, даты, события, о которых нельзя забывать, так как это наша история, а без прошлого нет будущего. Не все из подрастающего поколения знают имена тех людей, своих односельчан, кто отстоял для них мир. Кроме того, тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. В нашем посёлке никогда о них не вспоминали как о ветеранах войны. Мы даже не знали, есть ли у нас такая категория людей. Поэтому мы решили провести исследование, и узнать как можно больше об этих людях, которые видели войну своими детскими глазами. Наша практическая задача – донести собранные воспоминания до современной молодёжи, чтобы о них узнали все. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

^ Цель исследования.

  • Формирование патриотизма через углублённое изучение истории Великой Отечественной войны по воспоминаниям современников.

  • Оценить информационные возможности воспоминаний как источника по истории Великой Отечественной войны.

  • Пополнение музейного фонда о Великой Отечественной войне и создание экспозиции «Дети войны ».

  • Выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

Задачи исследования.

  • Поддержка, укрепление школьных традиций и формирование новых для сохранения непрерывной системы работы по патриотизму;

  • Изучение архивных записей по истории возникновения и деятельности совхоза Пионер (материал о ветеранах и « маленьких тружениках тыла»);

  • Собрать воспоминания односельчан о своём военном детстве;

  • Проанализировать полученную информацию и дать ей историческую оценку;

  • Подготовить воспоминания для использования их на уроках истории и в работе музея.
^

Методика исследования


При выборе методов исследования мы использовали встречи и беседы с односельчанами, которым на начало войны было 8 -12 лет, изучали художественную, научную литературу и архив Самаркина Павла Трофимовича, который в советское время работал в процветающем совхозе «Пионер» Шигонского района.

В исследовании был использован метод опроса, анкетный опрос и интервью, источниковедческий анализ.

Наши шаги:

1. Встречи с пожилыми людьми, детство которых совпало с периодом Великой Отечественной войны.

2. Поиск материалов в районной газете «Время» на тему «Дети и война».

3. Изучение дополнительных источников информации.
^

Описание исследования.


На основе взаимодействия заинтересованных участников исследования были определены задачи:
- активизация деятельности учащихся по созданию музейной экспозиции;
- активизация поисковой и исследовательской деятельности учащихся;
- использование вновь созданную экспозицию в учебном процессе.
Создана творческая группа учащихся и педагогов, заинтересованных в данном исследовании, которая проделала большую работу по сбору и изучению информации.

^ Глава 1. « Дети войны» в научной и художественной литературе.

События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа.

В этой великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества, литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником. Многие писатели выступили в авангарде. Известно, как солдаты не только читали, но и хранили у сердца очерки и статьи Шолохова, Толстого, Леонова, стихи Твардовского, Симонова, Суркова. Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни, произведения живописи находили горячий отклик в сердцах читателей, вдохновляли на героические подвиги, вселяли уверенность в победе.

Хорошо сказано: «У войны — не женское лицо...» И тем более — не детское.

«Что и говорить, дети, вывезенные из фронтовых областей в глубокий тыл, очень часто встречали заботу, помощь, внимание. Их приняли в свои семьи незнакомые люди, спасли, обогрели и накормили. Это судьба десятков и со­тен тысяч детей. А сколько было детдомов с такими детьми, в том числе и ленинградскими, по всей стране — от ближней Ярославской области до Средней Азии и Сибири! О таких судьбах рассказывают К. Чуковский в книге «Узбекистан и дети», С. Маршак в очерке «Родные дети».

И все же — какой страшной была действительность, каким жестоким и смертельно опасным стал мир для иных сотен тысяч, для миллионов детей: и в блокадном Ленинграде, и на земле, захваченной фашистами, и в чудо­вищных лагерях уничтожения!..

Никакие хорошие слова и добрые дела, которые не должны быть забыты, не могут заслонить этого страшного факта.

Перечитайте, что пишут дети о себе в очерке Л. Раскина, прочитайте, что рассказывают они о пережитом в документальных записях Л. Чуковской, и Л. Жуковой «Слово предоставляется детям» и М. Шкапской «Это было на самом деле»... Какое море страданий, боли, горя, какие перекореженные тела и души детей! «Мы,— пишут Л. Чуковская и Л. Жукова,— стремились не только возможно точнее сохранить описание фактов, но и довести до читателя самый голос, подлинную интонацию рассказчиков».

Вслушаемся же сегодня в эти голоса! И пусть у нынешних читателей

хватит духа — прочитать все это и хватит воображения - представить: как все было на самом деле.

...Как девочка-подросток оставила в снегу своего брата, потому что не было сил нести его дальше в бесконечном бегстве от врага; как на

глазах у ребенка третья бомба убила его мать, как отпилили пилой кисть у под­ростка фашистские палачи, чтобы он не стрелял в них, как на глазах у детей, плывущих па барже, бомбят и топят две другие баржи с детьми («На каждой барже было семьсот человек. Мы кричали, и многие дети топали ногами». Но что они могли сделать?! «Ни единой тряпочки, ни щепочки не всплыло».)

В рассказе старейшего писателя А. Серафимовича «Ребенок» пятилетняя Светлана попадает в бомбежку.

«...Детишки в проулке играли; немцы бросили на них бомбы. А у детишек полетели руки, ноги, а у одной девочки нет головы. А мама ее прибежала, упала, обняла ее, а головы нет, одна шея... А другие мамы искали от своих деток руки, ноги, кусочки платьица...»

И старый писатель Серафимович слушает этот надрывный рассказ своей внучки с душевной мукой... Что он может сделать, чем помочь, как спасти?..

Красноармеец, один из тех, к кому за спасением вышли старик и девочка, говорит: «Вот что страшно: мы начинаем привыкать, ко всему привыкать,— дескать, война, и что ребята валяются — тоже, мол, война». К этому нельзя привыкнуть никогда! И стыд взрослого вооруженного человека, его бессилие защитить детей - это один из главных уроков прошлой страшной войны.1

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» (1956г.). Перед нами столкновение человека с историей. Рассказывая о своей жизни, Соколов вовлекает в единый круг переживаний повествователя. После Гражданской войны у Андрея Соколова «родни хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души». Жизнь пощадила его: он женился, появились дети, построил дом. Потом наступила новая война, которая отняла у него все. У него опять никого нет. В рассказчике будто сконцентрирована вся боль народа: «…глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть». От боли одиночества героя спасает забота о еще более беззащитном существе. Таковым оказался сирота Ванюшка – «этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя!». Появилась отрада: «ночью то погладишь его сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…».

В 2012 году страна будет отмечать 67-летие Победы. За эти годы написаны и изданы десятки тысяч трудов. Правда не всегда удовлетворяют они дотошного читателя и гражданина. Почему так происходит? Ответ, наверное, прост. Цицерону принадлежат такие слова: «Первый закон истории – не отваживаться ни на какую ложь, затем – не страшиться никакой правды; писать так, чтобы не дать себя заподозрить ни в сочувствии, ни во враждебности». Отечественная литература о войне создавалась порой по другим законам, отсюда синдром некоторого недоверия. Но это не значит, что за десятилетия не было издано честных книг. 

Мы видим войну глазами белорусских крестьянок и детишек, чудом оставшихся в живых и на всю жизнь опаленные памятью войны. Широко известны повести – документы А. Адамовича «Хатынская повесть» и «Каратели». В них образ войны как огромной всенародной беды. В них – героическое сопротивление народа, его нравственная, духовная высота, бесчеловечная практика и философия фашизма, его психология и повседневность.
Появление этих книг «живых документов» прошедшей войны, где приведены отрывки воспоминаний дневников очевидцев описываемых событий, людей, претерпевших все тяготы немецкой оккупации, вызвало оживление неофашизма в Западной Европе.

А вот еще один документ – книга Светланы Алексиевич «Последние свидетели». «Во время Второй мировой войны погибло около 13 миллионов детей: русские, украинцы, белорусы, евреи, поляки, чехи, венгры, румыны, французы, англичане, немцы, японцы, корейцы»- таков эпиграф это книги. И эта книга пронзительная и жесткая. Потому что ее маленькие герои, по словам автора, «в отличие от взрослых – запоминали самые яркие и трагические моменты, а не рисунок события или чувств». Детский взгляд, беззащитный, но беспощадный, до основания обнажает и разоблачает человеческое безумие в форме войны. Узаконенное преступление… Они не политики, не солдаты, не философы, они дети. Самые беспристрастные свидетели. Им нельзя не верить…
Это страшные книги, но они выполняют исключительной важности воспитательную задачу: они возвращают читателю, особенно молодому, конкретно-историческое ощущение войны взамен отвлеченного, риторического. Они показывают, через какую страшную, жестокую войну прошла наша страна и победила.
Над общей могилой авторы взывают о душах, в них загубленных. И это самое большое, что может сделать для них народная память : не отдать забвению.

К сожалению, тема «Дети войны» мало освещена в нашей литературе.

«Старые тетради».

Вот уже несколько лет учащиеся нашей школы собирают материал о родных, близких и просто знакомых людях, прошедших и переживших войну, их воспоминания, копии писем и документов, фотографии. За эти годы уже ушли из жизни герои многих этих рассказов, простые люди, наши современники, ветераны войны: это и бывший директор нашей школы Бычков Дмитрий Захарович, главный инженер совхоза «Пионер», Лящук Алексей Тимофеевич и многие другие, о которых нет ни книг, ни фильмов, но остались воспоминания, фотографии, письма, документы, которые войдут в нашу школьную летопись.

Мы, активисты школьного краеведческого музея ГБОУ ООШ пос.Пионерский постоянно ведем поисковую и исследовательскую работу.

Несколько лет назад администрация совхоза «Пионер» передала школе архивные записи, своего рода летопись поселка Пионерский. Автор этих записей был неизвестен, но сам материал имел уникальную ценность. В этих тетрадях собрана подробная информация о природе нашего края, о возникновении Шигонского района и о зарождении совхоза «Пионер», о людях, основавших и строивших совхоз, о ветеранах Великой Отечественной войны пос. Пионерский и с. Кушниково, о тружениках тыла, которым во время Великой Отечественной войны было 10- 14 лет.

В своей работе мы не раз обращались к этим материалам, и всегда возникал один и тот же вопрос: кто же сделал эти бесценные записи?

Мы обратились к ветерану труда, бывшему парторгу совхоза «Пионер», Евплатову Виктору Яковлевичу, и он нам рассказал, что во время его работы в совхозе возникла такая мысль – создать летопись образования и развития совхоза «Пионер». С такой просьбой он обратился к Самаркину Павлу Трофимовичу, учителю школы с.Малячкино. Павел Трофимович добросовестно отнесся к этому делу. В итоге он создал труд, который охватил историю не только одного поселка, но и района в целом. Часть материала он нашел в архиве г.Ульяновска, так как ранее территория совхоза «Пионер» относилась к Симбирской губернии. Очень подробно Павел Трофимович писал о военной пятилетке совхоза «Пионер», о трудностях военного времени. Изучая эти архивы и записывая воспоминания жителей нашего посёлка, которые знали этих людей, были их соседями, вместе работали, мы многое узнали не только о ветеранах Великой Отечественной войны пос. Пионерский, но и о тружениках тыла, «детях войны».

Эти записи очень помогли нам в сборе и изучении информации нашего исследования.

^ Глава 2. Дети военной поры – на колхозном фронте.

Из утреннего сообщения Совинформбюро.

В одной из деревень Смоленской области школьники Серёжа Яковлев, Шура Буянов, Коля Чуриков, Ваня Самсуров, Коля Иванов и другие в октябре прошлого года подобрали на поле боя и спрятали от немцев 2 ротных миномёта, 200

винтовок, около 700 гранат, несколько сот снарядов и мин. Всё это оружие и боеприпасы сейчас, когда наши бойцы выбили гитлеровцев и села, ребята сдали нашим войскам”

4 апреля 1942 г.

Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-фашистскими захватчиками, нельзя хотя бы кратко не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая,

уже в первые месяцы войны, значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов. Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Ещё с большей активностью трудились пионеры и школьники в 1942 году. “Сейчас, – сообщала “Правда”27 июня, – большинство школ опустело. Школьники – на полях. Они служат Родине и помогают вести борьбу за урожай2. 5 млн. пионеров и школьников в том году работали на прополке, окучивании и подкормке картофеля и овощей, на уборке и выработке свыше 145 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн. 683 тыс. пудов зерна. Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в “красных обозах”. Так в ноябре – декабре 1941 года в Алтайском крае они участвовали в 6 тыс. обозах, в Ярославской области в 1943 году в 1314 обозах и в 2314 транспортных бригадах. Большую помощь оказали школьники в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений. Только в 1941 – 1944 годах они собрали их 240784 т.

В годы войны трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину.

^ Воспоминания наших односельчан.

Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.

Почти каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата. Дома остались лишь старики, женщины и дети, на плечи которых легли все тяготы крестьянского труда. Необходимо, было, как можно больше отправить хлеба и продуктов на фронт. Главный лозунг того времени был: «Всё для фронта. Всё для победы!»

С первых же дней войны дети пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с ними на покосах, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых, а самые младшие собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям. Но не только в поле работали ребята в свободное от учёбы время. Они работали на фермах, помогая выращивать телят, поросят, птицу. И это при тех условиях, когда дети не доедали, были плохо одеты и обуты.

Поселок Пионерский - это место, где мы родились и выросли. Здесь рядом с нами живут замечательные люди. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта совхозе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие в родном посёлке.

Нами собраны воспоминания очевидцев, тех страшных лет, которые мы считаем должны быть сохранены для истории.

Эта работа очень важна для школы, так как, собирая материал, ребята не только больше узнают об истории страны, об истории своих семей, но они как бы сами пишут эту историю. Укрепляются отношения между школой и родителями, помогающими в этой работе.

^ Неськин Алексей Семёнович. Родился 12 февраля 1929 года.

Когда началась Великая Отечественная война, Алексею было 12 лет. Это было тяжелое время для всех. Весь поселок провожал своих родных и близких на фронт.

Из воспоминаний: «Даже во время войны мы продолжали учиться. Было очень трудно. Зимой было холодно.

С 1942 г. я уже работал в совхозе «Пионер», помогал взрослым вместе с другими ребятами на полях: привозили воду, работали на сеялках. Умел косить сено, с 13 лет свободно работал серпом. Выполняли любую работу, которую нам назначали. Это был наш вклад в победу над врагом. Работа была очень сложная, физически тяжелая. С 14 лет сел на трактор, работал трактористом. Это было моё детство, хоть и трудное, война была!

В 1945 г. мне исполнилось 16 лет и я уже хорошо помню день, когда все узнали о нашей победе. Это была великая радость для тех, кто вернулся домой и тех, кто дождался своих родных. А для тех, чьи близкие погибли, было очень тяжело. »3 (см. приложение). В мирное время Алексей Семёнович женился на девушке по имени Вера. Вера Кондратьевна жила в том же посёлке, что и Алексей. Когда пришла весть о войне в родной посёлок, Вере Кондратьевне было 12 лет. С ней, к сожалению, мы не смогли встретиться. Вера Кондратьевна живёт у своих детей, в г. Самара из-за состояния своего здоровья.

^ Царева Александра Андреевна. Родилась 5 октября 1931 г. в с. Усинское. Затем переехали в с. Губино и, прожив там несколько лет, переехали в наш посёлок..

В 1941 г. Александре Андреевне было 10 лет. «Училась плохо,- вспоминает Александра Андреевна,- школу бросила и ушла работать в совхоз. Работали в огородной бригаде, сажали, поливали, копали». В военные годы все и дети, и взрослые работали во имя победы над врагом. Не знали ребята, что такое летний отдых, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству. Были поля, на которых сеяли овес, приходилось сажать и копать картофель, жали серпами хлеб, собирали на полях колосья. То посадка, то прополка. Когда ребят отправляли на прополку полей, бригадиром ставили кого-нибудь из бабушек.

Потом Александра Андреевна с подругой пошли учиться на водителей комбайнов, 3 года работала помощником комбайнёра, затем ушла в мастерскую кладовщицей.

Когда окончилась война, Александре Андреевне было 14 лет. Весть о победе быстро облетела весь совхоз, все радовались и плакали одновременно. Кто-то от счастья, что скоро мужья, отцы вернутся домой, а кто-то от горя, что своих родных они уже не увидят никогда. На пенсию ушла в 1986 г. Проживает в п. Пионерский. « Ветеран труда, много прожила, много повидала, - говорит Александра Андреевна,- Не о чём не жалею!» Награждена юбилейными медалями «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,  «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»4. (см. приложение).

^ Шубина Анна Дмитриевна. Родилась 22 февраля 1929 года в

с. Кушниково. В 1941году, когда началась Великая Отечественная война, Ане было 12 лет. Жили в с. Кушниково , которое было отделением совхоза «Пионер».

Председатель совхоза собрал детей и сказал, что они остались за

взрослых: пасли телят, засыпали зерно, сажали и убирали урожай. В школе не учились, ходили только в холодные месяцы (декабрь, январь). В феврале давали лопаты и валенки и отправляли откапывать заслоны с зерном, чтобы весной его молотить. Мать работала в совхозе и на полях: коров подоят и в поле. На одной работе никто не работал, народу было мало, а работы было много и не только в совхозе, но и дома. В деревнях остались только женщины, да старики, они и командовали детьми. Зерно требовала война, фронт. Когда хлеба совсем не стали выдавать, копали картошку, сажали по 30-40 соток. 1943 г. оказался самым засушливым из всех лет войны. Засуха и суховеи плохо отразились на посевах не только нынешнего Шигонского района, но и на всей области. В результате очень низкая урожайность. Осенние работы 1943 г. больше были похожи не на уборку в обычном представлении, а на чрезвычайную компанию по спасению всего, что имелось - до каждого колоска. В апреле 1945 года Анну Дмитриевну направили учиться на трактористку, отучившись, она работала на тракторе до 1950 года. День победы Анна Дмитриевна помнит хорошо, все ждали, что жизнь будет лучше. Сейчас Анна Дмитриевна находится на пенсии, есть дети и внуки.5

(см. приложение).

^ Бузулуцкая Екатерина Степановна. Родилась в с. Усинское 20 сентября 1933 года. Когда фашистские захватчики пересекли нашу границу, Кате было всего 8 лет. «Отец умер в 1939 году, мама осталась одна с детьми, а нас было шестеро,- вспоминает Екатерина Степановна,- в школу не пошла, вместе с сёстрами и братьями помогала матери. Да и одеть было нечего. Очень трудно было. Голодали. Как-то приходит к нам учительница и говорит матери : « Война когда никогда, а закончится. Катя может неграмотной остаться, пусть идёт в школу». Вспоминая и рассказывая, Екатерина Степановна еле сдерживала слёзы. Брат Екатерины Степановны умер от ангины, он был с 1927 года. В весеннее и летнее время работали вместе с остальными детьми, собирали колоски, помогали взрослым сажать, поливать в огородах. После войны работала на железной дороге. На сегодняшнюю жизнь не жалуется. Награждена двумя медалями «Ветеран труда».6 (см. приложение).

Вспоминает жительница совхоза "Авангард" В.К.Редькина: "Работать приходилось везде. Для нас работа была очень тяжелая. Постарше нас трудились на комбайнах и тракторах. А мы, меньшие, работали на плугах, сеялках, заготовляли сено на зиму".7
^

Ожидаемые результаты.


В ходе исследования предполагается получить следующие результаты:

  • усвоение ценностей гражданственности, патриотизм а;

  • приобретение социального опыта;

  • освоение специфических приемов музейной деятельности;

  • создание экспозиции краеведческого музея «Дети войны!»

Наши выводы.

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

  1. Воспоминания относятся к устной истории, описывают субъективный опыт переживания событий периода Великой Отечественной войны. Это важный исторический источник по реконструкции быта, взаимоотношений людей, а также событий повседневной жизни во время войны.

  2. Опросы и интервью, проводимые в ходе исследования, определили деятельность тружеников тыла, «детей войны» в годы Великой Отечественной войны.

  3. Большинство ветеранов труда были заняты в сельском хозяйстве, трудились день и ночь, голодали, отдавая все фронту, поддерживали воюющих мужчин, делали все возможное для победы.

  4. Отношения между людьми в годы войны были отличными, все помогали и поддерживали друг друга, жили как одна семья. Никаких межнациональных распрей и конфликтов не было, поэтому ветеранам непонятна сегодняшняя вражда, существующая между народами бывшего СССР. Именно благодаря дружбе народов, по их мнению, победили в самой страшной из всех войн.

  5. Воспоминания ветеранов о Великой Отечественной войне можно использовать как источник военно-исторической антропологии при изучении влияния войны на судьбы людей.


Результаты работы:

  • изучили литературу, архивные документы,

  • встречались с ветеранами войны и труда;

  • часть материала была представлена в проекте «Страницы военных лет» и презентована 9 мая 2011 года на митинге, посвященном 66-летию Победы над фашистской Германией в п.Пионерский;

В ходе работы над исследованием мы узнали много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией мы должны познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы.

Материал исследования успешно применяется на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также при проведении экскурсий в школьном краеведческом музее.

Заключение.

Война и дети... Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за шестьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого. Многие люди, которые были детьми в то не лёгкое время, вспоминают о войне со слезами на глазах.

И действительно мы можем только представлять войну по воспоминаниям этих удивительных и дорогих нам людей. Мы должны помнить их, откликаться на помощь, если она им понадобится. Так как мы единственная опора для них, и только мы сможем им вернуть ту радость, счастье, любовь, которой они были обделены в годы Великой Отечественной войны. В ходе своей работы мы изучали научную и художественную литературу и пришли к выводу о том, что данной теме уделяется в печати недостаточно внимания. Именно поэтому наша работа по данной теме не завершена. В перспективе планируется дальнейший сбор материалов и воспоминаний по теме: « Дети и война». Активисты школьного краеведческого музея планируют посетить людей, которые были детьми во время войны, в других ближайших населённых пунктах (с.Кушниково). Мы не имеем права забывать о войне. Война зло. Эту мысль повторяли все женщины и мужчины с которыми мы разговаривали. Как раз воспоминания – доказательство тому, что война не нужна ни взрослым, ни детям. Мы как они, приняли эстафету передачи информации живых свидетелей Великой Отечественной войны, для передачи другим поколения.

^ Список используемых источников и литературы.

Интервью с участниками или очевидцами событий

1. Интервью с НеськинымА.С., ветераном труда.

Интервьюер – Расюк Мария, март 2012 г.

2. Интервью с Евплатовым В.Я., бывший парторг совхоза «Пионер».

Интервьюер – Мурыськина Дарья, январь 2011 г.

3. Интервью с Царёвой А.А.

Интервьюеры – Мурыськина Дарья, Аверьянова Наталья, март 2012г.

4. Интервью с Шубиной А.Д.

Интервьюеры – Мурыськина Дарья, Расюк Мария, Аверьянова Наталья, март 2012г.

5. Интервью с Бузулуцкой Е.С.

Интервьюеры – Расюк Мария, Кулинич Татьяна, март 2012г.

Литература


1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995.

2. Самарская область/сост. Э.Я. Дмитриева, П.С.Кабытов. Самара: «СамВен», 1996.

3. Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006.

4. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.

5. Алещенко Н. М. «Во имя победы» 1985 год.

6. Архив. Сообщения Совинформбюро 1941-1945 год.

7. За всех маленьких в мире. Рассказы и очерки о Великой Отечественной войне./Ленинград. «Детская литература»,1989 г.

8. Караев Владимир. «В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне» Москва, “Молодая гвардия” 1982 год.

9. Кайский А. «Дети на войне». Пг., 1915год.

10. Конвенция о правах детей.

11. Максимова Э. Дети военной поры. (Издание второе дополненное) Политиздат, 1988 год.

12. Цыганков Н.М. «Юные герои. Война и жизнь». Пг.: Типография «Грамотность», 1975г.



ПРИЛОЖЕНИЕ




Неськин Алексей Семёнович



Шубина Анна Дмитриевна




Юбилейные медали Царёвой А. А.



Царёва Александра Андреевна


Удостоверение ветерана Великой Отечественной войны

Царёвой А.А.



Бузулуцкая Екатерина Степановна



Медали «Ветеран труда»

1 За всех маленьких в мире. Рассказы и очерки о Великой Отечественной войне./Ленинград. «Детская литература»,1989 г.

2 Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.



3 Интервью с Неськиным А.С. , ветераном труда. Интервьюер – Расюк Мария. 2 марта 2012 г.


4 Интервью с Царёвой А.А., ветераном труда. Интервьюер – Мурыськина Дарья 5 марта 2012 года.

5


 Интервью с Шубиной А.Д., ветераном войны. Интервьюеры – Расюк М., Мурыськина Д. 15 марта 2012г.



6 Интервью с Бузулуцкой Е.С., ветераном войны. Интервьюеры – Расюк М., Кулинич Т. 20 марта 2012г.



7 Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.С.259.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны» iconИсторическое краеведение – 1
«Зарождение и развитие математического образования в Вологде от истоков до конца XIX века»

Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны» iconРабочая программа по дисциплине «Историческое краеведение»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
Тип программы –примерная, разработана на основе программы «Юные экскурсоводы» (автор Н. В. Черных). Реализуется в гбоу дюц «Звезда»...

Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны» iconIi этап Всеукраинского конкурса защиты научно-исследовательских работ...
Восточнославянские племена, сформировавшиеся в лесостепной части Восточной Европы в эпоху зарубинецкой культуры: А. Склавины; Б....

Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны» iconРеферат по курсу «Краеведение» на тему «Посёлок Сиверский в годы войны»
Освобождение посёлка сиверский от фашистской оккупации

Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны» iconРабочая программа по литературному кра
Краеведение – наука, посвященная всестороннему изучению определенной части страны, города или деревни местным населением. Краеведение...

Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны» iconЗвучит песня «День победы». Дети входят в зал и становятся полукругом
Дети читают книгу, прыгают через скакалку, прогуливаются по залу. Внезапно звучит голос Левитана о начале войны, дети замирают

Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны» iconТема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы)
Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны» iconКлассный час «Дети войны. Последние свидетели»
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны

Подсекция «Историческое краеведение» Тема «Дети войны» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение»
Программа «Литературное краеведение» имеет художественно-эстетическую направленность



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница