Скачать 8.75 Mb.
|
^ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида№47 « Энҗе бөртеге» г.Альметьевска» Принята на заседании педагогического совета МБДОУ №47 (протокол № от ) Заведующий д/с №47 ________ Димеева Р.К 2012 г Содержание образовательной программы. Iчасть общеобразовательной программы Пояснительная записка 1.Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в ДОУ. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ. 2.Содержание образовательного процесса 3.Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 4.Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы 5.Особенности осуществления образовательного процесса программы: годовой учебный график, учебный план Часть1. 1.1 Возрастные особенности детей 1.2.Организация режима пребывания детей в ДОУ 1.3.Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности 1.4 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей……………………………………………………………………………………………… 1.5 Примерный комплексно-тематическое планирование Часть 2 2.1. Приоритетное направление в ДОУ 2.2.Региональный компонент 2.3. Диагностика уровня сформированности интегративных качеств в процессе освоения детьми основной общеобразовательной Программы и критерии оценки усвоения программного материала детьми основной общеобразовательной Программы 2.4. Уровни усвоения программного материала детьми основной общеобразовательной Программы 2.5 Мониторинг достижения результатов освоения Программы 2.6.Сотрудничество с семьей 2.7 Преемственность в работе ДОУ и школы 2.8 Пособия по образовательным областям Приложения Диагностические задания по основной общеобразовательной Программе Список используемой литературы ^ 1. Общие сведения об учреждении Наименование дошкольного образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Альметьевска «Детский сад общеразвивающего вида № 74 «Энже бртеге». Учредитель: Муниципальное образование город Альметьевска. Функции и полномочия учредителя осуществляет Исполнительный комитет муниципального образования город Альметьевска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №47 «Энже бортеге» функционирует с 1982 года. В ДОУ: 12 групп, из них 2 группы для детей раннего возраста и 9 групп для детей дошкольного возраста, расположено в типовом здании и рассчитано на 280 мест, фактически посещает 280 детей. Укомплектованность штатов составляет 100%, из них штатных педагогов-100%. В соответствии с требованиями времени и выполнения закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» ДОУ присвоен статус татарского сада. ^ субъект РФ: Республика Татарстан индекс: 423450 населенный пункт: город Альметьевск улица: Герцена дом: 80 телефон: : 8 (8553) 43—26—50. сайт: dou47@inbox.ru Заведующий дошкольного образовательного учреждения: Димеева Румия Касымовна Возрастные особенности детей Общеобразовательная программа МБДОУ№ 47 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Приём детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Комплектование групп на 2012/2013уч.г.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников. Контингент воспитанников МБДОУ № 47
Взаимоотношения между МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №47 «Энже бортеге» и родителями (законными представителями) регулируются договором. Режим работы детского сада Детский сад работает 5 дней в неделю с 06.30 до 18.30. Кадровый потенциал:
^ Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. Выяснение потребностей родителей коллектив ДОУ осуществляется на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников посещающих ДОУ и жителей микрорайона. Данные сведения позволили нам определить направления деятельности ДОУ по удовлетворению запросов родителей:
^ В МБДОУ имеется: - групповых помещений с приёмными и туалетными комнатами; - музыкальный зал; - физкультурный зал; - кабинет психолога; - кабинет ИЗО; - кабинет по обучению детей родного языка; - методический кабинет; - медицинский кабинет; - игровые площадки для прогулок; - спортивная площадка. Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования. ^ Оборудование групповых помещений, кабинетов специалистов, медицинского кабинета, музыкального зала, игры, игрушки и дидактический материал подобраны в соответствии с реализующейся в МБДОУ основной общеобразовательной программе ДОУ требованиями СанПиН и возрастными особенностями контингента воспитанников. ^ Медицинское обслуживание детей осуществляется на основании «Договора на медицинское обслуживание воспитанников муниципального образовательного учреждения» между МБДОУ «Детский сад №47 «энже бортеге» и Детской поликлиникой . Медицинский персонал осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья и физического развития детей, проведению профилактических мероприятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм, режима дня и качества питания. Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания. Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется на основании контрактов заключенных по итогам открытых аукционов в элетроной форме. Для осуществления выполнения Типового рациона питания детей в МБДОУ имеется пищеблок, оснащенный современным техническим и электрооборудованием, полностью укомплектован штатный состав работников. Питание 4-х разовое, максимальное разнообразие рациона, адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания – соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 2-х до 7 лет. Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания, осуществляет старшая медсестра детского сада. Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне МБДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью для родителей ежедневно предоставляются сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в ДОУ, для чего вывешиваются в группах ежедневный рацион питания (меню). В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной и окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Блюда подаются детям не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Количество групп в МБДОУ определяется учредителем, предельная наполняемость устанавливается в соответствии с требованиями «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и СанПиН. 2. Содержание образовательного процесса Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с:
и в соответствии требованиями СанПиН и возрастными особенностями контингента воспитанников. Содержание образовательного процесса МБДОУ ««Детский сад общеразвивающего вида №47 «Энже бортеге» осуществляется на основе документов: 1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266 – I «Об образовании». 2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.10.2011г. №2562). 3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 4. СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164. 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду». 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 8. Устав ДОУ 9. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г Основными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: физическое, социально-нравственное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое . Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Содержание основной общеобразовательной программы (Программы) соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования; выстроено в соответствии с научными принципами и подходами, обозначенными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа предусматривает решение образовательных задач через основные модели образовательной деятельности:
по реализации основной общеобразовательной программы. Цель – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
Задачи:
В соответствии с ФГТ Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования его фундаментальность:
Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. ^ к формированию общеобразовательной Программы Образовательная программа определяет организацию образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ. Обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи. Образовательная программа реализуется не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы. Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:
При выборе методик предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сферы развития. При организации непосредственно образовательной деятельности с детьми доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводится фронтально, подгруппами, индивидуально. План образовательной работы на учебный год ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: · Здоровье . Физическая культура · Социализация · Безопасность · Труд · Познание · Коммуникация · Чтение художественной литературы · Музыка · Художественное творчество Программа охватывает 3 возрастных периода физического и психического развития детей: младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа), старший до школьный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). ^ - управление реализацией программы; - создание и обновление предметно-развивающей среды; - постановка инновационной или экспериментальной работы; - использование различных форм сотрудничества с семьей; - преемственность в работе ДОУ и школы; - взаимодействие ДОУ с другими учреждениями. ^ В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. ^ Возрастные особенности детей Организация режима пребывания детей в ДОУ Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей «Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Труд» «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Музыка» ^ Первая младшая группа (от двух до трех лет) На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. |
![]() | Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в доу. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения... | ![]() | Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в доу. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения... |
![]() | Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в доу. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения... | ![]() | Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в доу. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения... |
![]() | Цели и задачи деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования | ![]() | Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного... |
![]() | Цели и задачи деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приоритетные направления... | ![]() | Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу. Сведения о квалификации педагогических кадров.... |
![]() | Сведения о семьях воспитанников мбдоу. Материально-техническое обеспечение, учебно-материальное обеспечение, медико-социальное обеспечение,... | ![]() | Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу. Сведения о квалификации педагогических кадров.... |