Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны»




Скачать 298.03 Kb.
НазваниеУрок мужества: «Маленькие герои Великой войны»
страница1/3
Дата публикации29.10.2014
Размер298.03 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Журавлевская основная общеобразовательная школа

Муниципального района Волжский

Самарской области

Урок мужества:

«Маленькие герои Великой войны»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Додонова Н.И.

2010 г.

Цели:

Образовательные:

  • повысить у учащихся интерес к истории Великой Отечественной войны;

  • познакомить учащихся с событиями, происходящими в годы Великой Отечественной войны, с участниками сражений, ставшими Героями Великой Отечественной войны.

Развивающие:

  • содействовать формированию представлений о мужестве, стойкости и героизме мальчишек и девчонок, вставших на защиту страны;

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине, уважение к участникам Великой Отечественной войны;

  • воспитывать чувство гордости за подвиг маленьких защитников Отечества.

Тип урока: урок-экскурсия

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, комментарии учителя, выразительное чтение, выразительное чтение наизусть стихотворения

Оборудование: мультимедийная презентация

Оформление класса:

Эпиграф к уроку:

Мы знаем ,что ныне лежит на весах,

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

А. Ахматова

План урока:

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя

3.Сообщения учащихся

4.Повторение и изучение нового материала

5.Закрепление

6.Подведение итогов

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

(звучит запись песни «Журавли», на её фоне говорит учитель)

Более 60 лет назад отгремели последние оружейные залпы. Годы, отделяющие нас от победного дня – срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали, утвердились во взрослости не только те, кто встретил войну мальчишками, но и те, кто родился во время грозного лихолетья, и даже те, кому довелось родиться на свет во вторую половину сороковых годов. Но всех их объединяет память…

(пауза)

4 часа утра, 22 июня 1941 года... Уже сражалась Брестская крепость, уже фашисты бомбили Киев, Львов, Минск, по дорогам страны уже шла война. 1418 дней и ночей были яростной борьбой со злом ради торжества добра! Сегодня мы оглядываемся на те сороковые – роковые, на трагические, огненные, горькие и радостные 4 года войны , и хочется сказать:

Поклонимся великим тем годам!

Поклонимся живым и мёртвым, бессмертным и бесстрашным, и тем, кто принял бой на рассвете 22 июня 1941 года, у стен Брестской крепости , и тем, кто пройдя через всю войну, добил врага там, откуда война началась – в поверженном Берлине.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш урок...

(минута молчания)

(выразительное чтение наизусть стихотворения)

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горе.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится он лишь в сорок пятом в мае.

^ 3. Сообщения учащихся

(комментирование учителем)

Итак, страна охвачена пламенем войны. Готовясь к войне с Советским Союзом, гитлеровцы разработали план «Барбаросса», по которому рассчитывали провести молниеносную войну («блицкриг») и захватить всю Советскую страну за 5 месяцев. Особое место по этому плану отводилось взятию Москвы и Ленинграда. Гитлер считал, что с достижением этой цели война будет закончена. Он нисколько не сомневался в выполнимости своего плана, и 7 ноября собирался устроить парад немецких войск на Красной площади в Москве.

Отправляя своих солдат на войну, ^ Гитлер говорил: «…убивай всякого советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик - убивай, этим ты спасешь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».

В начале войны все шло по намеченному плану. В то время у фашистов было намного больше, чем у нас и танков, и самолетов. Прошло только четыре месяца, а гитлеровцы захватили уже огромные территории. Под ударами вражеских войск, несмотря на отчаянное сопротивление, пали Брест, Одесса, Севастополь, Киев…

Но чем глубже вторгались фашисты на нашу территорию, тем ожесточеннее становилось сопротивление. Воевали не только солдаты: весь народ от мала до велика встал на защиту своей единой Родины.

(сообщения учащихся)

А) Особенно тяжелыми были лето и осень 1941 года. ^ Немцы рвались к Москве. Подобно урагану планировали они налететь на столицу Советского Союза и смять её. Военную операцию по взятию Москвы они так и назвали «Тайфун». Согласно плану, фашисты сосредоточили на Московском направлении свои главные силы. Здесь решалась судьба нашего Отечества. Здесь разгорелись самые жаркие бои. Защитники Москвы стояли насмерть. 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад. Но не немецких войск, как планировал Гитлер: по Красной площади, мимо кремлёвских стен в суровом молчании прошли советские войска. С площади, прямо с парада, войска уходили на фронт, защищать Москву. Линия фронта проходила почти у стен города. Несколько раз гитлеровское радио объявляло на весь мир, что Москва уже взята, но это была неправда, враг не вошел в столицу Советского Союза. Один из самых тяжелых моментов битвы за Москву произошел у разъезда Дубосеково, где стояла 8-ая гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора Панфилова, возглавляемая политруком Василием Клочковым. Их было 28 человек, против них - 20 танков, почти по одному на каждого. 14 танков подбили воины. А после небольшой передышки враги двинули против смельчаков уже 30 танков. Тогда политрук Клочков встал перед боевыми товарищами и сказал: « Друзья! Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» Много героев полегло в этой битве, погиб и политрук Клочков, но враг к Москве не прошел. Уверенные в своей непобедимости, фашисты не ожидали такого отпора.

^ Б) Еще более сокрушительный удар они получили под Сталинградом, где война вплотную подошла к казахской земле. Фашистские генералы получили приказ – полностью уничтожить город на Волге. И 23 августа 1942 год сотни немецких самолетов обрушились на Сталинград. Волна за волной шли «Юнкерсы» и «Хейнкели», сбрасывая бомбы на жилые кварталы города. Рушились здания, к небу вздымались громадные огненные столбы. Весь город окутался дымом – зарево горящего Сталинграда было видно на десятки километров. После налета фашистские генералы доложили Гитлеру : город разрушен! Но, даже разрушенный, город не сдавался. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом… Так, на одной из площадей, недалеко от переправы, уцелел один – единственный дом. Он был очень удобен для ведения боя: из его окон простреливалась вся площадь. Фашистам удалось укрепиться в этом доме и они, расставив на этажах пулеметы и минометы, принялись обстреливать наши позиции. Сержант Павлов со своими товарищами смогли выбить из него фашистов и занять позицию. Фашисты решили во что бы то ни стало вернуть этот важный стратегический объект. Два дня штурмовали гитлеровцы дом, но так и не смогли победить горстку смельчаков. Тогда они подбросили свежие силы – целый полк. Но и наше командование послало подкрепление павловцам.

58 дней защищали этот дом – рубеж советские бойцы. Сейчас этот дом - знаменитый! ^ Дом Павлова! А ещё, из-за того, что в отряде Якова Федотовича Павлова были и узбеки, и татары, и грузины, и казахи, бойцы окрестили его Домом солдатской дружбы.

^ В) Ожесточенные бои завязались у Мамаева кургана. Это была господствующая высота над городом, и фашисты изо всех сил старались закрепиться на ней. Наши войска получили приказ: выбить врага с Мамаева кургана. Бой проходил с переменным успехом. Двенадцать раз сходились наши бойцы врукопашную с врагом. То вниз откатывались гвардейцы, то отступали фашисты. На каждого нашего бойца приходилось до десяти гитлеровцев, но советские воины не дрогнули, стояли насмерть. Во время боя была повреждена линия связи. Исправить повреждение отправили одного солдата – он не вернулся, второго – но и он не дошел до оборванного провода. Послали третьего – Матвея Путилова. Через несколько минут связь заработала, но Путилов не возвращался. После боя выяснилось, что Путилин, пока полз, был тяжело ранен, потерял много крови, ослаб, у него не хватило сил соединить концы перебитого провода. Тогда он взял концы провода в рот и зажал их зубами, пропустив ток через себя. Вот тогда и заработал телефон на командном пункте.

^ Г) Одной из самых трагических станиц в истории Великой Отечественной войны является героическая оборона Ленинграда. Если Сталинград гитлеровцы хотели стереть с лица земли, то Ленинград они решили сохранить для себя. Прекрасный город на Неве так нравился фашистам, что они заранее распределили дворцы и все самые лучшие здания между своими генералами и офицерами. Командующие гитлеровскими войсками тщательно подготовились к захвату города и были настолько уверены в скорой победе, что назначили дату банкета в гостинице « Астория» и даже отпечатали и разослали приглашения. Но ленинградцы оборонялись с такой беспримерной храбростью, с таким беззаветным героизмом, что немцы, поняв, что им не получить город в целости и сохранности, решили разбомбить его. На Ленинград обрушилась лавина огня: фашистские летчики, выполняя приказ Гитлера, тысячами сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы; зенитные батареи вели непрекращающийся обстрел. Но город продолжал сопротивляться. И тогда фашисты решили взять его измором. Они блокировали Ленинград со всех сторон. В конце августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом гитлеровцы заняли железные дороги на подступах к городу и связь с Большой землей прервалась. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи, под постоянным обстрелом фашистской авиации, подвозили продукты. С каждым днем все труднее становилось ленинградцам: приближалась зима, надвигался голод. В октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В ноябре пришли морозы, и из-за намерзающих льдин баржи вообще не смогли проходить к городу. Только зимой, когда всё Ладожское озеро покрылось толстым ледяным панцирем, появилась возможность переправлять по льду необходимые для населения продукты питания и топливо. «Дорогой жизни» называли ленинградцы ладожский лед. Но фашисты зорко стерегли эту дорогу, держали её день и ночь под прицельным огнём, стремясь не пропустить в город ни одной машины. Начался голод. Люди падали от слабости на улицах, у станков, и уже не могли подняться. А дома умирали дети и старики. У оставшихся в живых не было сил похоронить умерших. Но не только голод уносил человеческие жизни: в городе поломался водопровод – за водой приходилось ходить на Неву, вышла из строя электростанция…

В Ленинграде, на Васильевском острове, в доме № 13 жила одиннадцатилетняя девочка - ^ Таня Савичева. Старшая Танина сестра Женя работала на заводе, брат Леня - тоже, были у Тани ещё дядя Вася и дядя Леша, мама и старая бабушка. Когда началась блокада, все они остались в городе. Потом наступил голод… Таня вела дневник. Вот выписки из дневника Тани Савичевой:

« Женя умерла 28 дек. В 12- 30 час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 янв. В 3 час. дня 1942 г.

Лёка умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апр. В 2 ч. ночи 1942 г.

Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7- 30 час. утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня».

Умирающую Таню увезли из блокадного Ленинграда, однако спасти её не удалось.

Фашисты были уверены в том, что город долго не продержится. Но проходили дни за днями, месяцы за месяцами, а ленинградцы не сдавались. Ослабевшие, умирающие, они не только продолжали сопротивляться, но и спасали прекрасные памятники, которые не успели вывезти, писали книги, сочиняли музыку, продолжали учиться и учить - во время блокады в Ленинграде работало 100 школ. 900 дней, почти два года продолжалась блокада, многие ленинградцы погибли, но враг так и не вошел в город на Неве. Весь советский народ был потрясен мужеством защитников легендарного города, каждый старался, как мог, помочь осажденным. Из всех уголков Советского Союза спешили поезда с продовольствием, топливом, одеждой, с надписями: «Защитникам Ленинграда!», «Ленинградцы, мы с вами!» Жители осажденного города постоянно ощущали всеобщую поддержку, и это придавало им силы.

^ Д) Одновременно с наступлением на Сталинград, фашистские генералы бросили свои армии на Кавказ: им нужны были нефть, медь, марганец – все, чем богат Кавказ, и чего так не хватало нацистской Германии. Кроме того, захватив Кавказ и все его портовые города, фашисты лишили бы советский Черноморский флот береговых баз. Фашисты любили давать своим военным операциям красивые названия. Операцию по взятию Кавказа они назвали по имени горного цветка «Эдельвейс». Казалось, вначале удача сопутствовала гитлеровцам. План «Эдельвейс» был почти выполнен, да только не долгим было их ликование. С огромными потерями пришлось фашистам вскоре отступить назад.

Е) Фашисты мечтали отомстить за поражения под Сталинградом и на Кавказе. Чтобы весь мир опять поверил в могущество и непобедимость фашистской армии, было решено дать генеральное сражение. Тщательно и с большой секретностью был разработан ими план операции под названием «Цитадель». Место для генерального сражения определили в районе города Курска. Сюда тайно стягивали немцы свои самые лучшие войска, самую и новую и мощную боевую технику. Согласно плану, 5 июля 1943 года в 2 часа 30 минут утра фашисты должны были начать артиллерийскую атаку, а через пол часа, ровно в 3-00, начнется штурм. Все было готово. Фашисты ждали только сигнала. Но они не знали, что советским разведчикам удалось установить точные сроки наступления. И вот, за минуту до начала операции, огненным смерчем ударила по вражеским войскам советская армия. Лишь через несколько часов смогли прийти в себя фашистские генералы. Штурм был сорван. 49 дней длилась Курская битва. Трудно приходилось солдатам. Ещё ни в одном сражении не использовали фашисты такое количество боевой техники. Кроме того, у них появились новые танки «тигр» и «пантера», да ещё новое самоходное очень мощное орудие «фердинанд». Но только и с ними научились справляться наши воины. Огромные потери понесли гитлеровцы в боях под Курском. Теперь немецкая армия напоминала смертельно раненого зверя. Фашисты и сами хорошо понимали, что эту войну им не выиграть, но продолжали упорно сопротивляться, неохотно расставаясь с захваченной советской землей.

^ Ж) Но и здесь оккупантам не было покоя. Во вражеском тылу не прекращалась народная партизанская война. « Народной» она была названа потому, что в ней участвовали не солдаты, офицеры или генералы, а простой народ - мирные люди, те, кто не успел эвакуироваться, и остался под гнетом гитлеровских захватчиков. Выполняя наказ Гитлера, фашисты зверски расправлялись с мирным населением. Не жалея ни женщин, ни малых детей, ни древних стариков, устраивали массовые расстрелы, вешали и сажали в тюрьмы, угоняли молодежь в Германию как рабочую силу для немцев, отправляли в концлагеря. Люди стали уходить в леса, объединялись в группы, отряда. Стали создаваться даже партизанские соединения. Партизаны действовали везде: под Москвой, на Кавказе, а особенно активно - на Украине и в Белоруссии. Ни днем ни ночью не давали фашистам покоя народные мстители. Они устраивали дерзкие вылазки, взрывали склады с боеприпасами, мосты и железные дороги, уничтожали боевую технику, громили фашистские гарнизоны, и при этом действовали всегда так смело и изобретательно, что при одном только слове « партизан» фрицев охватывала паника. Как могли, фашисты расправлялись с партизанами: устраивали карательные операции, арестовывали и убивали людей по малейшему подозрению. Но никакие меры не могли остановить грозную партизанскую войну.

В Подмосковье, в селе Петрищево, фашисты схватили юную партизанку ^ Зою Космодемьянскую. Допрашивал её сам командир дивизии подполковник Рюдерер. Он хотел, чтобы Зоя выдала своих товарищей, рассказала о планах партизан, указала место расположения партизанской базы. Зою избивали, пытали, босую и почти раздетую водили на мороз, но ничего не смогли узнать. Утром её повели на казнь. Девушку подвели к виселице, поставили на ящик, набросили петлю на шею… И тут Зоя крикнула: « Товарищи! Не бойтесь. Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите!» Стоящий рядом фашист подбежал к Зое, хотел ударить, но она оттолкнула его ногой. « Мне не страшно умирать, это счастье - умереть за свой народ!» И, повернувшись к своим мучителям, крикнула: «Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Все равно победа будет за нами!» Зоя погибла, но память о ней будет вечно жить в наших сердцах.

Перед началом Курской битвы фашисты приняли решение уничтожить партизан, которые действовали у них в тылу в брянских лесах. Почти целую армию с тяжелой артиллерией и танками пришлось снять фашистам с фронта и направить в брянские леса, но все оказалось напрасным, партизанские отряды продолжали действовать. Когда началось массовое отступление гитлеровских войск, партизаны были уже грозной и могучей силой, и помогали передовым частям Советской Армии добивать фашистов. Под ударами наших войск фашисты поспешно отходили на запад.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны» iconУрок по литературе на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны»
Познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг...

Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны» iconОригинал: Урок мужества «Солдат войны не выбирает»
...

Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны» iconТема: «Герои войны и военная песня»
Цель: расширение знаний учащихся по теме Герои Великой Отечественной войны, привлечение внимания к героическим страницам истории...

Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны» iconУрок мужества
Сталинградской битвы как начала коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны» iconМоу сош №8 села Приозёрского Левокумского района Ставропольского...
Учитель. Сегодняшний урок мы посвящаем поэтам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны

Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны» iconУрок мужества «Памяти павших будьте достойны!»
Цели: формирование у школьников высокого патриотического сознания, уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны

Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны» iconКлассный 2010-2011 уч год Урок мужества «Дети войны»
Задачи: Формирование у школьников патриотической позиции, воспитывать любовь к Родине, гордость за Победу русского народа в Великой...

Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны» iconВстреча поколений
«Урок мужества» встреча старшеклассников Судиславских школ, учащихся филиала Костромского автодорожного колледжа с ветеранами Великой...

Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны» iconВстреча с воинами-афганцами классный руководитель 9 кл. С. П. Товменко 2013 год
Родину. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии, а через нее – и чести Отечества. Примером мужества и героизма...

Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны» iconВетеранам Великой Отечественной войны, фронтовикам, вернувшимся с...
Поисковые группы дво «Поиск» и отрядов детской организации «Непоседы», учителя школы №38, члены областного, городского и районного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница