План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи»




Скачать 110.9 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи»
Дата публикации01.10.2014
Размер110.9 Kb.
ТипПлан-конспект
lit-yaz.ru > Военное дело > План-конспект
План-конспект

урока изобразительного искусства в 7 классе

Тема: «История одной картины. Последний день Помпеи»
Цели:

1. Обучающие:

  • научить рассуждать, отстаивать своё мнение,

  • анализировать художественное произведение,

  • работать в группе при подготовке к уроку,

  • научить оформлению наглядного материала в виде буклета,


2. Развивающие:

  • расширить представления о творчестве К.П.Брюллова,

  • о зарождении реалистической картины в середине XVIII века,

  • расширить представления о процессе создания картины на историческую тему,

  • углубить знания в области вулканологии.


3. Воспитывающие:

  • побуждать к состраданию и сочувствию людям любой эпохи, переживающим природные катаклизмы,

  • формировать чувство прекрасного при общении с художественными произведениями.


Оборудование и материалы:

  • Репродукции картин:

  • В. Тропинин «Портрет К. Брюллова»;

  • К. Брюллов «Автопортрет»;

  • К. Брюллов «Последний день Помпеи»;

  • ТСО - компьютер, мультимедийный проектор;

  • наглядность - презентация, буклеты;




  • Музыкальный ряд:

  • Р. Леонкавалло «Утро»;

  • Дж. Верди. Марш к опере «Аида».




  • Литературный ряд:

  • Стихотворение А. С. Пушкина «Везувий зев открыл...» (1834г.)

  • Стихотворение Е.Баратынского «Принёс ты мирные трофеи…»

  • Стихотворение Ф.Тютчева «Дремал Везувий долгие века»

  • Стихотворение Н.Бородянской «Мама! Мама!»


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: частично – поисковые, объяснительно-иллюстративные.

^ Форма проведения: урок-конференция.

Формы организации: групповая, индивидуальная.
План урока:

Организационный момент – 1 мин.

Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 3 мин.

Усвоение новых знаний – 27 мин.

Подведение итогов урока – 9 мин.
^ Ход урока:


  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.

(Дети заранее получили задание подготовиться по группам: искусствоведы – рассказ о сюжете и композиции картины, литераторы и музыканты – стихи и музыку к картине, географы – сведения о вулканах и извержениях)
Эпиграф на доске:

Прошлое нужно нам для того, чтобы понять вечное.

^ Лукина Висконти
Звучит марш из оперы «Аида» Дж. Верди.

На доске репродукция картины и портрет художника работы В.А.Тропинина.

Учитель. Сегодня мы будем говорить с вами об одной картине – работе великого русского художника – Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи».

  1. ^ Усвоение новых знаний.

1-й ведущий. А почему великого? Для ответа на этот вопрос заглянем в детство художника. Рисовать он научился раньше, чем ходить: болезненный и тщедушный, он до пяти лет лежал в постели и рисовал грифелем на грифельной доске. Едва встал на ноги – началась суровая профессиональная выучка. Несколько поколений семьи Брюлло (или Брылло, так звучала французская фамилия, позднее переделанная на русский лад) были художниками. Отец Карла тоже был художник, академик, скульптор-орнаменталист, бывший преподаватель Академии художеств. Все четыре его сына проходят академическую выучку: Александр становится известным архитектором, Фёдор, Иван и Карл – живописцами. «Мы дома работали более чем в Академии» - вспоминал Брюллов.

^ 2-й ведущий. Стоит ли тогда удивляться, что ещё в Академии, куда Карла приняли в 9 лет, к нему пришла слава. А так как в Академии все медали, присуждённые за годы учёбы, выдавали сразу, то Карл Брюллов в день выпуска вынес из зала «полные пригоршни» медалей.

^ 1-й ведущий. По академическому уставу Брюллову была положена заграничная поездка, и он отправляется в солнечную Италию. Природа очаровывает его своими яркими красками, а люди темпераментом, красотой и весёлым нравом. Появляются картины из жизни итальянцев: «Итальянский полдень», «Семья итальянца» и другие (слайд).
Звучит «Утро» Р. Леонкавалло.
Учитель. А как же появился замысел создания главного его творения?

^ Ученик из группы искусствоведов. Брюллов в то время находился в Риме, когда брат Карла, Александр, пригласил его посетить раскопки города Помпеи в 1824-1825 гг.. В 1829 году появилась опера итальянского композитора Паччини «Последние дни Помпеи», которую Карл неоднократно слушал.

Учитель. Что вы знаете о городе Помпеи?

Ученик из группы географов. 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения, город был залит лавой, засыпан камнями и пеплом. Две тысячи жителей из 30000 погибли (слайд).

Учитель. Что могли испытывать люди во время извержения? Мы с вами живём не в сейсмической зоне, ни вблизи вулкана, поэтому нам трудно представить подробности происшествия.

Ученики. Течёт раскалённая лава, летят камни и пепел, все паникуют, кричат, бегут.

^ Ученик из группы литераторов.

Дремал Везувий долгие века,

Но вдруг разгневался, и жаром пламенея

Исторг громады пепла свысока,

Погибель предвестив несчастному Помпеи.
Померкло солнце в серых небесах,

Нависли мрачные чернеющие тучи.

Но более ввергал в безумный страх

Разбушевавшийся вулкан гремучий.
Свирепо содрогается земля,

Виднеются вдали зигзаги ярких молний.

И камни падают, лишь смерть суля.

Из города бежит народ смятенья полный.
Заполонил просторы смрадный дым,

Когда вулкана гнев дошёл до апогея.

Трагический исход необратим

Для тысяч жителей в последний день Помпеи…
Везувий город спешно схоронил

Под хаосом камней и лавовою грудой.

И в толще пепла тысячи могил

Внезапно обрели в мученьях адских люди.
Учитель. Так описывает события Фёдор Тютчев, а каковы показания очевидцев события?

^ Ученик из группы искусствоведов. До наших дней дошло письмо Плиния младшего к римскому историку Тациту.

1-й ведущий (читает отрывок из письма Плиния Тациту). «Дух мой содрогается, о том вспоминая... Мы видели, как море отходит назад; земля содрогнулась, как бы отталкивала его. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах огненные зигзаги; она разверзалась широкими полосами, похожими на молнии, но большими. Падает пепел, еще редкий. Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».

Учитель. Неужели всегда все вулканы ведут себя одинаково?

^ Ученик из группы географов. Типы извержений ребята могут посмотреть в буклете на своих столах. Рассматриваются четыре основных типа извержений: гавайский, стромболианский, купольный и вулканический. Извержение Везувия относится к вулканическому (слайд).

Учитель. Что же увидел художник, посетив раскопки?

^ Ученик из группы географов. Он увидел слой камня и пемзы - окаменевшего пепла - на 1600 лет укрыл город. Летом 1827 года Карл Брюллов побывал на раскопках Помпеи. Он увидел лавки и дома с утварью. Были еще свежими колеи на мостовой. Не выцвела красная краска надписей, сообщавших о зрелищах, о сдаче помещений. В кабачках на столах остались следы от чаш с вином. Потрясенный этим зрелищем, художник делает первые наброски. Воображение помогло ему увидеть город не мертвым, а живым, борющимся со смертью. (слайды)..

^ Ученик из группы искусствоведов. Для некоторых персонажей художник использовал слепки, сделанные во время раскопок. В пустоты, образованные в пепле телами погибших, заливался гипс, который застывая, воссоздавал их предсмертные позы (слайды)..

^ 2-й ведущий. Брюллов пишет картину, не щадя сил. Молодой и сильный человек, он доводит себя работой до такого истощения, что сваливается у холста и его уносят на руках. Кажется, этой работой он убьёт себя. Но нет: отдохнув, он встаёт и пишет снова…. Три года напряжённого труда над холстом в 30 м²!

^ 1-й ведущий. И вот полотно окончено. Двери римской мастерской открыты! Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Все хотели видеть произведение, «о котором говорит весь Рим». Итальянские газеты печатали восторженные отзывы о картине, сравнивали Брюллова с мастерами Возрождения. Его приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Поэты посвящали ему стихи. Вальтер Скотт провёл около картины два часа и оценил создание русского мастера как историческую эпопею.

^ 2-й ведущий. В России картину ждали как чудо. Е.А.Баратынский написал поэтические строфы

Принёс ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал «Последний день Помпеи» -

Для русской кисти первый день.

^ 1-й ведущий. В июле1834 года её выставили в Эрмитаже, а потом и в Академии художеств. Там царило необычайное волнение. В круглой зале собрались члены академии и почетные гости, художники и любители живописи. Торжественно гремел оркестр, певец Кудинов исполнял куплеты, слышались голоса: «Он уже приехал?», «Вы его видели?», «Когда же прибудет?», «А она уже здесь?», «Где она?», «Да она-то давно здесь. К ней просто не пробиться. Дирекция отвела для нее самый большой зал. Ведь она просто громадная: 4, 5 на 6,5 метров».

^ 2-й ведущий. И вот крики «Ура!» и «Да здравствует!» сообщили о приезде гостя, и в круглую залу быстро вошел молодой человек, ниже среднего роста, с гордо посаженной головой. (Показывает портрет работы В. Тропинина.) Он был красив: правильные черты лица, голубые глаза, пышные белокурые волосы. Это был художник Карл Брюллов, действительный член миланской, флорентийской, болонской академий художеств. Он был в расцвете славы.

^ 1-й ведущий. Под восторженные крики «великого Карла» внесли на руках туда, где висела его картина. Божественные почести, неземной успех! Давайте и мы взглянем на картину (слайд). В картине Карла Брюллова показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя.

^ 2-й ведущий. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво (показывает фрагмент видеофильма «Античный дворик»). Убранство каждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи — фрески (показывает репродукцию картины неизвестного художника «Портрет девушки»), цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Утром 24 августа раздался оглушительный грохот и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. В этот миг вершина Везувия раскололась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. Это было начало катастрофы.

^ Ученик из группы искусствоведов (читает стихотворение А. Пушкина).

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.
^ Ученик из группы искусствоведов. День катастрофы. Непроглядная грозовая чернота нависла над землей, вдали кроваво-красное зарево, тьму разрывают длинные, острые молнии. И словно бы слышны грохот подземных толчков, треск падающих зданий, крики, стоны, мольбы. Перед лицом смерти открывается суть человеческой души.

Учитель. Каждая группа на картине - это своего рода портрет чувств, именно поэтому все герои повернуты к зрителю лицом. (По ходу рассказа показывает фрагменты.) Кто становятся героями картины?

Ученики. Вор, крадущий упавшие на землю драгоценности, - воплощение корыстолюбия (слайд).

Семья, укрывшаяся плащом, ищущая спасения в бегстве, смятение и страх (слайд)..

Коленопреклоненная мать с детьми недвижны, их вера в милосердие Бога так велика, что они не трогаются с места, предавшись молитве (слайд)..

Мужественная фигура христианского священника, не знающего сомнений и боязни, а в глубине холста - языческий жрец, убегающий в страхе (слайды)..

Сыновья, несущие на плечах старика-отца (слайд).

Юный жених неотрывно глядит в мёртвое лицо невесты – его горе сильнее страха.

Учитель. И лишь одна фигура воплощает спокойствие - художник, ловящий отражение трагедии на лицах окружающих. Это автопортрет. Как вы думаете, зачем Карл Брюллов изображает в картине себя?

Ученики. Это помогает художнику вжиться в роль очевидца происходившего. Событие он делает фактом своей биографии.

^ Ученик из группы искусствоведов. В основу композиции Брюллов положил светоцветовые эффекты. Свет - один из героев картины. В ней взаимодействуют два источника света: холодный лимонно-желтый блеск вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы. Молния освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона ее глубину - панораму гибнущего города. Мрачный красный тон зарева вулкана, переходящий в густой черно-коричневый цвет пепла. Красный цвет доминирует - это и одежды героев картины, и весь задний план, залитый пылающим заревом. И лишь в центральной части, освещенной холодным светом молнии, преобладают голубоватые, зеленоватые, желтоватые тона.

Учитель. Какое чувство, по вашему мнению, является главным для большинства героев картины?

Ученики. Чувство любви и заботы о ближних. Мать оберегает дитя, а отец в свою очередь заботливо накрывает плащом свою семью. Сыновья спасают престарелого отца и т.д.

Учитель. Падающие статуи создают очень сильный эффект в картине. Застывшие в важном спокойствии и словно бы непоколебимые, они на глазах у зрителей начинают свое тяжелое стремительное падение вниз. В этом контрасте внутренней неподвижности и стремительности механического движения - огромный драматизм. Кумиры падают... Как вы понимаете эти слова? (Ученики отвечают).

Учитель. Так кто же главный герой картины, можно ли выделить кого-то одного?

Ученики. Главным героем картины является народ.

^ 1-й ведущий. На полотне одно за другим рассматриваем женские лица. Кажется, или нет, но некоторые из них похожи друг на друга! Неужели художник специально прибегнул к такому приёму? Но кого же он так неустанно повторяет и повторяет в своём полотне?

2-й ведущий. Это портрет известной женщины своего времени графини Юлии Павловны Самойловой, близкого и преданного друга художника.

^ 1-й ведущий. На пороге своего 50-летия, после изнурительной, более семи месяцев, болезни, художник создаёт автопортрет всего за 2-3 часа! (слайд)..

2-й ведущий. В любые годы своей жизни: будь то годы славы, или забвения, Карл Павлович был очень доброжелателен к коллегам-художникам, и помогал им как мог. Например, помог начать творческий путь в живописи Павлу Андреевичу Федотову. Сыграл он и заметную роль в судьбе известного украинского писателя Тараса Шевченко. Для выкупа вольной художник продал с аукциона портрет Жуковского за 2500 рублей.

1-й ведущий. Живописец умер от от тяжёлой болезни, работая до последней минуты. «Борьба физического изнеможения с умственной деятельностью – борьба, которую Брюллов не скрывал, была ужасна», - писал его ученик. Но вся жизнь Брюллова, автора прекрасной картины, осталась победой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи» iconУрока литературы и изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Образ былинного героя
Сценарий интегрированного урока литературы и изобразительного искусства в 6 классе

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи» iconКонспект урока изобразительного искусства. Тема: «Дымковская игрушка»
Цель: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности через знакомство с геометрическим орнаментом Дымковской...

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи» iconПлан – конспект над предметного занятия по изобразительному искусству в 1 классе
Цель: формирование художественного мировосприятия и развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного...

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи» iconУрок изобразительного искусства в 5 классе Тема: «Золотая осень»
Цель урока: изобразить на листе бумаги осеннее дерево, создать коллективный пейзаж

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи» iconКонспект открытого урока по ручному труду в 5 классе. Тема: Аппликация «Снегирь»
«снегирь», план сборки, новые слова (снегирь), картины зимнего пейзажа, изображения снегиря на картинках, ноутбук

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи» iconУрока Дата Тема урока Цели урока
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие наблюдательности и внимания

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи» iconКонспект урока урок русского языка в 3 классе. Тема : «Ещё об одной опасности письма»
Тема: «Ещё об одной опасности письма» (Орфограмма, на месте которой возникает необходимость двойного выбора: слышим [ца], а обозначать...

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи» iconКалендарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
Образцы декоративно-прикладного искусства: матрёшка, расписная деревянная доска и т д

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи» iconПлан-конспект урока по изо на тему: «В музее хранятся картины. Пейзаж» для 3 класса
Тип урока Комбинированный: сообщение нового материала, закрепление и выявление знаний

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема : «История одной картины. Последний день Помпеи» iconУрок изобразительного искусства в 1 классе по теме "Золотые краски...
Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме "Золотые краски осени. Панно из осенних листьев". Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница