Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года




Скачать 74.61 Kb.
НазваниеРостовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года
Дата публикации24.09.2014
Размер74.61 Kb.
ТипУчебник
lit-yaz.ru > Военное дело > Учебник
Открытый урок. 2 часа в 10 классе. Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории МБОУ «СОШ №7» г. Назарово Красноярского края.

Тема: Отечественная война 1812 года

Цель: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.

Основные понятия: отечественная война; генеральное сражение; фураж; флеши; редут; ополчение; партизаны.

Основные даты: 12 июня 1812 года – начало войны;

26 августа 1812 года – Бородинское сражение;

25 декабря 1812 года – манифест Александра I об окончании войны Отечественной войны.

Персоналии: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов.

^ Оборудование урока: Учебник Л.М. Ляшенко; карта «Отечественная война 1812 года»; Л.Н. Толстой «Война и мир» т.з.; М.Ю. Лермонтов «Бородино»; А.С. Пушкин «Полководец»; иллюстрации: портреты полководцев, партизаны, фрагменты «Бородинское сражение», «Военный совет в Филях», «Пожар Москвы».

Подготовка учащихся:

  1. Сообщения о М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратионе, А.П. Тормасове, М.И. Кутузове;

  2. «Война и мир» как исторический источник;

  3. Народная война.

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай; зима иль русский бог?
Мы с вами начинаем изучать Отечественную войну 1812 года. В ходе урока мы должны выяснить цели сторон, характер войны, соотношение вооруженных сил Франции и России накануне войны. Планы сторон. Ход войны. Итоги. Сегодня на уроке мы с вами будем пользоваться не только учебниками истории, но и литературными произведениями как историческими источниками. Мы воспользуемся стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», как путеводной нитью, для разбора хода войны. А романом Л.Н. Толстого «Война и мир» как историческим источником.

Послушаем историю создания романа «Война и мир». ^ Устное сообщение учащихся.

Вопрос учащимся: Можем ли мы использовать роман как исторический источник и почему?

Вспомните первые строки стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

^ Давайте ответим на этот вопрос.

Мы не можем на него ответить так как не знаем хода войны. Любое историческое событие имеет причину.

Каковы причины войны 1812 года?

  1. Столкновение претензий Наполеона на мировое господство с твердой позицией России, не собиравшейся уступать Франции место ведущей силы в Европе;

  2. Присоединение России к континентальной блокаде, что губительно сказывалось на ее экономике;

  3. Дипломатические разногласия между Францией и Россией, урегулировать которые в процессе переговоров невозможно.

Война между Францией и Россией была неизбежна, к ней готовились.

Задание 1.Сейчас вы выясните соотношение вооруженных сил Франции и России накануне войны и планы сторон и заполните таблицу. Учебник страница 19.




Франция

Россия

Соотношение сил

650 тысяч

1-я армия 120 тысяч

2-я армия 50 тысяч

3-я армия 40 тысяч

Итого 210-220 тысяч

Планы

Разбить в ряде пограничных сражений русскую армию и заставить Александра I заключить выгодный для Франции мирный договор

  1. Нанесение Наполеону превентивного (упреждающего) удара;

  2. Заманивание противника в глубь территории, так называемый «Скифский план»

Характер войны

Захватническая война

Справедливая освободительная война


Россия сосредоточила свои войска на трех направлениях, прикрывавших движение на Петербург, Москву и Киев. Каждую армию возглавлял командующий. Давайте познакомимся с ними:

^ 1-я армия под командованием Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Устное сообщение.

2-я армия под командованием Петра Ивановича Багратиона. Устное сообщение.

^ 3-я армия под командованием Александра Петровича Тормасова. Устное сообщение

Сообщения сопровождаются показом портретов.

12 (24) июня 1812 года французские войска форсировали Неман, вступила на территорию Российской империи.

«Война и мир» страница 7.

«Великая армия» Наполеона тремя колоннами устремились от Немана на восток. Основную группу, действующую против 1-ой армии Барклая-де-Толли, вел сам Наполеон.

Вспомните численность русских и французский вооруженных сил и дайте совет Барклаю-де-Толли, какой приказ отдать.

(Отступить в глубь страны, соединиться всем трем армиям и дать генеральное сражение).

Русский главнокомандующий принял решение отступать с тем, чтобы под Минском соединиться со 2-ой армией Багратиона.

По ходу моего рассказа определите, о какой армии идет речь в «Бородино» и запишите французских военоначальников.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

16 (28) июня Наполеон вошел в Вильно, продвинувшись за три дня на 100 километров и заняв огромную территорию. Барклай тем временем расположился в Дрисском лагере, ломая голову над тем, как удалить из армии Александра I. 7 (19) июля Александр уехал.

Тем временем Багратиона мучили свои, чисто военные сложности. Он не мог выполнить приказ и идти на север для соединения с 1-ой армией, так как чуть не оказался в «клещах» французов. Лишь нерасторопность брата Наполеона Жерома позволили ему выскользнуть из окружения. 2-ая армия шла ускоренными маршами, делая за день 45-50 и даже 70 километров, но и под Могилевом соединиться с 1-ой армией не смогла. С севера Багратиону противостоял маршал Даву, он все время опережал 2-ую армию на два перехода и не давал армиям соединиться. Багратион сделал попытку прорвать заслон неприятеля под Могилевом у деревни Салтановка. Такого боя с начала войны не было.

«Я сам свидетель, - доносил генерал Раевский Багратиону, - как многие офицеры получали по две раны, перевязав оные, возвращались в сражение, как на пир… Все были герои…».

Однако прорыв не удался, Даву оказался слишком силен. Багратион переправил свои войска через Днепр и двинулся к Смоленску.

Барклай-де-Толли продолжал прекрасно организованное и спасительное отступление, хотя все чаще и громче слышал осуждение своих действий.

Ожидая 2-ую армию под Витебском, Барклай дал французам бой у Островна. Русские потеряли 3764 человека, но задержали французов на 2 дня. Подоспевший к Витебску Наполеон решил, что русские собираются дать генеральное сражение. Действительно, в их лагере всю ночь горели костры. Однако утром оказалось, что Барклай ночью увел армию к Смоленску.

Так о какой армии идет речь в отрывке из «Бородино»? (о 1-ой)

Назовите французских полководцев? (Наполеон, Жером, Даву)

Что ожидало французов и что нужно было Наполеону?

В этих условиях Наполеону было необходимо генеральное сражение и он двинулся к Смоленску, где 3 августа соединились 1-я и 2-я русские армии. Битва за Смоленск была одной из самых жестоких и кровопролитных. В боях 16-18 августа Смоленск был сожжен огнем французской артиллерии (из 2250 домов уцелело 350). Русские потеряли здесь 11600 человек, французы – 14041. Страна, подвергшаяся нападению, оказывала активная сопротивление.

Народная война. Устное сообщение. Репродукция к роману «Война и мир» партизаны. Страница 26.

А теперь определим характер войны?

За Смоленском русские войска не имели ни одного опорного пункта, вплоть до Москвы. В армии нарастали противоречия между Багратионом и Барклаем. Генералы не ладили друг с другом. В несогласованности их действий многие видели причину того, что после кровопролитного сражения русские войска оставили Смоленск. Постоянное отступление снижало боевой дух армии. Александр медлил с назначением главнокомандующего. Наконец под нажимом общественности он назначает Кутузова главнокомандующим.

^ М.И. Кутузов. Устное сообщение.

Чтобы поднять боевой дух русской армии Кутузов решает дать сражение близ деревни Бородино в 110 километрах от Москвы. В знаменитой воспетой А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л.Н. Толстым Бородинской битве сошлись русские и французские войска.

Соотношение сил. Страница 23.

Франция

Россия

134 тысячи

125 тысяч в том числе 21 тысяча плохо вооруженных ополченцев


Давайте сделаем прогноз, кто же победит в Бородинском сражении.

А сейчас следя по карте на страницу 23 послушаем как описывал Бородино Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» (страницы 139, 163, 179).

Каковы же итоги Бородинского боя?

Страница 24

Франция

Россия

58.5 тысяч (49 генералов)

45,6 тысяч (29 генералов)


М.И. Кутузов выслушал донесения о потерял и дал приказ отходить.

Так кто победил в Бородинском сражении? Страница 24 слова Ермолова и Наполеона.

Судьба Москвы решалась на военном совете в Филях. «Война и мир» страницы 205-209. Репродукция «Совет в Филях». Москвичи покинули город. Ушли почти 270 тысяч человек, остались только 6 тысяч человек. «Война и мир» страницы 244-247, отрывок из стихотворения Пушкина. Французы вступили в опустевшую, осиротевшую Москву. Вот как Л.Н. Толстой описывает, что происходило с армией Наполеона в Москве. «Война и мир» страница 267.

Уже 2 (14) сентября начался великий московский пожар. Огонь полыхал 6 дней.

Кто поджег Москву? Этот вопрос остается предметом спора. Толстой в своем романе так отвечает на это. Страница 268. Пожар Москвы, спаливший три четверти городских зданий, поставил Наполеона в безвыходное положение. Все его попытки склонить Александра I к переговорам и наладить с жителями Подмосковья торговлю провалились.

Вернемся к вопросу, с которого мы начинали урок, и ответим на него?

Приближались холода, и Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. Соотношение сил в войне менялось быстро и не в пользу Наполеона. 6 (19) октября французы покинули Москву. После ожесточенный боев французам удалось взять Малоярославец. Но это был их последний ничего не решавший успех. Ощутив силу русских войск, Наполеон впервые в жизни решил отказаться от генерального сражения и двигаться к Смоленску по разоренной дороге. Французская армия таяла в непрерывных сражениях с партизанами, казаками, регулярными частями. После переправы через Березину Кутузов доносит, что «война закончилась в связи с отсутствием противника».

25 декабря 1812 года Александр I издает манифест об окончании Отечественной войны.

Каково историческое значение войны?

Почему война называется Отечественной?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года iconБиблиографический указатель орел 2012 Отечественная война 1812 года
Отечественная война 1812 года – одно из центральных событий российской и европейской истории 19 века. Она оказала большое влияние...

Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года iconВнеклассное мероприятие «Отечественная война 1812 года в истории,...
Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, ли­тературы, изобразительного искусства. Познакомить с именами и произведениями...

Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года iconТема Героизм вне времени. Отечественная война 1812 года Форма проведения:...
Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории

Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года iconРеферат по истории на тему герои Отечественной войны 1812 года Работу
Отечественная война 1812 года, справедливая национально-освободительная война России против напавшей на неё наполеоновской Франции....

Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года iconБ. сказка М. Лермонтов «Парус»
Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»: а Отечественная война 1812 года, б Великая...

Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года iconКвест-игра «Вперёд, в исторический поход найди клад Наполеона!» (...
«Отечественная война 1812 года»: выставка—просмотр, посвященная Отечественной войне 1812 г

Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года iconТема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов»
Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников – баталистов»

Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года iconОсновные события Отечественной войны 1812 года
Родины было много войн – больших и малых, захватнических и освободительных, но лишь две из них названы Отечественными. Характерно,...

Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года iconИсследовательская работа Тема «Бородино русская Илиада»
Отечественная война 1812 г. — одно из самых выдающихся событий в истории нашей Родины

Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края. Тема: Отечественная война 1812 года iconУрок-память
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница