Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках»




Скачать 121.27 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках»
Дата публикации24.10.2014
Размер121.27 Kb.
ТипМетодическая разработка
lit-yaz.ru > Военное дело > Методическая разработка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДМИТРИЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЗОЛОТУХИНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Внеклассное

мероприятие по истории.

Тема:
Подготовила:

учитель истории

Жиляева Наталья Ивановна
Методическая разработка

«Живая память», посвященной 15 февраля –
Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках».
Участники: учащиеся, учитель истории.

Присутствующие: учащиеся и учителя школы.

Цели:

1) способствовать развитию у учащихся чувства ответственности;

2) содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

3) формирование у молодых граждан активной гражданской позиции.

4) познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн;

5) воспитывать чувство патриотического долга, чувство сострадания к погибшим.

^ Подготовительная работа.

I. Подбор научно-методической, публицистической и художественной литературы по теме.

II. Определение совместно с учащимися формы проведения и схемы выступления.

III. Распределение обязанностей к подготовке: подбор иллюстраций, видеофрагментов, подбор музыки.

Ход проведения мероприятия.

Ведущий: Добрый день, сегодня мы собрались вспомнить и почтить память ушедших, а также выразить свое почтение и уважение оставшимся в живых.
Звучит песня «Небо засыпай».

Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово – война.
Над планетой, под целым миром.
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то
Чтоб горели огнем города.
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.
Я хочу, чтоб сияло солнце,
Но не только над нашей страной,
Чтобы дети на всей планете

Улыбались вместе со мной.

(презентация о Великой Отечественной войне)

1Вед.: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже почти 69 лет всё ждут и ждут запоздавшие письма с войны, и матери не верят похоронкам, и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И тела погибших давно стали землёй, и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!
2 вед:Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

1 вед: Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.

2 вед: В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга.

Получают мальчики повестки.

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжел солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руки:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше.

Все они уходят в мир иной...

А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

1-й вед. Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

2-й вед. Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.

Презентация «Афганистан»

^ 1-й ведущий. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга». С чего все началось? Прежде всего, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии. Впрочем, не все хотели укрепления позиций России. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном peгионе не жалели средств. Афганистан! Ты весь во мне:

Разрывами гранат, осколками свинца,

Ты заревом окутан, весь в огне,

Страданиям и болям нет конца.

Афганистан! Ты наша боль и горе,

Крик матерей доносится сюда,

Горючих слез уж выплакано море,

Пожалуй, хватит их на все года.

И снова поднимаюсь я в атаку,

И снова пули поднимают пыль.

Афган! Зачем же раньше сроку

Суровую всем открываешь быль.

Историю не повернуть вспять,

Сполна мы за Россию заплатили,

Но память возвращает нас опять

В Афганистан – туда, где мы служили.
(воспоминания из дневника советских воинов, чтение письма учащегося в военной форме)

Мне пришлось повидать различные трофеи, захваченные у душманов: английские карабины, западногерманские короткоствольные автоматы, итальянские пластиковые мины, стрелковое оружие пакистанского производства и многое другое.

На дне окопного оврага добыл я гильзу из стены.

А в ней — истлевшая бумага, письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем смочил графит карандаша

и с перемазанной губою писал, как думал,— не спеша.

Вручал слова бумаге бренной, писал, склоняясь к фитилю.

...И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»...

Одно осталось...

Но упрямо горит сквозь все, что в жизни есть!

...Что он «лю-бил»..?

Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил, и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес

Во мне

Сейчас.

2-й вед. Против нас была объявлена информационная воина, к то-то «добренький» стал щедро осыпать афганских моджахедов «благами западной цивилизации». Широкой рекой в Афганистан потекли современные средства ПВО -тогдашние «стингеры». Стрелковое и тяжелое вооружение, средства минной войны...

1-й вед. Но главное - деньги. доллары, афгани .. Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. cjiobho время повернулось вспять - буквально за каждое ухо убитого советского воина, как за скальпы во время покорения Америки, стали платить, и платили щедро.

2~й вед. На «бешеных» деньгах множились солдаты удачи А чтобы бизнес у «духов» шел успешнее, их обучали в диверсионных школах на территории соседнего Пакистана. Все мы знаем, сколько наших ребят полегло тогда.

1-й вед. Наконец наших солдат вывели из Афгана. Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто посылал ребят на войну? И как больно сейчас читать и слышать им, прошедшим огонь и воду и оставшимся в живых, что та война была ошибкой... Значит, все было зря?

Мы шли пружинисто и дружно:

Две сотни ног в единый шаг,

И слава русского оружья

Звенела в нервах и ушах.

Туда, где полковое знамя

Цепляло верхние слои.

Взмывали соколы орлами

И соловьями -воробьи.

Земля сама под шаг просилась –

Десантный шаг, и потому

От грома небо покосилось,

Берету вторя моему.

И окна радостно сверкали

Сквозь вишен розовый туман...

И мы тогда еще не знали

Словца мудреного «душман».
^ 2-й ведущий. Ребята, прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то же получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти и, не дай бог, измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне.

^ 1-й ведущий. Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о родине, долге, о любви и о боевом товариществе.

Песня «Приказ»

Учитель истории: Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тыс. военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии - 525,2 тыс. чел. (в том числе 62,9 тыс. офицеров), в пограничных и других подразделениях КГБ СССР - 90 тыс. чел., в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР - 5 тыс. чел. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тыс. чел. Ежегодная среднестатистическая численность войск Советской Армии составляла 80-104 тыс. военнослужащих и 5-7 тыс. чел. гражданского персонала.Общие людские потери (убиты, умерли от ран и болезни, погибли в результате катастроф, происшествий и несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил (вместе с пограничными и внутренними войсками) составили 15 051 чел. При этом органы управления, соединения и части Советской Армии потеряли 14 427 чел, подразделения КГБ - 576 чел., формирования МВД - 28 чел., другие министерства и ведомства (Госкино, Гостелерадио, Министерство строительства и др.) - 20 чел. За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 чел. По состоянию на 1 января 1999 г. в числе не вернувшихся из плена и неразысканных оставалось 287 чел. Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Они нравственно безупречны. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги.

1 вед: Пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах», и попрёки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве солдат.

Давно ушли мы из Афгана,

Почти забыли запах дыма и огня,

Но помню: было там все без обмана,

А здесь все фальшь преследует меня.

А здесь повсюду мелочность,

нечестность,

Которую встречаю я в штыки,

И вспоминается в песке и пыли местность

У той далекой и чужой реки.

Не каждый ведь сейчас поймет,

А кто поймет, не испытать ему,

Как наши парни шли вперед

Земля горела вся в дыму.

От жажды трескалися губы,

Горело горло, как в огне,

Но парни стискивали зубы,

Глоток воды свой отдавали мне

Сейчас мне стыдно, что я раненый

Просил и бредил о воде,

Глоток, которой там был равен

Порою жизни всей цене.

Как братья были люди там,

Ценой безмерной за все платили.
2 вед: Очень верно кем – то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не продолжительностью ее, а тем, что ее наполняет. Прежде чем сказать слово о тех, кто воевал в Чечне, хочется сказать спасибо всем тем, кто исполнял свой воинский и патриотический долг в Афганистане. Это выпускник школы 1982 года - Климов Юрий Александрович. Низкий поклон Вам за Ваше мужество и героизм.

Звучит песня в исполнении учащейся 8-А класса «Ты же выжил, солдат», презентация «Чечня»

^ 1 вед: Все новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте… и среди них боль России – Чечня.

2 вед: Давно закончилась та война. Так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Чтец: Закрою атлас, снова открываю...

На сердце боль и тяжесть у меня.

Так вот она, та точка роковая.

Кто знал ее вчера? Она - Чечня.

Она уму и совести укор.

Кто знал вчера названье это,

Что за чертою дальних гор?

Теперь в горах и на просторах ровных

Ночами много женщин не уснут.

Как колокол вздыхает похоронный

Зловещее: Ба-мут, Ба-мут!

Тем вздохам расстоянье не помеха.

Добро негромко, громко звучна злость.

Тревожное, трагическое эхо

И к мирному Кузнецку донеслось.

В истории свои загадки,

С плеча судить мы не вольны:

Кто виноват в кровавой схватке

Людей вчера одной страны.

Пройдя по жизненным излукам,

И не на час, а на века

История, как ОТК,

Клеймо поставит по заслугам,

И не на час, а на века.

И за чеченскую аферу

Поставит каждому печать.

И за солдатика-шофера

Пред Богом будут отвечать.

Его уста сегодня немы,

Его объемлет тишина.

Но эта вот полупоэма

Сейчас ему посвящена.

А кто он, мы таить не станем:

Не из господ, не из гуляк.

Его фамилия - солдат,

Обычный парень, наш земляк,

Война, война...

Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин...

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.

(Минута молчания.)
Не был я на чеченской проклятой войне.

Понимаете, не был, ребята.

Пока вас снайпера прибивали к броне,

Я сидел в нашей школе за партой.

Пока нас распинали живых на крестах

Бородатые чёрные звери

И потом предавали на самых верхах,

Всё молча о реальных потерях...

И терялся в ночи скорбный плач матерей

Под гудёж бесноватой столицы,

И смотрели на нас в глубине алтарей

Убиенных парней наших лица.

Страшен взгляд сих оболганных, преданных душ,

В этом мире проклятом забытых.

О, какая ж в сердцах наших чёрная глушь,

Если мы предадим их, убитых!

Предадим их, не взяв в руки праведный меч,

Ложь срубающий истины словом!

Тот, кто душу свою здесь захочет сберечь,

Потеряет её перед Богом.

2 вед: Из выпускников нашей школы в Чечне служи: Николаенко Андрей Николаевич, Кухтин Константин Николаевич, Чаплыгин Александр Тимофеевич. У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.

1 вед: Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним.

2 вед. Российский офицер! Это гордое звание, героическая профессия. Профессия – Родину защищать. И выпускники нашей школы с честью продолжают эту эстафету самоотверженного служения Родине.
1 Вед. Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…

2 Вед : Нам не страшны любые непогоды:

Есть у родной страны надежный щит.

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Российской армии стоит.
1 Вед : Друг! Современник. В молодые годы

Преодолеешь ты наук гранит,

Пока на страже мира и свободы

Солдат Российской армии стоит.

Песня «Я служу России» + презентация «Присяга»

И в заключении хочется сказать, что ратную славу и горячую признательность заслужили наши замечательные солдаты, героически проявившие себя в Афганистане, Чечне и, несмотря на то, что жизнь многих солдат оборвалась , память о них будет жива на отчей земле. И что над миром будет ясное голубое небо, никогда не будут слышны залпы орудий. И солдаты будут защищать только мирные рубежи нашей Родины.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» iconЖивая память
Ваших сердцах. Классный час мы назвали "Живая память". Именно "живая" память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне,...

Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» icon«Живая память…» Встреча, посвященная 15 февраля – Дню погибших в...
Участники: учащиеся моу сош с. Трескино, ветераны войны в Аф­ганистане, военных действий в Чечне, воины запаса, призывники, преподаватели-организаторы...

Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» iconОтчёт по проведению мероприятий посвященных «Дню безопасности»
Бесланской трагедии. Волнительно и проникновенно звучали стихи в память о погибших детях. Трогательные стихи в честь памяти детей...

Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» iconУрок-память Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Стихи и песни о войне»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по воспитанию гражданственности, патриотизма, памяти к прошлому рекомендуется классным...

Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» iconПротокол Подведение итогов конкурсных работ «Растим патриотов России»...
Н-казанищенский многопрофильный лицей, номинация: Методическая разработка по организации и проведении поисковой работы, увековечения...

Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» iconЗвучит фонограмма песни А. Розенбаума “Чёрный тюльпан”. На сцене...
Перед сценой установлены стенды с фотографиями воинов-земляков, погибших в “горячих точках” (перед каждой фотографией – зажженная...

Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» iconПомним всех поимённо…
Тысячи военнослужащих Советского Союза и России погибли в других. «горячих точках». Кровавыми ранами отозвались Нагорный Карабах,...

Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» iconМкоу оош №20 ст. Суворовская Предгорный район Ставропольский край
Здравствуйте дорогие ребята. 8 февраля в календаре России особая дата. Сегодня, по сложившейся традиции, мы проводим в нашей школе...

Методическая разработка «Живая память», посвященной 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках» iconУрок мужества «Они сражались за Родину». Посвященный Дню юного героя-антифашиста (8 февраля)
Оон в 1964 году был утвержден праздник День юного героя-антифашиста, в память тем, кто смог противостоять фашизму, а так же в честь...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница